Оформление дипломной работы

Выпускная квалификационная научно-исследовательская работа (ВКНИР), иначе дипломная работа, в общем случае должна содержать:

- текстовой документ (пояснительная записка);

- демонстрационные листы (плакаты).

Текстовой документ должен включать в указанной ниже последовательности:

Титульный лист. Пример заполнения титульного листа приведен в приложении Б.

Задание. Пример заполнения задания приведен в приложении В.

Формулировка темы в титульном листе и задании должна точно соответствовать ее формулировке в приказе по университету. Форма титульного листа и задания заполняется рукописным или машинописным способом.

Реферат. Реферат – краткое изложение содержания и результатов дипломной работы. Реферат размещается на отдельной странице. Объём реферата не должен превышать 05,-1 страницы.

Слово «Реферат» записывается в виде заголовка с прописной буквы симметрично тексту (по центру верхней части листа).

В общем случае реферат должен кратко и четко отображать следующую информацию:

- наименование работы;

- объем работы, количество иллюстраций, таблиц, использованных источников, приложений, листов демонстрационного материала;

- ключевые слова -перечень ключевых слов должен включать от 6 до 15 слов или словосочетаний из текстового документа, которые в наибольшей мере характеризуют его содержание. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и записываются строчными буквами в строку через запятые;

- объект исследования;

- цель работы;

- методы исследования;

- полученные результаты;

- краткие выводы относительно эффективности результатов.

Объем реферата не должен превышать 0,5 – 1 страницы.

Содержание. Слово «Содержание» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы. В содержание включают введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников и наименование каждого приложения с указанием страниц.Пример оформления содержания приводится в приложении Г.

Введение, в котором формулируется проблема и обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи исследования, указываются организации, материалы или базы данных которых использованы при выполнении дипломной работы.

Слово «Введение» записывают в виде заголовка, симметрично тексту, с прописной буквы. Объем введения не должен превышать трех страниц.

Теоретическая часть. Выделение теоретической главы не является обязательным. Целесообразность самостоятельной главы по теории, как и весь план в целом, обсуждается с научным руководителем. В этой части на основе изучения литературы дается краткая характеристика степени разработанности проблемы. При отсутствии в литературе единой точки зрения по исследуемому в дипломной работе вопросу следует привести (со ссылками на источники) различные позиции авторов, дать их сравнительную оценку и сформулировать собственное мнение. Исследование теоретической проблемы должно быть самостоятельным и содержать аргументированные выводы.

Не следует злоупотреблять цитированием. Цитаты должны употребляться к месту и быть органически взаимосвязаны с содержанием работы. При цитировании следует обязательно указать источник. Недопустимо дословное (без соответствующих ссылок) заимствование текста из учебников, специальной литературы, нормативных и инструктивных материалов.

Аналитическая часть. Содержит анализ маркетинговой среды. Собирается вторичная и первичная информация. Данные должны быть собраны и систематизированы в соответствии с целью дипломной работы и представлены в виде логических и структурных схем, таблиц, круговых и столбиковых диаграмм, графиков. Именно они и будут хорошей иллюстрацией проведенного анализа.

Название и структура аналитической части должны соответствовать теме и цели дипломной работы. Традиционная аналитическая часть содержит примерно 4 параграфа (подраздела). Маркетинговая среда состоит из внутренней и внешней. Первый параграф посвящается внутренней среде и касается собственно организации. Анализ организации принято проводить по следующим функциональным подразделениям: финансы, производство, технологии, персонал, маркетинг.

В пределах каждой функциональной зоны выбирается ряд характеристик (показателей). По каждой из выбранных характеристик производится оценка позиции организации по отношению к имеющимся конкурентам.

Ниже предлагается следующая система показателей:

Финансы

1 Структура активов

2 Отношение объема продаж к стоимости использованных активов

3 Инвестиционные ресурсы

4 Размер собственности

Производство

1 Уровень использования производственных мощностей

2 Возврат технологического оборудования

3 Объем продаж в расчете на одного работающего

4 Контроль качества

5 Численность работающих

6 Наличие производственных площадей для расширения производства

Технология

1Организация НИОКР

2 Мощность инженерно-конструкторской базы

3 Тип применяемой технологии

4 Позиции в области получения патентов

Маркетинг

1 Доля рынка, контролируемая предприятием

2 Цены на товары и услуги

3 Организация сбыта

4 Сервисное обслуживание

5 Рекламная деятельность

6 Номенклатура продукции

Персонал

1 Структура персонала

2 Формы привлечения и отбора кадров

3 Условия найма

4 Система вознаграждений

5 Расходы на подготовку и повышение квалификации кадров

6 Текучесть кадров

Студенту ставится задача проанализировать если не все, то большую часть этих показателей.

Внешняя среда состоит из макро- и микросреды. Во втором параграфе целесообразно проанализировать факторы макросреды, или STEP-факторы, с точки зрения их влияния на организацию, проблема которой исследуется в дипломной работе. Методика анализа этих факторов излагается в литературе, например, [13, С. 208-219].

Главные субъекты внешней микросреды — конкуренты и потребители. Анализ конкурентов рекомендуется вести с использованием расширенной модели конкуренции по М. Портеру. В ходе этого анализа студент должен выявить слабые и сильные стороны конкурентов с точки зрения ценовой и неценовой конкуренции.

Для характеристики потребителя необходимо составить анкету, провести опрос, проанализировать его результаты. Можно также использовать наблюдение как метод сбора информации. Основным итогом анализа потребителей должен стать выбор целевого сегмента.

Рекомендательная часть. Качественный уровень проведенного анализа предопределяет прикладную значимость дипломной работы. Рекомендательная часть разрабатывается на основе предыдущего исследования и использования специальной литературы.

Рекомендательная часть представляет собой комплекс конкретных предложений, обеспечивающих решение проблемы. Разработку рекомендательной части желательно начать с построения общей модели (структуры, схемы) предлагаемых решений. А последующий материал должен детализировать основные блоки общей модели.

Типичной является структура рекомендательной части в разрезе элементов маркетингового комплекса.

По товарной политике могут быть предложены решения, касающиеся:

– разработки новых товаров;

– изменений в упаковке;

– изменений длины товарной линии;

– активизации сервисного обслуживания;

– возможностей торговой марки.

В ценовой политике рекомендуется рассмотреть следующие приемы:

– пересмотр целей ценовой политики;

– изменение соотношения цена / качество;

– выбор методов ценообразования;

– использование различных вариантов модификации и дифференциации цен.

В торговой политике рекомендуется:

– пересмотреть структуру канала распределения;

– предложить более совершенные формы реализации продукта (услуги).

В комплексе маркетинговых коммуникаций рассмотреть возможности использования всех его элементов:

– рекламы;

– личной продажи;

– стимулирования сбыта;

– public relations;

– и др.

Название и структура рекомендательной части должны соответствовать теме и цели дипломной работы. Рекомендательная часть может состоять из нескольких параграфов. Заключительный параграф должен содержать расчет экономической эффективности предлагаемых решений.

Каждое предложение должно быть аргументировано и экономически обосновано. Необходимость в более детальной разработке отдельных рекомендаций и их эффективности определяется студентом по согласованию с научным руководителем.

Заключение. Является итоговой частью дипломной работы. Здесь кратко излагаются основные результаты исследования, даются наиболее важные выводы, рекомендации по конкретному использованию результатов работы.

Заголовок “Заключение” размещают в виде заголовка симметрично тексту с прописной буквы. По объёму заключение составляет 2-3 страницы.

Список использованных источников.Заголовок “Список использованных источников” записывают симметрично тексту с прописной буквы. Список использованных источников должен содержать сведения обо всех источниках информации, использованных при написании дипломной работы. Источники в списке нумеруют арабскими цифрами без точки (после цифры), в порядке появления на них ссылок в тексте отчета или в алфавитном порядке.

Ссылки на источники в текстовом документе указывают порядковым номером источника, помещенным в квадратные скобки, например: «...как указано в монографии [23]”, “...в работах [11,12,13]”. При необходимости в дополнение к номеру источника можно указать номер страницы, таблицы, иллюстрации, например: [19, С.12, таблица 8.3].

В библиографическом описании источников используют следующие правила:

- место издания указывают без сокращения в именительном падеже, за исключением городов Москва (М.) и Ленинград (Л.) или Санкт-Петербург (СПб);

- наименование издательства указывают, как правило, сокращенно в принятой форме;

- в пределах описания используют разделительные знаки;

- тире (-) перед местом издания и перед количеством страниц;

- двоеточие (:) перед наименованием издательства;

- косую черту (/) перед указанием редактора издания;

- запятую (,) для отделения друг от друга фамилий авторов и перед годом издания;

- наименование книг, статей, издательств, журналов приводятся без использования кавычек;

- если литературный источник написан коллективом авторов, то перечисляют первых трех авторов, а затем пишут «...и др.);

- если были использованы отдельные тома изданий, то номер издания указывается римскими цифрами после названия учебника.

Примеры:

1 Энджел Дж.Ф., Блэкуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 759 с.

2 Архитектура гражданских и промышленных зданий. Т. II. Основы проектирования /Под ред. В.М. Предтеченского. – М.: Стройиздат, 1976. – 214 с.

3 СниП 2.01.01.-82. Строительная климатология и геофизика. – М.:Стройиздат, 1983. – 136 с.

4 ГОСТ 12.1.005-88. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны. – М.: Изд-во стандартов, 1988. – 13 с.

Статьи из журналов и сборников научных трудов обозначаются следующим образом:

5 Ипатова Ю. Азбука для корпоративного директора // Секрет фирмы. – 2003. – № 13. – С. 57- 60.

6 Потапова Е.С. Поддержание бренда с помощью он-лайн комьюнити//Вопросы формирования и эффективного функционирования рыночной системы: Сб. научн. тр. /МГТУ им. Г.И. Носова. – 2003. – С.133-133.

Ссылки на электронные источники приводятся с указанием электронного адреса, сайта, рубрики, названия статьи и автора.

7 Макроэкономические показатели России за 2002 год: Министерство экономического развития и торговли РФ/ www. economy.gov.ru

Приложения.В приложения рекомендуется включать материалы иллюстрационного и вспомогательного характера. В приложения могут быть помещены:

- таблицы и рисунки большого формата, дополнительные расчеты, распечатки с ЭВМ и другие материалы технологического и прикладного характера. Приложения разделяются на обязательные и информационные. Информационные приложения могут быть рекомендуемого и справочного характера.

На все приложения в текстовом документе должны быть ссылки. В ссылках на приложение указывают слово «приложение» и буквенное обозначение, например: “...как указано в приложении Л», «... (приложение В)». Приложения размещают в порядке ссылок на них в тексте.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа и иметь тематический заголовок и обозначение.Слово «Приложение» и его буквенное обозначение (заглавные буквы русского алфавита, начиная с А, за исключением букв (ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ) располагают наверху посередине страницы, а под ним в круглых скобках указывают статус приложения, например: (рекомендуемое), (справочное), (обязательное). Статус приложения определяется студентом самостоятельно. Если приложение одно, то оно обозначается «Приложение А».

Помещаемые в приложениях рисунки, таблицы, фото, схемы, формулы, диаграммы, так же должны иметь нумерацию арабскими цифрами и соответствующее обозначение в пределах каждого приложения. Например, если в приложении В расположено две таблицы, то обозначение будет следующим:

Таблица В.1 – Товарооборот компаний в 2005 году

             
             

Таблица В.2 – Товарооборот компаний в 2006 году

             
             

Аналогично в приложениях оформляются иллюстрации и формулы.

Ведомость выпускной квалификационной научно-исследовательской работы.Ведомость ВКНИР составляют на отдельном листе формата А4 в виде спецификации.

Шифр в графе «Обозначение» проставляется в соответствии с пунктом 4,8.

Ведомость ВКНИР заполняется машинописным или рукописным способом. При рукописном варианте используются печатные буквы.

Пример оформления ведомости ВКНИР представлен в приложении Д.

Демонстрационные листы в виде схем, графиков, фотографий, диаграммявляются элементами текстового документа и служат для наглядного представления материала работы при ее публичной защите. Демонстрационный лист должен содержать заголовок, формулы, таблицы и т.п., поясняющий текст (при необходимости).

Наши рекомендации