Посредники: усиленный стратегический треугольник
Увеличивающаяся роль посредников была признана на многих рынках и во многих отраслях. В связи с этим стало понятно, что стратегический треугольник, о котором упоминалось выше, должен быть изменен так, как это показано на рис. 2.
Посредники рассматриваются как независимые и движимые собственными интересами агенты на рынке, а не просто как логистические каналы к конечным потребителям.
Рис. 2. «Усиленный» стратегический треугольник |
Возникает альтернативный подход к ранее затрагиваемому вопросу об очевидном дисбалансе между поведением конкурентов и реакцией потребителя. Конкурентное поведение, возникающее на рынке, может рассматриваться как результат тактических (и, может быть, стратегических) действий, как самого производителя, так и розничного продавца. В данном случае мы можем использовать и развивать концепцию «познавательных карт» как для различных конкурентов (Porac and Thomas, 1990; Hodkinson and Johnston, 1994), так и для основных производителей, посредников и розничных продавцов, что также поможет объяснить феномен «сверхконкуренции», о котором говорилось ранее (Leeflang and Wittink, 1993; Wensley, 1993).
Сети и отношения
Большое количество теоретиков и исследователей в области маркетинга, в особенности те, которые занимаются вопросами инноваций и поведения организаций при осуществлении закупок, отмечали, что взаимоотношения между фирмами относительно устойчивы и сложны. Это приводит к пониманию того, что мнение о динамике конкуренции может быть обманчивым в деле объяснения этих взаимоотношений. Поэтому необходимо рассматривать единую связанную сеть распределения, а не последовательность отдельных рыночных операций.
Особое внимание уделяется важности долгосрочных отношений внутри рыночной структуры, и можно обнаружить сходство и различие между взглядами на рыночные взаимоотношения и на сеть в целом. В частности, Л.-Г. Мэттссон (L.-G. Mattson) проводил сравнения двух точек зрения:
Моя идея состоит в том, что если мы ограничиваем взгляд на рыночные взаимоотношения, то мы приближаемся к данному в начале этой главы утверждению о том, что маркетинг отношений и сети распределения в целом имеют мало общего. Некоторые аспекты рыночных взаимоотношений противоречат основным взглядам на сети распределения. Маркетинг отношений в узком смысле подразумевает маркетинговую стратегию, цель которой — повысить и сохранить лояльность потребителя. Данный процесс облегчается применением современных информационных технологий, которые позволяют устанавливать индивидуальные коммуникации с потребителями на массовом рынке. В данном случае маркетинг отношений является базовым заявлением концепции управления маркетингом.
Тем не менее, можно считать, что маркетинг отношений означает реальное взаимодействие между различными элементами во времени, относительно высокую степень взаимосвязи между продавцом и покупателем, он также подразумевает, как отдельные взаимоотношения соединены в сети. Так мы подошли к моему второму главному утверждению о том, что маркетинг отношений и сети распределения должны извлекать больше пользы от совместных исследований и общей осведомленности. Исследования в рамках маркетинга отношений помогут извлечь пользу из следующих аспектов изучения сети: уделять больше внимания включению в процесс различных участников и взаимоотношениям с ними, а также точке зрения потребителя, изучению взаимодействий и отношений во времени, макро- и мезоуровням управленческой структуры, шире использовать лонгитюдные методы исследования. Очевидно, что маркетинг партнерских отношений и сети должны больше внимания уделять развитию исследований в социальной области, где основной акцент делается на функции отношений между экономическими субъектами.
(Mattson, 1997)
Базовые навыки и ресурсный подход
Одним из последних направлений исследования природы корпорации был подход «базовых навыков», развитый, в частности, Г. Хэмелом и К. Прахаладом (Нате! and Prahalad, 1991).
Они критиковали роль маркетинга в организации: невозможность высшего руководства развивать предвидение представлений о еще не существующих рынках. Основное внимание они уделяли расширенному изучению рынка, быстрому развитию товара и быстрому приспособлению к реакциям рынка. Большинство примеров, которые они исследовали, имели отношение к глобальному рынку: домашнее цифровое телевидение, CD, плоский монитор, электронное музыкальное оборудование, беспроводные коммуникации, электронное изображение, аппараты по медицинской диагностике, видеокамеры, факс-аппараты, электронные записные книжки, компьютерная графика, видеомагнитофоны и, конечно же, компьютеры и автомобили.
И возможно, что данный подход может быть применен только к рынкам развитых передовых технологий.
Более широкий подход был развит под общим названием «ресурсный подход» (Grant, 1991). Основные положения ресурсного подхода были разработаны Б. Вернефилдом (Wemerfeld, 1984), который в своих недавних работах утверждал, что эта теория все более и более востребована, однако отчасти она является тавтологией: «Стратегии, основывающейся на различиях между фирмами, не должно уделяться внимания, это должно происходить автоматически» (Weinefeld, 1995). В общем, основной упор делается на понимание базовых стратегий фирмы как результата эксплуатации специфических и частных активов, титулами собственности на которые обладает каждая конкретная фирма. Имеющий юридическую окраску термин «титул» используется здесь намеренно, ибо существо понятия «собственность» весьма ограниченно в условиях долгосрочной ситуации на рынках. В самом деле, значительный интерес представляет рассмотрение фирмы с точки зрения сети ее отношений и иных контрактов.
Бизнес-процессы и внедрение социально-технических систем
Совсем недавно внимание стало уделяться бизнес-процессам внутри организации. В некотором смысле это не больше чем анализ определенной деятельности как отдельного процесса, нежели анализ организации самого процесса работы, и, скорее, связан с такими формами анализа, как анализ цепочки ценности, разработанный Майклом Портером, а также с анализом структуры издержек, связанных с деятельностью фирмы.
Подход обрел популярность среди фирм, деятельность которых связана с финансовыми услугами, и его чаще можно встретить под ярлыком «реинжиниринг бизнес-процесса». Как форма анализа данный подход призван рассматривать рутинные аспекты деятельности, такие как обслуживание потребителей и обработка заказов. Также большую роль данный метод играет в оценке эффективности других видов деятельности. Сторонники подхода подчеркивают его особое значение в сохранении конкурентного поведения и то, что данный подход, вне сомнения, является необходимой и эффективной формой анализа бизнес-процессов. На самом деле, для того чтобы сосредоточить внимание на каком-то отдельном процессе, необходимо сузить границы деятельности. Возникало большое количество критических замечаний, связанных с тем, что подход отрицает наличие человеческого фактора в подобных процессах. Некоторые полагали, что бизнес-процес-
сы можно рассматривать как социально-технические системы, изучаемые Эмери (Emery) и Трастом (Trist) в 50-х—начале 60-х гг. в Тавистоке, однако на сегодняшний день человеческий фактор не учитывается (Mumford, 1994).
Robin Wensley Warwick Business School
Литература
Abell, D. and Hammond, J. (1979) 'Strategic Marketing Planning: Problems and Analytical Approaches',
Englewood Cliffs NJ: Prentice-Hall. Bettis, R. A. and Prahalad, С. К. (1995) 'The dominant logic: retrospective and extension', Strategic
Management Journal 16:5-14. Buzzell, R. D. and Wiersema, F. D. (1981) 'Successful share-building strategies', Harvard Business Review
January-February: 135-44. Caves, R. E. (1980) 'Industrial organization, corporate strategy and structure', Journal of Economic
Literature XVIII: 64-92. Caves, R. E. and Porter, M. E. (1977) 'From entry barriers to mobility barriers: conjectural decisions &
contrived deterrence to new competition', Quarterly Journal of Economics May: 242-61. Christiansen, Clayton M. (1997) 'The Innovator's Dilemma', Boston: Harvard Business School Press. Cooper, L. and Nakanishi, M. (1988) 'Market Share Analysis: Evaluating Competitive Marketing
Effectiveness', Boston: Kluwer Academic Press. Corey, R. (1976) 'Industrial Marketing Englewood', Cliffs NJ: Prentice-Hall. Day, G. S. and Wensley, R. (1988) 'Assessing advantage: a framework for diagnosing competitive
superiority', Journal of Marketing 52: 1-20. Dickinson, P. R. (1992) 'Toward a general theory of competitive rationality', Journal of Marketing 56: 68-83. Drucker, P. F. (1961) 'The Practice of Management', London: Mercury Books. Easton, G. (1990) 'Relationship between competitors', in Day, G. S., Weitz, B. and Wensley, R. (eds.), 'The
Interface of Marketing and Strategy', Conneticut: JAI Press. Easton, G., Burrell, G, Rothschild, D. and Shearman, C. (1992) 'Managers and Competition', Oxford: Basil
Blackwell. Ghemawat, P. (1991) 'Commitment: The Dynamic of Strategy', New York: Free Press. Grant, R. (1991) 'The resource-based theory of competitive advantage', Californian Management Review
33:114-34. Hakansson, H. (1987) 'Industrial Technological Development: A Network Approach', London: Croom
Helm. Hamel, G. and Prahalad, С. К. (1991) 'Corporate imagination and expeditionary marketing', Harvard
Business Review July—August: 81-92. Hodgkinson, G. P. and Johnston, G. (1994) 'Exploring the mental models of competitive strategists: the case
for a processual approach', Journal of Management Studies (forthcoming). Kamakura, W. and Russel, G.J. (1989) 'A probabilistic choice model for market segmentation', Journal of
Marketing Research 26: 379-90. Kogut, B. and Kulatilaka.N. (1992) 'Options thinking and platform investments: investing in opportunity'.
Working Paper Wharton School: April. Lambkin, M. and Day, G. (1989) 'Evolutionary processes in competitive markets: beyond the product life
cycle', Journal of Marketing 53: 4-20. Leeflang, P. S. H. and Wittink, D. (1993) 'Diagnosing competition: developments and findings', in Laurent,
G., Lillien, G.L. and Pras, B. (eds.), Research Traditions in Marketing, Norwell MA: Kluwer Academic. Leeflang, P. S. H. and Wittink, D.(1996) 'Competitive reation versus consumer response: Do managers
overreact?', International Journal of Research in Marketing, 13: 103-20. Marsh, P., Barwise, P., Thomas, K. and Wensley, R. (1988) 'Managing Strategic Investment Decisions in
Large Diversified Companies', London: London Business School Centre for Business Strategy.
Mattsson, L.-G. (1997) 'Relationship marketing and the Markets-as-net\vorks approach — A comparative
analysis of two evolving streams of research', Journal of Marketing Management 13: 447-61. McGee, J. and Thomas, H. (1986) 'Strategic groups: theory, research and taxonomy', strategic
Management Journal 7: 141-60. Mintzberg, H. and Waters, J. A. (1985) 'Of strategies deliberate and emergent', Strategic Management
Journal 6: 257-72. Mintzberg, H, (1994) 'The Rise and Fall of Strategic Planning', Prentice-Hall. Mumford, E. (1994) 'Tools for change: modem miracles or dangerous disasters?', Working Paper,
Manchester: MBS. Myers, S. С (1984) 'Finance theory and financial strategy', Interfaces 14: 126-37. Ohmae, K. (1982) 'The Mind of the Strategist', London: McGraw Hill. Porac, J. and Thomas, H. (1990) 'Taxonomic mental models in competitor definition', Academy of
Management Review 15: 224-40. Pitts, A. (1994) 'Real options', Working paper Norwich: UEA March. Prahalad, С. К. and Bettis, R. A. (1989) 'The dominant logic: A new linkage between diversity and
performance', Strategic Management Journal 10: 523-52. Reed, R. and DeFillippi, R.J. (1990) 'Casual ambiguity, barriers to imitation and sustainable competitive
advantage', Academy of Management Review 15: 88-102. Reibstein, D. (1985) 'Marketing: Concepts, Strategies and Decisions', Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. Ries, A. and Trout, J. (1985) 'Positioning: The battle for your mind', London: McGraw-Hill. Rumelt, R. P (1996) 'The many faces of Honda', Californian Management Review 38: 103-11. Simon, H. A. (1979) 'Rational decision making in business organizations', American Economic Review
September. Wensley, R (1993) 'On a clear day you can see the market', in Laurent, G., Lillien, G. and Pras, B. (eds.),
Research Traditions in Marketing, Norwell MA: Kluwer Academic, pp. 163-8. Wernerfeld, B. (1984) 'A resource-based view of the firm', Strategic Management Journal5: 171-80. Wernerfeld, B. (1995) 'The resource-based view of the firm: ten years after', Strategic Management Journal
16:171-4. Williams, J. R. (1992) 'How sustainable is your competitive advantage', Californian Management Review
Spring: 29-51.