Дифференцирование и позиционирование товара на рынке
Дифференцирование— это процесс разработки ряда существенных особенностей продукта, призванных отличить его от товаров-конкурентов.
Возможности дифференцирования зависят от каждой конкретной отрасли. Бостонская консультационная группа (БКГ) выделяет четыре типа сфер деятельности (отраслей), различающихся по количеству и величине возможных конкурентных преимуществ:
1) Объемная отрасль. В такой отрасли компания может достичь небольшого числа значительных конкурентных преимуществ.
2) Ограниченная отрасль. Потенциальные возможности получения конкурентного преимущества ограниченны и незначительны.
3) Фрагментированная отрасль. Компании обладают широкими возможностями по дифференцированию продукции, но оказываются не в силах добиться решающего преимущества перед конкурентами.
4) Специализированная отрасль. В специализированной отрасли компании дифференцируют продукцию различными способами, каждый из которых может привести к серьезному выигрышу.
Компания дифференцирует свой товар по отношению к продукции фирм-конкурентов по пяти направлениям дифференциации: по продукту, по услугам, по персоналу, по каналам распределения и по имиджу:
А) Дифференцирование продукции
Дополнительные возможности — это характеристики, расширяющие основную функцию продукта. Компания может разрабатывать новые версии товара, просто добавляя дополнительные возможности.
К основным показателям дифференцирования относятся:
1. Уровень конформности;
2. Долговечность;
3. Надежность;
4. Ремонтопригодность;
5. Стилистическое решение товара;
6. Дизайн.
По мере обострения конкуренции возрастает роль дизайна как наиболее перспективного способа дифференцирования и позиционирования продукции или услуг компании. Дизайн особенно важен в производстве и при осуществлении маркетинга предметов длительного пользования, предметов одежды, для товаров в упаковке и в услугах розничной торговли.
Б) Дифференцирование услуг
Когда дифференцирование физического продукта затруднено, ключом к успеху в конкурентной борьбе часто становится увеличение количества и качества сопровождающих его услуг.
Главные переменные дифференцирования услуг:
1. Простота оформления заказа;
2. Доставка;
3. Установка;
4. Обучение потребителей;
5. Консультирование потребителей;
6. Обслуживание и ремонт;
7. Дополнительные услуги;
8. Дифференцирование персонала.
В) Дифференцирование каналов распределения
Компании могут использовать для дифференцирования свои каналы распределения, охватываемые ими территории, эффективность и профессионализм сотрудников на местах.
Г) Дифференцирование имиджа
Даже в тех случаях, когда конкурирующие товары выглядят примерно одинаково, покупатели по-разному реагируют на имидж компании или торговой марки. Сильный имидж включает один или более символов, которые ассоциируются в сознании потребителей с компанией или торговой маркой.
Выбранные символы должны использоваться в рекламе, которая призвана подчеркнуть особенности компании или торговой марки. Рекламное обращение должно быть продублировано в различных публикациях. Компания должна помещать свой логотип на наружной рекламе и на визитных карточках сотрудников.
Одной из основных задач любой компании является превращение недифференцированного продукта в дифференцированное предложение.
Компания должна осторожно выбирать направления дифференцирования в соответствии со следующими критериями:
· Важность. Отличие привлекательно для большого количества покупателей.
· Неповторимость. Отличие либо не используется конкурентами, либо предлагается компанией в другом виде.
· Превосходство. Отличие превосходит другие способы получения тех же благ.
· Доступность. Отличие доступно и ощутимо для потребителей.
· Преимущество первого хода. Отличие не может быть легко скопировано конкурентами.
· Приемлемость. Покупатель способен оплатить данное отличие товара.
· Рентабельность. Компании выгодно использовать данное отличие.
После того, как произведено сегментирование, необходимо обеспечить товару абсолютное отличие и узнаваемость, т. е. произвести позиционирование, понимаемое как определение позиции товара среди конкурентов и придание ему определенного имиджа на целевом сегменте.
Позиция товара на рынке складывается из трех составляющих:
- во-первых, это выбор атрибута позиционирования, т. е. некоторой полезности товара для клиента, которая может стать эмоциональной причиной его покупки именно в данной фирме;
- во-вторых, позиционирование осуществляется для выбранного целевого рынка, так как для разных аудиторий наиболее привлекательные атрибуты позиционирования будут разными;
- в-третьих, позиционирование должно учитывать позицию конкурентов, которые предлагают товары для того же целевого рынка.
Все три составляющие позиции следует свести в одну лаконичную фразу, где упоминается ключевое преимущество, двумя-тремя яркими образами охарактеризован целевой рынок, а также обозначена категория, в которой товар конкурирует.
Основные принципы позиционирования можно сформулировать следующим образом:
1. Быть последовательным, используя выбранную позицию, придерживаясь однажды выбранного направления, не менять позицию в течение длительного времени;
2. Ежедневно люди воспринимают огромное количество информации — письменной и устной. При таком наплыве очень важно, чтобы позиция фирмы преподносилась клиентам доступно и просто, но в то же время выразительно и своеобразно;
3. Все составляющие бизнеса, включая решения об ассортименте предлагаемых товаров и услуг, об обслуживающем клиентов персонале, о способах рекламы, способах распределения, должны последовательно выражать выбранную позицию.
Выделяют 7 направлений позиционирования:
1) Позиционирование по атрибуту;
2) Позиционирование по преимуществу;
3) Позиционирование по использованию;
4) Позиционирование по потребителю;
5) Позиционирование по конкуренту;
6) Позиционирование по категории продукта;
7) Позиционирование по соотношению цена-качество.
Типичные ошибки позиционирования:
· Недопозиционирование–имеет место, когда покупатели имеют смутное представление о торговой марке, у покупателей нет никаких связанных с ней ассоциаций
· Сверхпозиционирование– имеет место, когда покупатели имеют слишком узкие представления о торговой марке
· Запутанное позиционирование возникает в связи с тем, что у покупателя складывается запутанный образ марки, так как компания делает слишком много заявлений об атрибутах (преимуществах) продукта или слишком часто меняет позиционирование марки
· Сомнительное позиционирование возникает, когда потребители с трудом верят в заявления компании о высоком качестве продукта в свете его реальных характеристик, цены или репутации производителя
Информация о позиционировании компании
Разработанную стратегию позиционирования компания должна эффективно довести до потребителей. Репутация производителя влияет на представление о качестве его продукта. Разумной представляется такая политика компании, при которой общественность информируется о высоком качестве продукции, а потребитель получает гарантии возмещения затрат в противном случае.