Председатель: Баушев Александр Валентинович

Основное направление хозяйства: плодопитомническое, молочное животноводство и картофелеводство.

В настоящее время на 01.01.2014 года:

· общая земельная площадь — 21 705 га

· в том числе сельхозугодий — 7 945 га

· пашни — 5 660 га

· многолетние насаждения — 115 га

Структура посевных площадей составляет:

· Зерновые культуры — 2 500 га – 44,0 %

· Картофель — 157 га – 2,8 %

· Овощи открытого грунта — 97 га -1,7 %

· Овощи закрытого грунта — 10 000 м2

· Кормовые культуры — 2 922 га - 51,5 %

Среднесписочная численность работников хозяйства – 552 человек, в том числе рабочих, занятых в сельхоз производстве — 488 человек.

С 1974 года в хозяйстве цеховая структура управления производством, включающая 7 цехов — растениеводства, садоводства, животноводства, механизации, энергетики, строительства, и коммерческую службу. Охарактеризуем основные из них:

1. Цех растениеводства СХПК «Племзавод Майский» специализируется на производстве зерна, овощей, картофеля, заготовке кормов для цеха животноводства. Хозяйство имеет статус семеноводческого как по картофелю, так и по зерновым культурам. На территории хозяйства располагаются сортоучасток по картофелю и овощным культурам, а также плодовый сортоучасток. Организована первичная лаборатория семеноводства картофеля от НПО по картофелеводству (НИИКХ).

2. Основные направления деятельности цеха животноводства – производство молока и выращивание племенного молодняка. Цех животноводства СХПК «Племзавод Майский» имеет статус племенного завода по двум породам: Айрширская и Чернопёстрая. Хозяйство занимается разведением чистопородных племенных животных. Для повышения эффективности отрасли животноводства с 2010 года дойное стадо переведено на поточно-цеховую систему содержания с кормлением полнорационными кормосмесями. Поголовье крупного рогатого скота на 01.01.2013 г. 3 898 голов, в том числе коров 1 680 голов. В настоящее время ведется строительство новой животноводческой фермы в Дорково на 960 коров.

3. Цех садоводства СХПК «Племзавод Майский» является крупнейшим на Северо-западе России производителем посадочного материала плодово-ягодных и цветочно-декоративных культур, ягод чёрной и красной смородины, земляники, черноплодной рябины и облепихи, активно внедряет новые технологии, сотрудничает с НИИ садоводства и другими научными учреждениями. На базе хозяйства функционируют Вологодский госсортоучасток плодово-ягодных культур и Вологодский опорный пункт по садоводству Всероссийского селекционного-технологического института садоводства и питомниководства (ГНУ ВСТИСП). На основе многолетних результатов сортоизучения производится размножение и внедрение новых сортов. В хозяйстве выращивается более 1 000 сортов и культур. Для реализации продукции Садоводства хозяйство имеет Садово – торговый центр. [18]

Рассмотрим изменение размеров предприятия СХПК «Племзавод Майский» в период 2011-2013 гг. и сравним их с размерами других сельскохозяйственных предприятий Вологодской области, данные представим в таблице 1.

Показатели СХПК «Племзавод Майский» В среднем по с.-х. предприятиям Вологодского района
1.Основные производственные фонды, всего, тыс. руб.            
2.Площадь с.-х. угодий, га в том числе пашни        
3.Поголовье КРС, всего голов    
4.Среднесписочная численность работников, чел.    

Таблица 1 – Уровень концентрации (размеры производства) СХПК «Племзавод Майский»

Вывод: на основании произведенного анализа можно сделать вывод, что Размеры предприятия СХПК «Племзавод Майский» с каждым годом в период с 2011 по 2013 годы увеличивались. Основные производственные фонды в 2012 году по сравнению с 2011 увеличились, а в 2013 году остались на прежнем уровне. Площадь с.-х. угодий в 2012 году увеличилась на 40 га, т. е. составила 7555 га и в следующем году осталась прежней, площадь пашни также не менялась и составила 5479 га. Поголовье КРС в период 2011-2013 гг. снижалось и к 2008 г уменьшилось практически в 2 раза по сравнению с 2013 г. Среднесписочная численность работников снизилась.

Сравнивая данное предприятие с с.-х. предприятиями по Вологодской области, можно сказать, что оно практически по всем показателям больше. По показателям основных производственных фондов и по площади с.-х. угодий СХПК «Племзавод Майский» в среднем в 1,7 раз больше среднестатистического с.-х. предприятия области, по площади пашни эти показатели выше в 1,5 раза. Что касается поголовья КРС, то оно больше, чем среднее значение по Вологодской области в 1,2 раза. Среднесписочная численность работников превышает среднее областное значение в 2 раза.

Рассмотрим динамику показателей производительности труда нашего предприятия за 3 года.

Таблица 2 – Показатели производительности труда на СХПК «Племзавод Майский» за 2011-2013 гг.

Показатели Ед. измерения 2011 г. 2012 г. 2013 г. Средний темп роста, %
1. Реализовано продукции растениеводства, всего тыс. руб. 133,4
2. Среднегодовая численность работников, всего чел. 91,5
3. Отработано работниками, всего тыс. чел.-ч. 91,5
Прямые показатели производительности труда
4. Выработка продукции на 1 работника за год (1п:2п) тыс. руб./чел. 74,07 131,28 157,37 145,8
5. Выработка продукции на 1 чел.-ч. (1п:3п) руб./чел.-ч. 30,34 56,17 75,37 157,6
Обратный показатель производительности труда
6. Затраты труда на 1 руб. продукции – трудоемкость (3п:1п) чел.-ч./руб. 0,03 0,01 0,01 57,7

Средний темп роста рассчитаем по формуле: Председатель: Баушев Александр Валентинович - student2.ru *100%. (1)

Вывод: на предприятии СХПК «Племзавод Майский» среднегодовая численность работников уменьшилась в среднем на 8,5%, также работники отработали в среднем на 8,5% меньше тыс. чел.-ч. на протяжении данных лет. Рассчитанные нами прямые показатели производительности труда позволяют сделать следующий вывод: выработка продукции на 1 работника за год увеличивалась на 45,8%, выработка продукции на 1 чел.-ч. с каждым годом увеличивалась в среднем на 57,6%. Затраты труда на 1 руб. продукции, т.е. трудоемкость, с каждым годом снижались в среднем на 42,3%.

Теперь проведем анализ экономической эффективности производства нашего предприятия в области растениеводства, поскольку наше предприятие специализируется в основном в этой отрасли сельского хозяйства. Данные представим в таблице 3. Для расчета среднего темпа роста используем формулу (1).

Таблица 3 – Система показателей экономической эффективности производства продукции растениеводства на предприятии СХПК «Племзавод Майский»

Показатели Ед. измерения 2011 г. 2012 г. 2013 г. Средний темп роста, %
1. Реализовано продукции растениеводства тыс. руб. 133,4
2. Валовые издержки производства тыс. руб. 144,2
3. Основные производственные фонды тыс. руб. 131,8
4. Численность работников чел. 91,5
5. Чистый доход (прибыль) (1п-2п) тыс. руб. 74,9
6. Совокупные затраты живого и прошлого (овеществленного) труда (2п+0,1*3п) тыс. руб. 54879,4 83978,3 109045,3
Обобщающие показатели эффективности производства
7. Эффективность производства по валовой продукции (1п:6п) руб./руб. 0,91 0,94 0,82 94,9
8. Эффективность производства по прибыли (5п:6п) руб./руб. 0,18 0,15 0,05 52,7
Частные показатели эффективности производства
9. Производительность труда (1п:4п) тыс. руб/чел. 74,07 131,28 157,37 145,8
10. Фондоотдача (1п:3п) руб./руб. 0,34 0,45 0,35 101,5
11. Фондоемкость продукции и (3п:1п) руб./руб. 2,96 2,22 2,89 98,8

Окончание таблицы

12. Себестоимость (затраты в расчете на 1 руб. продукции) (2п:1п) руб./руб. 0,80 0,84 0,94 108,4
13. Уровень рентабельности (5п:2п)*100 % 27,74 19,43 6,67 51,9
14. Уровень окупаемости затрат (1п:2п)*100 % 124,74 119,43 106,67 92,5

Вывод: с каждым годом выпуск продукции в СХПК «Племзавод Майский» увеличивался в среднем на 33,4%, чистый доход (прибыль) предприятия на протяжении 3 лет имеет отрицательные темпы роста, т.е. с каждым годом уменьшается на 25,1%, совокупные затраты живого и прошлого труда наоборот, увеличиваются с каждым годом в среднем на 41%. Характеризуя обобщающие показатели эффективности производства, можно сказать, что эффективность производства как по валовой продукции, так и по прибыли имеет отрицательные темпы роста: 5,1% и 47,3% соответственно, что говорит о неэффективности производства. Частные показатели эффективности производства показывают, что производительность труда увеличивалась с каждым годом на 45,8%. Фондоотдача в 2012 году по сравнению с 2011 увеличилась, а фондоемкость продукции уменьшилась, что говорит об эффективности производства в этот период, но в 2013 году по сравнению с 2012 фондоотдача уменьшилась, а фондоемкость увеличилась, т.е. в эти годы производство на предприятии было неэффективным. Себестоимость продукции на СХПК «Племзавод Маский» в течение 3 лет росла в среднем на 8,4%. Уменьшение уровня рентабельности и уровня окупаемости затрат еще раз доказывает, что деятельность предприятия по производству продукции растениеводства была неэффективной.

Уровень цен считается надежным индикатором функционирования конкуренции. Ценовая конкуренция возникает не только между товаропроизводителями, но и между производителями и торговлей. Производитель хотел бы контролировать две цены: оптовую цену предприятия и розничную цену, т.к. выручка его зависит от первой цены, а вторая влияет на позиционирование товара. [4]

С помощью таблицы 4 определим, в каком году уровень цены с учетом спроса был наиболее оптимальным.

Таблица 4 – Определение оптимального уровня цены зерновых культур растениеводства в период 2011-2013 гг.

Показатели Ед. измерения 2011 г. 2012 г. 2013 г.
1. Спрос (объем реализации) ц.
2. Выручка от реализации продукции тыс. руб.
3. Средняя цена реализованной продукции (2п:1п) руб./ц.
4. Валовые издержки производства тыс. руб.
5. Прибыль (убыток) (2п-4п) тыс. руб.
13. Уровень рентабельности (5п:4п)*100 % 27,74 19,43 6,67

Вывод: в 2011 году уровень цены был наиболее оптимальным и составил 1059 руб./ц., т.к. именно в этот год уровень рентабельности был наивысший, по сравнению с 2012 и 2013 гг.

Важнейшим качественным показателем эффективности деятельности организации, характеризующим рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов является прибыль. Определим величину прибыли от реализации продукции растениеводства. Полученные результаты отразим в таблице 5. Для расчета среднего темпа роста используем формулу (1).

Таблица 5 – Определение прибыли от реализации зерновых культур растениеводства на предприятии СХПК «Племзавод Майский»

Показатели Ед. измерения 2011 г. 2012 г. 2013 г. Средний темп роста, %
1. Реализовано продукции ц. 119,71
2. Выручка от реализации продукции тыс. руб. 133,36
3. Полная себестоимость реализованной продукции тыс. руб. 144,21

Окончание таблицы

4. Прибыль (убыток) от реализации продукции (2п-3п) тыс. руб. 74,88
5. Средняя цена реализации продукции (2п:1п) руб./ц. 111,39
6. Полная себестоимость единицы продукции (3п:1п) руб./ц 120,46
7. Прибыль (убыток) от реализации единицы продукции (5п-6п) руб./ц 62,49

Вывод: несмотря на то, что объем реализованной зерновой культуры растениеводства, выручка от реализации и полная себестоимость реализованной продукции на СХПК «Племзаводе Майский» с каждым годом увеличивались, прибыль от реализации продукции уменьшилась в среднем на 25,12%. При этом средняя цена реализации продукции увеличивалась в среднем на 11,39%. Т.к. общая полная себестоимость продукции увеличивалась с каждым годом на 44,21%, то полная себестоимость единицы продукции также увеличилась на 20,46%. Прибыль от реализации единицы продукции в 2012 году увеличилась по сравнению с 2011 г., но в 2013 году снизилась в 2,6 раза и составила 82 руб./ц., т.е. в среднем она уменьшилась на 37,51%. Таким образом, можно сказать, что с каждым годом прибыль от реализации продукции растениеводства имела отрицательные темпы роста, что не очень хорошо для предприятия.

2.2 Маркетинговые коммуникации

Предприятие СХПК «Племзавод Майский» использует следующие составные маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, участвует в выставках и ярмарках.

Большая роль уделяется рекламе. Данное предприятие использует следующие средства рекламы:

-реклама в периодической печати (в газетах и журналах);

-уличные средства рекламы (баннеры, афиши);

-реклама на телевидении;

-реклама на радио;

-реклама на транспорте;

-интернет-реклама.

Хотя расходы на рекламу значительны, затраты эти вполне оправданны. Во-первых, отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены товара, и продажа их соответствующего количества компенсирует затраты. Во-вторых, без рекламы торговля, как правило, идет вяло, приносит убытки, нередко многократно превосходящие расходы на рекламу. Как показывает международная практика, рекламные расходы составляют в среднем 1,5-2,5% стоимости реализуемых товаров производственного назначения.

Деятелю рынка необходимо разбираться в том, как действует коммуникация. На рис.3 представлена модель элементов процесса коммуникаций.

Председатель: Баушев Александр Валентинович - student2.ru

Рис.3 – Модель элементов процесса коммуникаций.

Основными участниками коммуникаций являются отправитель товара и получатель.

Основными орудиями коммуникаций являются обращение и распространение информации.

Отправитель - сторона, посылающая обращение другой стороне.

Кодирование - процесс представления мысли в символической форме.

Обращение - набор символов, передаваемых отправителем.

Средства распространения информации - каналы коммуникаций, по которым обращение передается от отправителя к получателю.

Расшифровка - придание символам соответствующего значения.

Ответная реакция - набор откликов получателя, возникших в результате контакта с обращением.

Помехи - незапланированное вмешательство среды или искажения, в результате чего к получателю поступает обращение, отличное от того, что посылал отправитель.

Коммуникационные каналы бывают двух видов:

- каналы личной коммуникации;

- каналы неличной коммуникации.

Каналы личной коммуникации предполагают участие двух и более лиц по телефону, лицом к лицу, общение с аудиторией посредством переписки. Они эффективны, так как имеется обратная связь.

Эти каналы подразделяются на:

· разъяснительно-пропагандистские

· экспертно-оценочные

· общественно-бытовые.

В разъяснительно-пропагандистском канале участвуют представители торгового персонала фирмы.

В экспертно-оценочном – независимые лица, обладающие необходимыми знаниями, делают заявления перед целевыми покупателями.

Главными действующими лицами общественно-бытового канала являются соседи, друзья, коллеги, члены семьи, беседующие с целевыми покупателями (этот канал известен как канал молвы).

Фирма может предпринять ряд шагов для стимулирования работы каналов личного влияния:

· выявить влиятельных лиц, организаций и сосредоточить дополнительные усилия на их обработке

· создать лидеров мнения

· целенаправленно поработать с местными влиятельными фигурами (дискжокеями, руководителями учебных заведений и т.п.)

· использовать влиятельных лиц в рекомендательско – свидетельской рекламе

· создать рекламу, обладающую большой ценностью в качестве “темы для разговоров”.

К каналам неличной коммуникации относятся средства распространения информации, передающие обращение в условиях отсутствия личного контакта и обратной связи. К ним относятся средства массового и избирательного воздействия. Это:

· средства печатной рекламы

· иллюстративно-изобразительные средства рекламы (щиты, вывески, плакаты).

Воздействие на аудиторию зависит от того, как эта аудитория воспринимает отправителя.

Более убедительными являются те обращения, которые передаются источниками, заслуживающими доверия. Основными факторами, делающими источник заслуживающим доверия являются:

- профессионализм

- добросовестность

- привлекательность.

Учет потока обратной связи осуществляется методами выявления эффекта, произведенного на целевую аудиторию - через опросы целевой аудитории. Например, сколько людей приобрели товар, скольким он понравился и т.п. [5]

2.3 Основные направления маркетинговой деятельности предприятия

Основными направлениями маркетинговой деятельности предприятия СХПК «Племзавод Майский» яв­ляются распределение произведен­ной продукции, продвижение ее к потребителю и управление марке­тингом.

Для этого необходимо осуществить следующие мероприятия:

1. поиск эффективных каналов сбыта продукции

2. организация собственной тор­говли

3. выезд со своей продукцией в различные регионы

4. поиск других способов прямого маркетинга (бартер, взаиморасче­ты и т.д.);

5. продажа через независимых оп­товых (агенты, брокеры, аукцио­ны, оптовые рынки, склады) и розничных посредников.

Продвижение продукта осуществляется путем использования в определенной пропорции рекламы, методов стимулирования сбыта (продаж), персональной продажи и методов связи с общественностью.

Рассматривая перспективы развития предприятия СХПК «Племзавод Майский», необходимо оценить альтернативные стратегии, которые могут быть реализованы в будущем:

1. Стратегия стабильного (устойчивого) состояния, не предполагающая серьезных приростов по объему хозяйственной деятельности, но не допускающая и потери достигнутых позиций.

2. Стратегия экономического роста, которую можно реализовать как за счет улучшения использования производственной мощности, так и привлекая инвестиции под развитие реальных активов предприятия.

3. Стратегия вынужденного снижения объемов деятельности, прибегнуть к которой могут заставить форс-мажорные обстоятельства, связанные с рыночной конъюнктурой.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Таким образом, на основе проделанной работы можно сделать вывод, что Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

Целями маркетинга являются:

1. максимально высокое потребление

2. достижение максимальной потребительской удовлетворенности

3. предоставление максимально широкого выбора

4. максимальное повышение качества жизни.

Основные принципы маркетинга:

1. Научно-практические исследования рынка и производственно-сбытовых возможностей предприятия

2. Сегментация.

3. Гибкое реагирование производства и сбыта

4. Инновация

5. Планирование.

Методы, используемые в маркетинге – это методы конкретных наук и научных дисциплин, таких как: статистика, макро- и микроэкономический анализ, социология, психология и психофизиология, математика, теория управления, методы и группы методов генерирования новых идей, экспертного оценивания, контент–анализа и др.

Модель поведения потребителей на рынке состоит из нескольких составляющих:

1. побудительные факторы маркетинга

2. прочие раздражители

3. «черный ящик» сознания покупателя

4. ответные реакции покупателя.

Рыночную сегментацию можно рассматривать двояко. С одной стороны, это метод для нахождения частей рынка и определения объектов, на которые направлена маркетинговая деятельность предприятия. С другой – это управленческий подход к процессу принятия решений на рынке, основа для выбора правильного сочетания комплекса маркетинга.

Процесс сегментации рынка требует проведения трех мероприятий:

1. Сегментация рынка

2. Выбор целевых сегментов рынка

3. Позиционирование товара на рынке.

Проанализировав основные составляющие маркетинга можно сделать вывод, что он играет большую роль в управлении предприятием. От организации маркетинговой деятельности на предприятии зависит ее успех, финансовая устойчивость и положение на рынке.

Также мы дали понятие маркетинговым коммуникациям и определили, что это, главным образом, реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личная продажа и связи с общественностью (PR).

Рассматривая маркетинговую деятельность предприятия, необходимо определить основные ее направления, которые заключаются в следующем:

1. сбор маркетинговой информации о внешней и внутренней среде компании

2. анализ маркетинговой информации и принятие маркетинговых решений

3. планирование маркетинговых мероприятий

4. формирование и реализация комплекса маркетинга.

В данной курсовой работе мы провели анализ экономической деятельности предприятия СХПК «Племзавод Майский» по данным годовых отчетов за 2011, 2012 и 2013 гг. В общем, сравнивая результаты деятельности племзавода за 3 года, можно сделать вывод, что наиболее эффективно предприятие функционировало в 2011 году. Руководству предприятия можно посоветовать для увеличения конкурентоспособности предприятия и показателей его эффективности на рынке обеспечить введение современных технологий в производство, улучшить и обновить основные и оборотные фонды, организовать более грамотное управление персоналом, стимулировать спрос потребителей, организовать эффективную рекламную кампанию предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Дорофеев В. Д. Маркетинг в управлении организацией / В. Д. Дорофеев, А. Б. Зубков. – Пенза, 2001. – 108с.

2. Бронникова Т. С. Маркетинг: учеб. пособие / Т. С. Бронникова, А. Г. Чернявский. – Таганрог, 1999. – 103 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Санкт-Петербург, 1994. – 698с.

4. Пунин Е. И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. / Под ред. Э е. Обминского. – Москва, 1993. – 215 с.

5. Родин В.Г. Основы маркетинга – Москва, 1992. – 189 с.

6. Управление организацией. Учебник для студентов ВУЗов. / под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. - Москва, 2002 – 234 с.

7. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г. В. Савицкая. – 7-е изд., испр. – Минск: Новое издание, 2007. – 680 с. – (Экономическое образование)

8. Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дьякова В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. Н. П. Любушина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с.

9. Аграрная экономика: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. М. Н. Малыша. – СПб.: Издательство «Лань», 2008. – 688 с., ил. – (Учебники для вузов. Специальная литература).

10. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. проф. В. Я. Горфинкеля. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 767 с. – (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

11. Экономика сельскохозяйственного предприятия / И. А. Минаков, Л. А. Сабетова, Н. И. Куликов и др.; Под ред. И. А. Минакова. – М.: КолосС, 2004 – 528 с. (Учебники и учеб. пособия для студентов высш. Учеб. заведений).

12. Сергеев И. В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И. В. Сергеева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

13. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. Н. А. Сафронова. М.: Юристъ, 2002. – 608 с.

14. Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий. Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений, экономистов и преподавателей. – М.: Академический Проект, 2009. – 576 с. – (Guadeamus).

15. Макарьева В. И., Андреева Л.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 264 с.

16. Виханский О.С. Стратегическое управление. – Гардарика. – Москва, 1998. Web: http://www.bibliotekar.ru/upravlenie-4/142.htm

17. Сайт www.Grandars.ru. Статья «Маркетинг в современном мире». Web: http://www.grandars.ru/student/marketing/marketing.html

18. Официальный сайт СХПК «Племзавод Майский». Web: http://www.pzmay.ru/

19. Свободная энциклопедия маркетинга www.marketopedia.ru. Статья «Маркетинговая деятельность». Web: http://marketopedia.ru/64-marketingovaya-deyatelnost.html

20. Сайт www.Grandars.ru. Статья «Управление маркетингом – организация службы управления маркетингом». Web: http://www.grandars.ru/student/marketing/organizaciya-marketingovoy-deyatelnosti.html

21. Статистический сборник «Сельское хозяйство Вологодской области в 2006 году». – Вологда, 2007.

22. Статистический сборник «Сельское хозяйство Вологодской области в 2007 году». – Вологда, 2008.

23. Статистический сборник «Сельское хозяйство Вологодской области в 2008 году». – Вологда, 2009.

24. Статистический сборник «Основные фонды области в 2001-2008 годах». – Вологда, 2009.

Наши рекомендации