Классификация вопросов

Маркетинговые исследования

(Лекция 7 – 2 часа)

  1. Типы маркетинговых исследований. Этапы проведения маркетинговых исследований по изучению потребителей.
  2. Цели проведения исследований потребителя.
  3. План исследований.

Маркетинговые исследования – процесс сбора, анализа, хранения, доступа и использования различной информации, помогающей принимать решения в области маркетинга.

ТИПЫ МИ:

1. Полевые – связаны с получением информации от опрашиваемых (респондентов). Такая информация называется первичной.

2. «Кабинетные» – связаны с получением информации из различных отчетов: фирмы, конкурентов, поставщиков, государственных и общественных организаций, а также из СМИ, Интернет. Полученная таким образом информация называется вторичной.

Предмет маркетинговых исследований – это различные факторы макро и миро среды маркетинга:

1. Конкуренты

2. Товары конкурентов

3. Покупатели

4. Поставщики

5. Посредники

6. Цены

7. Эффективность рекламы

И т.п.

Этапы проведения МИ по изучению потребителей

классификация вопросов - student2.ru

2. Цели проведения исследований потребителя

Цели – это вопросы в общей постановке, на которые мы хотим получить ответы или проверить правильность наших предположений.

Типы целей:

- поисковые - сбор предварительной информации неформальными методами ( маркетинговое путешествие, фокус группа, кабинетные иссл.), позволяющими более точно сформулировать дальнейшие цели;

- формализация качественной информации в количественную (сколько %% людей в выборке предпочитают разные торговые марки зубной пасты);

- экспериментальные - установление причинно-следственной связи между явлениями (ответ на вопрос «почему?»)

Требования к целям:

1. Цели должны быть сформулированы в виде конкретных вопросов, на которые мы хотим получить ответы.

2. Цели должны быть измеримы.

Анализ внутренних отчётов: статистические отчеты по объемам продаж, бухгалтерская информация, аналитические отчеты отделов, результаты проведенных ранее маркетинговых исследований.

Анализ внешних вторичных источников.

1) деловая пресса;

2) специализированная отраслевая пресса;

3) специализированная периодическая пресса по маркетингу и рекламе;

4) годовые отчёты фирм-производителей;

5) информация государственных статистических органов;

6) Интернет по всем направлениям: отрасль, исследовательские фирмы, рекламные агентства.

3. План исследований.

Определение состава выборки.

Генеральная совокупность – это совокупность всех изучаемых объектов (покупателей, конкурентов и пр.).

Представительная (репрезентативная) выборка – группа объектов генеральной совокупности, отвечающая требованиям репрезентативности (представительности). По изучению поведения выборки мы с определенной степенью вероятности делаем вывод о поведении всей ГС.

Репрезентативность – соответствие структуры выборки структуре ГС по количеству представленных объектов по каждому параметру структуры.

В соответствии с:

  • количеством параметров структуры ГС и выборки,
  • размером ГС и размером выборки,
  • количеством объектов в структурных группах ГС и выборки

определяется вероятность достоверности получаемых данных .

Методы коммуникации.

1) опрос по почте;

2) телефонный опрос;

3) Интернет-опрос;

4) личное интервью:

- индивидуальное интервью;

- групповое интервью;

5) дневниковые записи;

6) наблюдение;

7) эксперимент (респондента ставят в модельную ситуацию, он принимает решение, которое фиксируется);

8) фокус-группа;

9) глубинное интервью;

10) hall-test;

11) home-test;

12) аудит торговых точек;

13) mystery Shopping.

Для фокус-группы подбираются 5-10 респондентов, с которыми в специальном помещении проводится «круглый стол». Модератор (интервьюер - руководитель группы) формулирует перед респондентами вопросы и вызывает участников на свободное обсуждение. Всё записывается на видео, затем расшифровывается.

Анкеты для сбора данных.

Анкета делится на две части:

А) данные об опрашиваемом с точки зрения соответствия его структуре выборки (паспорт);

Б) вопросы для реализации цели исследования.

Вопросы Б.

       
  классификация вопросов - student2.ru   классификация вопросов - student2.ru
 

Закрытые Открытые

(предполагают наличие вариантов ответов) (без вариантов ответов)

1. Альтернативный 1. Вопрос без структурного ответа

2. С вариантами ответов 2. Подбор словесных ассоциаций

3. С использованием шкалы Лайкерта 3. Завершение предложения

4. Семантический дифференциал 4. Завершение рассказа

5. Оценочная шкала 5. Завершение рисунка

6. Ранжирование 6. Подпись (рассказ) под рисунком

Классификация вопросов

Закрытые:

1. Альтернативный. Используется два варианта ответов: да, нет.

2. С вариантами ответов. Даются варианты ответов, из которых нужно выбрать один, два или несколько.

3. С использованием шкалы Лайкерта. Шкала Лайкерта при ответах на альтернативный вопрос или на вопрос о согласии с утверждением:

Твердое «да» Скорее «да» Затрудняюсь ответить Скорее «нет» Твердое «нет»

4. Семантический дифференциал. В этом ответе респондент должен передать свои ощущения, заключённые между двумя антонимами.

Например, мы изучаем отношение респондентов к банку:

классификация вопросов - student2.ru

5. Оценочная шкала. Предлагается оценить важность параметра при выборе чего-либо (товара, организации) по балльной шкале, или оценить свойство по балльной шкале.

6. При ранжировании респондент упорядочивает объекты в порядке убывания (возрастания) их важности.

Наши рекомендации