Эволюция концепций маркетинга
Подробности
Категория: Маркетинг. Лекции. Ответы к экзамену.
Просмотров: 10
В мировой практике маркетинг появился не сразу. Он - результат многолетней эволюции взглядов менеджеров на цели, задачи, методы развития производства. Итак, в своей эволюции маркетинг прошел следующие этапы:
конец XIX века — великая депрессия 1923-33 гг. Приоритетный фактор — производство, которое обслуживается отдельными маркетинговыми инструментами (концепция совершенствования производства и товара);
середина 30-х годов — середина 80-х годов. Формирование комплекса маркетинговых действий с ориентацией сначала на продажу, затем - на потребителя (концепции интенсификации коммерческих усилий и общая концепция маркетинга);
середина 80-х годов — настоящее время. Современный маркетинг (концепции стратегического, социально-ориентированного, индивидуального маркетинга, маркетинга отношений). В соответствии с этими этапами исторически претерпели изменения и концепции маркетинга. Рассмотрим их подробнее:
Концепция совершенствования производства ориентирована на ситуацию, когда спрос на товар превышает предложение и необходимо найти способ увеличения производства или когда себестоимость товара слишком высока, и надо найти способ снизить ее. Эта концепция утверждает, что:
• потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене;
• основной объект внимания — совершенствование производства и повышение эффективности системы распределения;
• сфера существования — бюджетные, социальные услуги;
• негативные черты и последствия - равнодушие к запросам потребителей, обезличка потребителей, товаров, фирм.
Исследование возможностей производства | Производство товара | Продвижение товара на рынке | Продвижение товара по низким ценам | |||
Рис.2.1. Схема производственной концепции
Концепция совершенствования товара или продуктовая концепция утверждает, что:
• потребители будут благосклонны к товарам, имеющим наивысшее качество, лучшие эксплуатационные свойства и характеристики;
• основной объект внимания - товар;
• главное содержание маркетинга - совершенствование качества товаров;
• ведущее средство достижения цели - модернизация выпускаемых товаров;
• сфера существования - там, где доминирует технократический подход;
• негативные черты и последствия - маркетинговая близорукость, упущение из вида проблем и потребностей клиента, возможностей дизайна, упаковки, цены.
•
Исследования товара | Производство товара | Продвижение товара на рынке | Продвижение товара по умеренным ценам | |||
Рис.2.2. Схема продуктовой концепции маркетинга
Концепция интенсификации коммерческих усилий (или сбытовая концепция) утверждает, что:
• потребители не будут покупать товары фирмы в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования продаж;
• конечная цель - получение прибыли за счет роста продаж;
• основной объект внимания - процесс продажи;
• главное содержание маркетинга - это забота о нуждах продавца по превращению его товара в наличные деньги;
• ведущее средство достижения цели - коммерческие усилия и меры стимулирования сбыта, «жесткие» продажи с целью заставить совершить покупку немедленно, на месте;
• сфера применения - продажа товаров и услуг пассивного спроса (о которых потребитель в норме не думает - страхование, пенсионное обеспечение, участки для захоронения), ходовых (крупносерийных) товаров, предвыборные кампании;
• негативные следствия - потеря доверия клиентов из-за сокрытия изъянов товара, принуждение к немедленному приобретению.
Исследование рынка | Производство товара | Стимулирование продаж | Увеличение объема продаж | |||
Рис.2.3. Схема сбытовой концепции маркетинга
Все эти концепции направлены на сосредоточение внимания на нуждах продавца, получения ими прибыли за счет роста объема продаж. В их основе заложен принцип: сначала производство товара, затем активные поиски его потребителей.
Рынок, созданный на этих концепциях, получил название «рынок продавца» - т.е. состояние, когда спрос значительно превышает предложение и практически любой товар, который на рынке немедленный спрос, даже в ущерб определенным требованиям, главное - наличие товаров, их количество. В этом случае товарный ассортимент беден, масштабы производства невелики, концепция отсутствует.
Вместе с тем шестидесятые годы маркетинг становится «философией бизнеса» некоторых фирм. Это меняет его цели и задачи, поэтому в этот период создается рынок, ориентированный на потребителя, так называемый «рынок покупателя» - это такой рынок, когда предложение превышает спрос, здесь открывается возможность выбора товара. Целью маркетинга становится создание покупателя, отсюда возникает концепция общего (чистого) маркетинга.
Концепция общего маркетинга:
• конечная цель - получение прибыли в результате эффективного удовлетворения запросов потребителей;
• основной объект внимания - нужды потребителя;
• главное содержание - забота об удовлетворении нужд потребителя посредством товара и целого ряда факторов, связанных с созданием и потреблением этого товара;
• средство достижения цели - комплексные маркетинговые усилия (маркетинг-микс);
• сфера применения - товары массового спроса, производимые крупными компаниями.
Потребности и запросы покупателей | Емкость рынка | Ресурсы производства | Продвижение товаров на рынке | Покупатель | ||||
Программа маркетинга |
Рис.2.4. Схема концепции чистого маркетинга
Вместе с тем, концепция чистого маркетинга вызвала критику, которая сводится к тому, что чистый маркетинг способствует ухудшению окружающей среды, не решает конфликтов между потребностями общества и его долговременным благополучием, все это обусловило появление концепции стратегического, социально-этического маркетинга. Она ориентирована на сочетание учета интересов производителей, потребителей и общества в целом.
Цель — обеспечение желаемой удовлетворенности целевых групп клиентов боле эффективными, чем у конкурентов, способами с одновременным сохранением или укреплением перспективного благополучия потребителей и общества в целом.
Средства достижения цели — баланс трех факторов: прибыли фирмы; покупательских потребностей и интересов общества.
Потребности покупателей и интересов общества | Емкость рынка | Ресурсы производства | Продвижение товаров на рынке | |||
Программа маркетинга |
Рис.2.5. Концепция социально-этического маркетинга