Пропорционально этим факторным значениям была построена некая
обобщенная человеческая фигура. Надо отметить, что в распоряжении исследователей не было профессионального художника, поэтому для моделирования была использована компьютерная программа (рис. 10.4):
В случае выделения по критерию собственных значений (λ >1) было получено 5 факторов, объясняющих 82% дисперсии. В соответствии с полученными факторными значениями факторы интерпретируются следующим образом:
• фактор 1: грудь, шея, верхняя часть тела, голова;
• фактор 2: рука, глаза;
• фактор 3: кисть руки, предплечье, рот;
• фактор4: нос, нога;
• фактор 5: плечи, талия, бедро, ягодицы.
Далее в полном соответствии с экспериментом Стефенсона была построена фигура того, как респонденты видят себя в своем собственном
представлении (рис. 10.5).
Как видно из этой картинки, наибольшее значение для респондентов имеют: голова, верхняя часть тела и глаза. Несхожесть этого рисунка с предыдущим, построенным пропорционально измерениям частей тела, так же, как и в каноническом исследовании 30-х годов, говорит о том, что объективное состояние человека значительно отличается от его субъективного восприятия значимости тех или иных частей тела.
Дальнейшая интерпретация факторов осуществлялась на основе дополнительной анкеты. В зависимости от факторных нагрузок выбираются те респонденты, которые наилучшим образом представляют тот или иной фактор. В результате внимательного рассмотрения их стиля жизни были сделаны такие обобщения:
А. Кутлалиев
А. Попов
|
| Рис. 10.4. Графическая интерпретация по антропологическим измерениям Фактор 1 (грудь, шея, верхняя часть тела. голова). Консерваторы, ведущие малоактивный образ жизни». Данный тип людей в качестве способов поддержания своей фигуры в тонусе использует фитнес, гимнастику и т.д. не посещая при этом фитнес- центров и не соблюдая диеты (или особые графики питания). причем если они и занимаются спортом, то это, как правило, регулярно, 1—3 раза в неделю, а сидят на диетах только при необходимости. В спорте они не придерживаются Модных тенденций, и их не привлекают экстремальные виды спорта. Такие люди одежду обычно покупают на распродажах в фирменных магазинах либо в стоковых центрах или на рынках. причем делают это часто и с удовольствие. Они редко проводят свободное время в шумных компаниях, в барах и ресторанах, много читают и часто ходят в гости или приглашают | |
Фактор 2 (рука, глаза). «Малоактивные, ориентированные на проведение досуга в местах культурного отдыха». Такие люди помимо «любительского спорта» используют также массажи, обертывание и т.д. и, соответственно, делают это чаще, чем другие типы. Они считают, что спорт — это модно, но новых тенденций в спорте не стремятся придерживаться и не увлекаются экстремальными видами спорта. Их одежда, как правило, подчеркивает их фигуру. Одежду они могут покупать в совершенно различных по престижности местах — как на распродажах в фирменных магазинах, так и на рынках и в Рис. 10.5. Пропорции тела но результатам оценок в Q - сортировке | |
их к себе. Отпуска предпочитают проводить на природе (без каких - либо специальных удобств): в основном либо на даче, либо в походах. При выборе места отдыха пользуются в основном либо на даче, либо в походах. При выборе места отдыха пользуются в основном советами друзей, турагентств.
Глава 10.