Основа создания конкурентного преимущества
Маркетинговаястратегия
Робин Уинсли
1. Основные принципы: устойчивое конкурентное преимущество
2. Стратегический треугольник
3. Ретроспективный анализ
4. Новые исследования
Обзор
В данной главе мы рассмотрим значение термина «маркетинговая стратегия» и основные принципы достижения устойчивого конкурентного преимущества. Также будут рассмотрены два важных аспекта этих принципов — проблема положения фирмы в рамках так называемого стратегического треугольника (клиент, конкурент и корпорация) и проблема времени, или ретроспективный анализ. Кроме того, мы коснемся некоторых последних разработок, таких как роль посредников в расширенном стратегическом треугольнике, проблемы сетевого маркетинга, взаимоотношения между фирмами, ресурсная база фирмы и, наконец, недавние исследования деловых процессов. В заключение мы уделим внимание маркетинговой стратегии с точки зрения перспектив ее научного изучения и практического применения.
Основные принципы: устойчивое конкурентное преимущество
Основные принципы маркетинговой стратегии формулируются просто: достижение устойчивого положения на рынке в условиях конкурентной борьбы. Фирма должна обладать подходящим набором средств (в широком смысле), отвечающих изменениям запросов потребителей и действующих более эффективно, чем у конкурентов. Однако данная формулировка дает только общее представление о понятии устойчивого конкурентного преимущества (УКП).
Позднее мы вернемся к рассмотрению фундаментальных теоретических вопросов, рассматривающих сущность маркетинговой стратегии именно с этой точки зрения, что характерно для работ целого ряда авторов. В целом можно утверждать, что концепция устойчивого конкурентного преимущества способна лишь объяснить, что происходит, нисколько не объясняя сущности происходящего в условиях меняющихся и постоянно развивающихся конкурентных рынков (Dickinson, 1992).
Брюс Хендерсон (Bruce Henderson), основатель Бостонской консультативной группы, акцентировал внимание на важности понимания конкуренции и достижении конкурентных преимуществ на рынке:
Рынок можно рассматривать с различных позиций, и товар может быть использован различными способами. Всякий раз, когда изменяются условия на рынках взаимозаменяемых товаров, изменяются сравнительные преимущества. Многие бизнесмены не понимают, что ключевой элемент стратегии — это выбор конкурента, которого требуется превзойти, так же как и выбор сегмента рынка и тех характеристик товара, которые отличают его от товара конкурента.
(Henderson, 1980)
Основа создания конкурентного преимущества
Методы создания устойчивого конкурентного преимущества можно подразделить на три группы: (1) преимущества фирмы в целом; (2) преимущества в таких функциональных сферах, как НИОКР, производство, поставки и маркетинг; (3) преимущества, основанные на взаимоотношениях фирмы и ее внешнего окружения. Хотя данная классификация является в определенной степени произвольной, она показывает разницу между маркетинговой стратегией и стратегией бизнеса. Большее количество потенциальных преимуществ, связанных со стратегией бизнеса, возникает из внутренних аспектов деятельности фирмы. Маркетинговая стратегия выявляет те конкурентные преимущества, которые находятся в компетенции функций маркетинга. Взаимодействие фирмы с потребителями, каналами распределения, обслуживающими этих потребителей, — это и есть основное направление маркетингового анализа для выявления конкурентных преимуществ. Более детальное рассмотрение данного подхода можно найти в работах Г. Дэя и Р. Уин-сли (Day and Wensley, 1988).
Очень часто преимущества со стороны маркетинга могут быть связаны с внутрифирменными преимуществами. Тем не менее функцией маркетинга является направление ресурсов фирмы на удовлетворение нужд потребителей, а также на развитие с ними долгосрочных отношений. Преимущества, основанные на издержках и технологии, часто взаимосвязаны с преимуществами фирмы на рынке. Небольшие затраты порождают низкие цены и высокую ценность, предоставляемую потребителям. Уникальные преимущества технологии сказываются на развитии преимуществ относительно издержек, контроля качества и/или эластичности предложения.