Классификация вопросов
Маркетинговые исследования
(Лекция 7 – 2 часа)
- Типы маркетинговых исследований. Этапы проведения маркетинговых исследований по изучению потребителей.
- Цели проведения исследований потребителя.
- План исследований.
Маркетинговые исследования – процесс сбора, анализа, хранения, доступа и использования различной информации, помогающей принимать решения в области маркетинга.
ТИПЫ МИ:
1. Полевые – связаны с получением информации от опрашиваемых (респондентов). Такая информация называется первичной.
2. «Кабинетные» – связаны с получением информации из различных отчетов: фирмы, конкурентов, поставщиков, государственных и общественных организаций, а также из СМИ, Интернет. Полученная таким образом информация называется вторичной.
Предмет маркетинговых исследований – это различные факторы макро и миро среды маркетинга:
1. Конкуренты
2. Товары конкурентов
3. Покупатели
4. Поставщики
5. Посредники
6. Цены
7. Эффективность рекламы
И т.п.
Этапы проведения МИ по изучению потребителей
2. Цели проведения исследований потребителя
Цели – это вопросы в общей постановке, на которые мы хотим получить ответы или проверить правильность наших предположений.
Типы целей:
- поисковые - сбор предварительной информации неформальными методами ( маркетинговое путешествие, фокус группа, кабинетные иссл.), позволяющими более точно сформулировать дальнейшие цели;
- формализация качественной информации в количественную (сколько %% людей в выборке предпочитают разные торговые марки зубной пасты);
- экспериментальные - установление причинно-следственной связи между явлениями (ответ на вопрос «почему?»)
Требования к целям:
1. Цели должны быть сформулированы в виде конкретных вопросов, на которые мы хотим получить ответы.
2. Цели должны быть измеримы.
Анализ внутренних отчётов: статистические отчеты по объемам продаж, бухгалтерская информация, аналитические отчеты отделов, результаты проведенных ранее маркетинговых исследований.
Анализ внешних вторичных источников.
1) деловая пресса;
2) специализированная отраслевая пресса;
3) специализированная периодическая пресса по маркетингу и рекламе;
4) годовые отчёты фирм-производителей;
5) информация государственных статистических органов;
6) Интернет по всем направлениям: отрасль, исследовательские фирмы, рекламные агентства.
3. План исследований.
Определение состава выборки.
Генеральная совокупность – это совокупность всех изучаемых объектов (покупателей, конкурентов и пр.).
Представительная (репрезентативная) выборка – группа объектов генеральной совокупности, отвечающая требованиям репрезентативности (представительности). По изучению поведения выборки мы с определенной степенью вероятности делаем вывод о поведении всей ГС.
Репрезентативность – соответствие структуры выборки структуре ГС по количеству представленных объектов по каждому параметру структуры.
В соответствии с:
- количеством параметров структуры ГС и выборки,
- размером ГС и размером выборки,
- количеством объектов в структурных группах ГС и выборки
определяется вероятность достоверности получаемых данных .
Методы коммуникации.
1) опрос по почте;
2) телефонный опрос;
3) Интернет-опрос;
4) личное интервью:
- индивидуальное интервью;
- групповое интервью;
5) дневниковые записи;
6) наблюдение;
7) эксперимент (респондента ставят в модельную ситуацию, он принимает решение, которое фиксируется);
8) фокус-группа;
9) глубинное интервью;
10) hall-test;
11) home-test;
12) аудит торговых точек;
13) mystery Shopping.
Для фокус-группы подбираются 5-10 респондентов, с которыми в специальном помещении проводится «круглый стол». Модератор (интервьюер - руководитель группы) формулирует перед респондентами вопросы и вызывает участников на свободное обсуждение. Всё записывается на видео, затем расшифровывается.
Анкеты для сбора данных.
Анкета делится на две части:
А) данные об опрашиваемом с точки зрения соответствия его структуре выборки (паспорт);
Б) вопросы для реализации цели исследования.
Вопросы Б.
Закрытые Открытые
(предполагают наличие вариантов ответов) (без вариантов ответов)
1. Альтернативный 1. Вопрос без структурного ответа
2. С вариантами ответов 2. Подбор словесных ассоциаций
3. С использованием шкалы Лайкерта 3. Завершение предложения
4. Семантический дифференциал 4. Завершение рассказа
5. Оценочная шкала 5. Завершение рисунка
6. Ранжирование 6. Подпись (рассказ) под рисунком
Классификация вопросов
Закрытые:
1. Альтернативный. Используется два варианта ответов: да, нет.
2. С вариантами ответов. Даются варианты ответов, из которых нужно выбрать один, два или несколько.
3. С использованием шкалы Лайкерта. Шкала Лайкерта при ответах на альтернативный вопрос или на вопрос о согласии с утверждением:
Твердое «да» | Скорее «да» | Затрудняюсь ответить | Скорее «нет» | Твердое «нет» |
4. Семантический дифференциал. В этом ответе респондент должен передать свои ощущения, заключённые между двумя антонимами.
Например, мы изучаем отношение респондентов к банку:
5. Оценочная шкала. Предлагается оценить важность параметра при выборе чего-либо (товара, организации) по балльной шкале, или оценить свойство по балльной шкале.
6. При ранжировании респондент упорядочивает объекты в порядке убывания (возрастания) их важности.