Товарная политика в маркетинге

1. Укажите основные характеристики товара в системе маркетинга: а) потребительские свойства; б) отличительные особенности;

в) восприятие товара потребителем; г) воплощение абстрактного труда; д) все перечисленные характеристики.

2. Для каких товаров маркетинговая деятельность важнее:

а) товаров производственного назначения; б) потребительских товаров; в) одинаково важна для обоих видов товаров.

3. Если вы решили выпустить новый товар, какой критерий при выборе вида товара вы положите в основу.

а) экологическая безопасность; в) безопасность производства;
б) прибыльность; г) безопасность потребления.

4. Основой для дифференциации товара служит: а) его отличие от этого же ряда товаров; б) его отличие от товаров другой категории.

5. Для каких товаров маркетинговая деятельность представляется наиболее важной: а) машинно-технических; б) сырьевых;

в) одинаково важна для обоих видов товаров.

6. Стратегическая зона влияния на рынке «дойная корова» характеризуется:

а) высокой долей на рынке, высоким спросом на товары и услуги;

б) высокой долей на рынке, спрос развивается низкими темпами; в) низкой долей на рынке, быстрорастущим спросом на товары и услуги;

г) низкой долей на рынке с минимальными темпами роста спроса на товары и услуги.

7. Стратегическая зона влияния на рынке «собака» характеризуется: а) высокой долей на рынке, высоким спросом на товары и услуги; б) высокой долей на рынке, спрос развивается низкими темпами;

в) низкой долей на рынке, быстрорастущим спросом на товары и услуги; г) низкой долей на рынке с минимальными темпами роста спроса на товары и услуги.

8. Сколько фаз жизненного цикла выделяют маркетологи:

а) две; г) пять;
б) три; д) шесть.
в) четыре;    

9. Выберите среди приведенных ниже товаров легко дифференцируемые:

а) автомобили; г) овощи;
б) сигареты; д) авторучки;
в) цемент; е) медь.

10. При осуществлении товарной концепции под понятием «маркетинговая близорукость» понимают ...

а) отказ от выпуска нового товара; б) совершенствование товара без учета нужд потребителей;

в) отказ от стратегического планирования; г) агрессивные усилия по сбыту товара;

д) использование только оптовых посредников.

11. С каким товаром предпочтительнее выходить на рынок с высокой степенью конкуренции:

а) с новым модернизированным товаром; б) со старым проверенным товаром.

12. Первичный спрос предъявляется на ...    
а) пиво «Балтика»; г) обувь;
б) телевизоры; д) напитки.
в) мебель Шатурского мебельного комбината;    

13. Стратегия имитации упаковки предполагает:

а) достижение максимального сходства с лидером в результате использования таких же, как у конкурента, приемов дизайна и дизайнерских решений;

б) укрепление корпоративных позиций в результате устранения ошибок, недоработок в дизайне, информационном блоке, возможностях экологически чистой переработки;

в) выделение преимуществ собственной упаковки на фоне неудачных дизайнерских решений конкурентов в части формы, цвета, размера, характера использования упаковки.

14. Какие задачи товарной политики решает система мерчандайзинга: а) совершенствование ценовой стратегии;

б) создание неповторимой атмосферы магазина, использование комбинации средств архитектуры, дизайна; в) совершенствование видов и способов применения рекламы и информации в местах продаж;

г) принятие решения о торговом ассортименте, методах представления, размещения и выкладки товаров в торговой

точке. Совершенствование дизайна упаковки товаров для увеличения продаж. Обеспечение гарантий качества предлагаемых товаров.

15. Укажите среди перечисленных товаров легко дифференцируемые:

а) нефть; г) шампуни;
б) велосипеды; д) фрукты.
в) алюминий;    

16. Можно считать, что продуцент (производитель) одежды дифференцирует свою продукцию, когда он: а) производит все возможные виды товаров; б) специализируется на выпуске одежды для крупных женщин.

17. Компании могут дифференцировать свои товары по таким характеристикам, как ...

а) стиль; г) функциональность;
б) консультации; д) доставка;
в) компетентность; е) конкуренты.
18. Вторичный спрос предъявляется на ...  
а) телевизоры; г) напитки;
б) пиво «Балтика»; д) мебель Шатурского
в) обувь;   мебельного комбината.
19. Какими свойствами должен обладать товарный знак:
а) интернациональность; в) универсальность;
б) ассоциативность; г) экономичность.

20. Назовите элементы товарной политики в маркетинге:

а) ассортимент; в) товарный знак;
б) сервис; г) цена.

21. Какие серии товара вы будете одновременно выпускать на рынок: а) находящиеся на одной стадии жизненного цикла товара; б) находящиеся на разных стадиях жизненного цикла товаров.

22. Компании могут дифференцировать сопровождающие товар услуги по таким характеристикам, как ...

а) консультации; г) компетентность;
б) доставка; д) стиль;
в) функциональность; е) конкуренты.

23. Ваша фирма – производитель стирального порошка. Какую упаковку вы предпочтете: а) коробку, вмещающую порошка на несколько недель; б) коробку, вмещающую порошка на год.

24. Если ваш товар – потребительский и предназначен для продажи в магазине самообслуживания, какую форму упа-ковки вы выберете:

а) круглую; б) прямоугольную;   в) безразлично.  
25. Перечислите характеристики ассортимента товаров:  
а) полнота;   в) затраты;  
б) степень обновления; г) глубина.  
26. Тарой являются ...   г) вкладыши;  
а) картонные ящики;    
б) этикетки;     д) бумажные пакеты.  
в) целлофановые мешки;        
27. Упаковка состоит из ...   г) слогана;  
а) этикетки;      
б) логотипа;     д) вкладыша.  
в) тары;          

28. Использование упаковки товара в качестве инструмента маркетинга обусловлено ...

а) пропагандой образа фирмы; б) пропагандой образа марки товара;

в) муниципальными расходами на дизайн товара; г) отсутствием конкуренции; д) возрастанием роли самообслуживания в торговле;

е) обеспечением сохранности при транспортировке.

29. Что из перечисленного представляет собой маркетинговые решения по оптимизации ассортиментной политики ор-ганизации:

а) наращивание; б) сервисизация; в) насыщение.

30. Совокупность свойств и характеристик товара или услуги, относящиеся к их способности удовлетворять сущест-вующие или предполагаемые потребности – это ... товара (услуги).

а) количество; в) единство;
б) ценность; г) качество.

31. Создание нового товарного ассортимента является примером: а) расширения товарной номенклатуры; б) расширения ассортиментной группы; в) обновления линейки товаров; г) углубления товарной номенклатуры;

д) гармонизация товарной номенклатуры.

32. Продуктовая линия может быть углублена путем включения новых продуктов в пределах текущего ценового ассор-тимента. Причинами заполнения продуктовой линии являются ...

а) попытка сделать более трудным вхождение на рынок для конкурентов; б) отказ дистрибьюторов продавать дешевый товар; в) несоответствие текущего ассортимента имиджу компании;

г) стремление получить дополнительную прибыль посредством привлечения новых клиентов; д) попытка избежать уменьшения прибылей за счет снижения сбыта более дорогих товаров.

33. Марочный знак – это ...

а) часть марки, которую можно произнести вслух; б) проставление рядом с товарным знаком указания на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, за-

регистрированным в РФ; в) общее восприятие объекта, сложившееся на основе информации и прошлого опыта потребителя;

г) часть фирменного стиля или марки, которую можно определить, но нельзя произнести; д) зарегистрированное в установленном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других това-

ров, и указание в нем производителя.

34. Критерием объединения товаров в ассортимент является ...

а) общность стадии жизненного цикла товаров; б) наличие марочного названия;

в) продажа товаров определенным категориям клиентов; г) общий диапазон цен; д) похожий способ продвижения на рынок.

35. Концепция товара – это ...

а) обобщенное описание конструкционных параметров товара; б) описание коммерческих идей товара; в) визуальное изображение вариантов товара;

г) прототип с описанием вариантов изготовления товара; д) полноразмерная модель товара.

З6. Причинами неудач инноваций при выведении на рынок могут быть: а) отсутствие статистики результативности пути инноваций; б) модифицирование существующих товаров; в) повышенная потребительская ценность товара; г) высокие затраты на процесс разработки;

д) непредвиденные задержки в процессе создания; е) репозиционирование торговой марки.

37. Восприятие или гипотеза о восприятии товара покупателями – это ... товара.

а) имидж; г) марка;
б) идея; д) замысел.
в) концепция;    

38. Созданием на основе концепции товара первых опытных образцов (прототипов) занимается ... отдел.

а) маркетинговый; г) производственный;
б) научно-исследовательский; д) сбытовой.
в) рекламный;    

39. Для ускорения процесса разработки нового товара компании в настоящее время используют ...

а) параллельную разработку товара; б) последовательную разработку товара; в) командно-ориентированный подход; г) тестирование концепции товара; д) объектно-ориентированный подход.

40. Жизненный цикл товара – это ...

а) совокупность фаз внедрения товара на рынок, роста продаж, зрелости товара и спада продаж; б) интервал времени от момента приобретения до момента утилизации. прекращения существования товара;

в) интервал времени с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации;

г) интервал времени, в котором спрос на сезонный товар проходит все возможные фазы и возвращается к исходной

точке;

д) стратегия маркетинга, включающая разработку процессов позиционирования, рекламы, ценообразования и рас-пределения товаров.

41. В фазе спада в жизненном цикле товара необходимо ...

а) акцентировать внимание потребителей на том, что товар им хорошо известен; б) сужать ассортимент данной товарной группы; в) вкладывать значительные средства в рекламу данного товара;

г) использовать максимальное количество каналов распределения; д) убеждать потребителей в необходимости опробовать товар.

42. Продлению жизненного цикла товара способствует ...

а) расширение объема продаж; б) применение наценок на товар;

в) разработка новых сфер применения и модификаций товара; г) выявление новых групп сбыта и повышение адресности продукции; д) развитие методов сбыта.

43. Внедрение нового товара на рынок необходимо осуществлять ...

а) в случае, если конкуренты планируют выпуск аналогичного нового товара; б) как только наметился спад объема продаж наиболее ходового товара; в) если продукция конкурентов превосходит по соотношению цена/качество;

г) при переходе от стратегии расширения рынка к стратегии диверсификации; д) на основании результатов рыночных исследований.

44. Адаптировать товар к требованиям внешнего рынка возможно путем ...

а) внесения изменений в товар в соответствии с особенностями потребления; б) приспособления коммуникационной политики к новым условиям;

в) предложения новинки с учетом жизненного цикла товара на внутреннем рынке; г) соблюдения внутриотраслевых стандартов качества; д) приобретения производственных мощностей в стране-импортере.

45. Характеристика, определяющая процесс одновременного предоставления и потребления услуги – ...

а) неосязаемость; г) недолговечность;
б) непостоянство качества; д) отсутствие владения.
в) неотделимость;    
46. Совокупность продуктов, используемых одинаковым образом, является …
  а) продуктовой маркой; в) типом продукта;
  б) классом продуктов; г) семейством продуктов.
47. Товарная марка должна содержать:    
  а) символ; г) юридический адрес;
  б) дизайн; д) название;
  в) цену; е) авторское право.

48. Торговая марка обеспечивает ее владельцам ...

а) установление отличий от товаров/услуг конкурентов; б) получение сведений об особых качествах товара; в) повышение качества товара; г) юридическую защиту уникальных свойств товара; д) увеличение товарооборота; е) сохранность авторских прав.

49. Увеличение разновидностей товара за счет добавления новых моделей к уже существующим называется ... ассорти-

мента.

а) насыщение; в) углубление;
б) расширение; г) гармонизация.

50. О силе марки можно судить по:

а) лояльности потребителя к марке; б) наименованию марки;

в) количеству марочного товара в магазине; г) цене марочного товара; д) предпочтению марки потребителями.

51. Товар в маркетинге – это:

а) любой продукт деятельности (включая услуги), предназначенный для реализации; б) продукт деятельности, предложенный на рынке для продажи по определенной цене и по этой цепе пользующий-

ся спросом как удовлетворяющий потребности; в) результат исследований, разработок и производства;

г) продукт деятельности становится товаром в момент осуществления сделки купли-продажи.

52. Что является базой для успеха товара: а) уровень товара по замыслу;

б) характеристики товара в реальном исполнении; в) предложение товара с подкреплением; г) цена потребления товара.

53. Фактором объединения товаров в ассортимент не является:

а) связь товаров по замыслу; б) продажа товаров определенным категориям клиентов или в определенных торговых заведениях, точках; в) общий диапазон цен;

г) общность стадии жизненного цикла товаров.

55. В жизненном цикле товара на стадии внедрения:

а) важно сразу продемонстрировать широкий ассортимент внедряемой товарной группы; б) в целях экономии средств рекомендуется внедрять несколько товарных новинок одновременно;

в) нет необходимости затрачивать много усилий на рекламу, так как на этом этапе товар приобретут только «нова-

торы»-любители попробовать что-нибудь новенькое; г) есть резон держать прибыль от продаж товара на минимуме.

Сегментирование рынка

1. Сегментация – это ...

а) деятельность по классификации возможных потребителей в соответствии с качественными особенностями их

спроса;

б) определение места для своего товара в ряду аналогов; в) стратегия выборочного проникновения на рынок; г) разделение потребителей на однородные группы; д) разделение рынка на отдельные части.

2. Степень, до которой сегмент может считаться достаточно большим и прибыльным – ... сегмента.

а) значимость; г) пригодность;
б) измеримость; д) валидность.
в) доступность;    

3. Руководство компании приняло решение перейти от сегментации на основе демографических критериев к сегмента-
  ции на основе психографических критериев. В этом случае компании следует использовать критерии:
  а) личностные характеристики;   г) половозрастные;
  б) принадлежность к определенному   д) мотивы;
    общественному классу;      
  в) территориальные;   е) стиль жизни.
4. Степень, до которой возможно определить размеры рыночного сегмента, его покупательную способность и пред-
  полагаемую прибыльность – ... сегмента.  
  а) значимость; г) пригодность;
  б) измеримость; д) валидность.
  в) доступность;      

5. Целевой сегмент рынка – это сегмент: а) наиболее однородный;

б) с наибольшей массой прибыли и наименьшей конкуренцией; в) наиболее соответствующий возможностям организации и особенностям развития рынка; г) имеющий не доступные для других каналы сбыта; д) с наибольшими размерами и темпами роста.

6. Степень, в которой рыночный сегмент может быть охвачен и обслужен – ... сегмента.

а) доступность; б) измеримость; в) значимость; г) пригодность.

7. Для сегментации потребительских рынков используются критерии:
  а) социально-экономические; г) демографические;
  б) политико-правовые; д) ситуационные.
  в) географические;    
8. При проведении сегментации рынка используются методы:
  а) группировка; г) кластеризация;
  б) случайная выборка; д) экспертная оценка.
  в) факторный анализ;    
9. Сегментирование по геодемографическому признаку является вариантом:
  а) многоэтапного в) многофакторного
    сегментирования   сегментирования;
  б) кластерного анализа г) факторного анализа.

10. Установите правильную последовательность этапов выбора целевого рынка сбыта: а) ранжирование привлекательности рынков сбыта; б) разработка стратегии проникновения с учетом реальных возможностей компании; в) детальный анализ целевого рынка; г) оценка тенденций покупателя.

11. Степень, в которой для данного сегмента могут быть разработаны эффективные маркетинговые программы – ...

сегмента.

а) измеримость; г) значимость;
б) пригодность; д) валидность.
в) доступность;    

12. Общими критериями сегментирования для потребительских и промышленных рынков являются:

а) юридический; г) технологический;
б) демографический; д) ситуационный.
в) поведенческий;    

13. Сегментирование на основе разделения рынка на потребительские группы по уровню их знания и отношения к то-вару, характеру его использования производится по ... принципу.

а) географическому; г) психографическому;
б) демографическому; д) социальному.
в) поведенческому;    

14. Конкурентная среда – это:

а) обоснованный целевой сегмент рыночного взаимодействия с привлекательными условиями сбыта товаров, услуг; б) количественные и качественные показатели рыночного участия компании-конкурента; в) обоснование позиций на рынке в результате комплексной оценки конкурентной среды, корпоративных преиму-

ществ и возможностей; г) инвестирование социальных направлений, благотворительные акции патронирования, спонсирования и т.п.

15. Какие признаки характерны для сегмента «экономные хозяйки»: а) формирование уровня приемлемой цены; б) сервис культура организации;

в) широкий ассортимент с высоким коэффициентом обновления; г) скорость обслуживания близость расположения.


16. К стратегиям охвата целевого рынка относятся:    
  а) дифференцированный маркетинг; в) пробный маркетинг;  
  б) концентрированный маркетинг; г) массовый маркетинг.  
17. Метод сегментирования при котором рынок разбивается на сегменты в соответствии с некоторым заранее выбран-  
ным критерием: в) факторный анализ;  
  а) кластерный анализ  
  б) априорный подход г) функционально-стоимостной  
        анализ.    
18. Выбор нового сегмента по демографическому принципу предполагает использование признаков ...  
  а) тип личности;     г) образ жизни;  
  б) возраст и этап жизненного цикла семьи; д) пол.  
  в) общественный класс;          

19. При сегментировании рынков организованных потребителей на макроуровне используются методы сегментирова-ния:

а) по конкурентным преимуществам компаний-потребителей; б) по типам выполняемой работы; в) по планам развития компаний-конкурентов; г) географические;

д) по «возрасту» компаний-потребителей.

20. Назовите признаки сегментации рынка товаров промышленного назначения:

а) отраслевой; б) географический; в) поведенческий.

        Позиционирование
1. Позиционирование – это:    
  а) разделение потребителей на однородные группы;
  б) определение места для своего товара в ряду аналогов;
  в) разделение рынка на отдельные части;
  г) выборочного проникновения на рынок.
2. Отрасль, характеризующаяся широкими возможностями для создания конкурентных преимуществ, где при этом ка-
ждое из преимуществ невелико – ... отрасль.
  а) массовая; в) тупиковая;
  б) фрагментарная; г) специализированная.
3. Назовите задачи позиционирования:  
  а) развитие международного разделения труда;
  б) увеличение рыночной доли и корпоративного влияния в целевом сегменте;
  в) создание эффективных коммуникаций маркетинга;
  г) формирование положительного общественного мнения.
4. Что лежит в основе разработки стратегии позиционирования:
  а) повышение оборачиваемости активов;
  б) организация презентаций и «круглых столов»;
  в) снижение издержек производства;  
  г) маркетинговые исследования по оценке факторов внешней среды, конкурентных позиций, очевидных недостатков и
возможных резервов.    
5. Отрасль, характеризующаяся небольшими возможностями для создания конкурентных преимуществ, но каждое преиму-
щество значительно – ... отрасль.    
  а) массовая; в) тупиковая;
  б) фрагментарная; г) специализированная.

6. Какие принципы способствуют позиционированию: а) освоения новых технологий; б) изучения поведения потребителей и лояльности; в) единства и деловой активности; г) синеризма.

7. Отрасль, характеризующаяся небольшими возможностями для создания конкурентных преимуществ, причем каждое из преимуществ невелико – ... отрасль.

а) массовая; в) тупиковая;
б) фрагментарная; г) специализированная.

8. Отрасль, характеризующаяся большим количеством возможностей для создания конкурентных преимуществ, кото-рые могут достигать огромных размеров и обеспечивают высокий уровень возврата вложенных средств – ... отрасль.


а) массовая; в) специализированная;
б) тупиковая; г) фрагментарная.

9. Какими основными уровнями позиционирования обладает товар на рынке: а) товар по замыслу; б) товар в реальном исполнении;

в) товар с сопровождением; г) конкурентоспособность товара.

10. Основу для позиционирования продукта составляют факторы ...

а) покупательского поведения потребителей; б) восприятие продуктов потребителями; в) поведения потребителей после покупки;

г) намерения потребителей совершить покупку; д) поведения конкурентов.

11. Первый этап разработки стратегии упаковки в системе позиционирования включает: а) разработку концепции упаковки; б) определение приоритетов в концепции дизайна;

в) выявление возможностей визуализации с учетом подбора изобразительного материала; г) создание образа продукта.

12. Требования к рынку при позиционировании товара с использованием стратегии выборочного проникновения на ры-нок:

а) емкость рынка невелика; б) покупатели плохо осведомлены о товаре; в) емкость рынка велика;

г) интенсивность конкуренции незначительна; д) существует хорошая осведомленность о товаре; е) на рынке существует жесткая конкуренция.

13. Ошибочный подход к позиционированию, в результате которого компания, ее товары или торговые марки утрачи-

вают в глазах потребителей определенную позицию, – ... позиционирование.

а) поверхностное; в) неоднозначное;
б) однобокое; г) спекулятивное.

14. Ошибочный подход к позиционированию, при котором у потребителей создается слишком узкое представление о компании, ее товарах или торговых марках – ... позиционирование.

а) поверхностное; в) однобокое;
б) неоднозначное; г) спекулятивное.

15. Стратегия продвижения в рамках позиционирования должна учитывать:

а) производителя товара; в) систему риелторов
      розничной торговли
б) участников дистрибьюции; г) институты покупателей.

16. Стратегия вытягивания в системе позиционирования товара – это:

а) деятельность по продвижению, направленная на конечного потребителя, который начинает требовать товар от

представителей распреде-
лительной системы, вынуждая их обратиться к производителю;  
б) деятельность по продвижению, направленная на представителей торговца, для того чтобы они довели продукт до
конечного потребителя;  
в) деятельность, сочетающая стратегию вытягивания со стратегией выталкивания;  
г) деятельность, направленная на разработку рекомендаций для сбытовых подразделений.  

17. Ошибочный подход к позиционированию, при котором у потребителей создается путанное представление о компа-нии, ее товарах или торговых марках – ... позиционирование.

а) поверхностное; в) однобокое;
б) неоднозначное; г) спекулятивное.

18. Попытка создать у потребителей слишком преувеличенное представление о возможностях компании, достоинствах

ее товаров и торговых марок – ... позиционирование.

а) спекулятивное; в) поверхностное;
б) неоднозначное; г) однобокое.

19. Критерии, в соответствии с которыми компании формируют отличительные особенности при позиционировании:

а) защищенность от копирования; г) наглядность;
б) значительность; д) благотворительность;
в) неоднозначность; е) недоступность.

20. Выигрышные стратегии позиционирования: а) абсолютное превосходство по издержкам; б) специализация; в) концентрация;

г) ориентация на «срединный путь»; д) базисный анализ; е) увеличение доли рынка.

21. Компания, опережающая другие компании по ценовым изменениям, выведению на рынок новых товаров, охвату зо-ны распределения товаров и затратам на стимулирование сбыта– компания ...

а) претендент на лидерство; в) обслуживающая
      рыночную нишу;
б) последователь; г) лидер рынка.

22. Какие слагаемые выражают содержание системы мерчандайзинга в стратегии позиционирования:

а) внешние компоненты – оформление товара, его продвижение, расположение на торговых полках и в зале; б) внутренние компоненты – концепция мерчандайзинга, мероприятия по ее внедрению, обучение персонала; в) электронная торговля (Online-магазины);

г) стандарты безопасности потребления.

23. Компания, занимающая второе место в отрасли и ведущая точенную борьбу за увеличение своей доли рынка – ком-пания ...

а) претендент на лидерство; в) последователь;
б) лидер рынка; г) обслуживающая
      рыночную нишу.

24. Одна из ведущих компаний отрасли, которая стремится удержать свою долю рынка, не делая при этом резких выпа-

дов – компания ... в) последователь;  
а) претендент на лидерство;  
б) лидер рынка; г) обслуживающая  
      рыночную нишу.  

25. Перепозиционирование марки может иметь место, если...

а) новые предпочтения покупателей создали новые привлекательные возможности; б) изменились покупательские предпочтения, вызвав улучшение позиций компании;

в) позиционирование конкурентной марки близко к марке компании обеспечило расширение рынка; г) позиционирование конкурентной марки привело к уменьшению рыночной доли компании;

д) конкуренты предпринимают действия по перепозиционированию своих марок в одинаковом направлении.

26. Компания, обслуживающая небольшие сегменты, не привлекающие остальные компании отрасли – компания ...

а) лидер рынка; в) последователь;
б) претендент на лидерство; г) обслуживающая
      рыночную нишу.

Наши рекомендации