Краткая, суть процесса ННО

Выражение просьбы

1. Я хотел бы, чтобы вы все сели по местам, чтобы я мог сказать вам, кто я такой и что я хотел бы сделать сегодня вместе с вами. Не могли бы вы сказать мне, как я должен дать вам понять, что мне нужно, чтобы у вас при этом не возникало мысли, что я вами распоряжаюсь? Я полагаю, люди получают гораздо больше удоволь­ствия от общения друг с другом, если могут сказать, чего бы они хотели, не приказывая при этом другим людям. Когда я произношу «я хотел бы», я не говорю, что вы должны это сделать, иначе я постараюсь испо­ртить вам жизнь.

Упражнение

Чтобы проверить, как вы поняли ясное выражение просьб, отметьте номера тех утверждений, в которых собеседник ясно просит предпринять определенные действия.

1. Я хочу, чтобы вы меня поняли.

2. Я хотел бы, чтобы вы высказали свою оценку одной моей работы.

3. Я хотел бы, чтобы ты был более уверен в себе.

4. Я хочу, чтобы ты бросил пить.

5. Я хочу, чтобы ты позволил мне быть собой.

6. Я хотел бы, чтобы вы были честны со мной отно­сительно вчерашней встречи.

7. Я хочу, чтобы ты ехал с дозволенной скоростью.

8. Я хотел бы узнать вас лучше.

9. Я хотел бы, чтобы вы уважали мое право на лич­ное пространство.

10. Я хотел бы, чтобы ты чаще готовила ужин.

Ответы

1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слово «поняли» не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы сказали мне, что сейчас услышали от меня».

2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собе­седник.

3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уверен в себе» не дают яс­ного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты про­шел курс терапевтического тренинга, который, я уверен, увеличит твою веру в себя».

4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «бросить пить» не дают ясного определения действия, а скорее сообщают, чего собеседник не должен делать. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты сказал мне, какие твои потребности удовлетворя­ет алкоголизм, и чтобы ты обсудил со мной другие способы удовлетворить эти потребности».

5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «позволил мне быть со­бой» не дают ясного определения действия. Вме­сто этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты пообещал мне, что не расстанешься со мной — даже если я сделаю что-то, что тебе не по­нравится».

6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «быть честным со мной» не дают ясного определения действия. Вместо это­го можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне, что вы чувствуете относительно моих действий и что с вашей точки зрения я мог бы сделать по-другому».

7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собе­седник.

8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что это заявление не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел спросить, не согласитесь ли вы обедать со мной раз в неделю».

9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «уважали мое право на личное пространство» не дают ясного определе­ния действия. Вместо этого можно было бы ска­зать так: «Я хотел бы, чтобы вы стучали в дверь, прежде чем войти в мой кабинет».

10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согла­сен. Я считаю, что слова «чаще» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты сама гото­вила ужин вечером по понедельникам».

Краткая, суть процесса ННО

Честно выражаю мое состояние, никого не обвиняя и не критикуя. Эмпатически воспринимаю твое состояние, не слыша обвинений и критики.
НАБЛЮДЕНИЯ
1. Что из мною наблюдаемого (увиденного, услышанного, вспомненного, причем без моих оценок) способствует или не способствует моему благополучию: «Когда я вижу (слышу) то-то и то-то...» 1. Что из тобою наблюдаемого (увиденного, услышанного, вспомненного, причем без твоих оценок) способствует или не способствует твоему благополучию: «Когда ты видишь (слышишь) то-то и то-то...» (Может пропускаться, когда просто предлагается эмпатия.)
ЧУВСТВА
2. Как я себя чувствую (эмоции, а не мысли) в связи с тем, что я наблюдаю: «Я чувствую то-то и то-то...» 2. Как ты себя чувствешь (эмоции, а не мысли) в связи с тем, что ты наблюдаешь: «Ты чувствуешь то-то и то-то...»
ПОТРЕБНОСТИ
3. Какая моя потребность (а не прихоть) определяет мои чувства: «Потому что мне нужно то-то и то-то». Четко называю то, что должно улучшить мою жизнь, но ничего не требую 3. Какая твоя потребность (а не прихоть) определяет твои чувства: «Потому что тебе нужно то-то и то-то». Эмпатически воспринимаю то, что должно улучшить твою жизнь, и не слышу никаких требований.
ПРОСЬБЫ
4. Конкретные действия, которые я бы одобрил: «Ты не хотел бы сделать то-то и то-то?» 4. Конкретные действия, которые ты бы одобрил: «Ты не хотел бы сделать то-то и то-то?» (Может пропускаться, когда просто предлагается эмпатия.)

Женщина:Вы знаете, когда я услышала ваши слова, что нам нужно снова клеймить преступни­ков (Н), я просто перепугалась (Ч), потому что мне важно знать, что все мы здесь раз­деляем глубокую заботу о людях, которым нужна помощь (П). Среди людей, которые приходят сюда за едой, есть и родители-подростки (Н), и я хочу верить, что они чувствуют, что их здесь хорошо примут (П). Вы не расскажете мне, что вы чувству­ете, когда приходят Дэшл или Эми со свои­ми мальчиками? (Пр)

Итак, женщина выразила себя через ННО, ис­пользуя все четыре части процесса: наблюдение (Н), чувства (Ч), потребность (П),просьба (Пр).

Наши рекомендации