Конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность товара
Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. Конкурентоспособность и качество — концентрированное выражение всей совокупности возможностей любого производителя (оценщика) создавать, выпускать и сбывать товары (услуги). В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг товара становится эффективным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности.
Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара(услуги), определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.
Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество товара» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не единственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (снижение) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема.
В свою очередь в соответствии с определением Международной организации по стандартизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран, включая Россию, качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара — категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.
Уровни качества при проведении оценочных работ:
Первый уровень — «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого документа на изготовление продукта — технические условия, договор и т.п.).
Второй уровень — «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.
Третий уровень — «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара или услуги.
Четвертый уровень — «соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, малоосознаваемый ими характер.
Конкурентоспособность предприятия
Анализ современных концепций конкурентоспособности производителя показывает, что данная характеристика применительно к фирме имеет две отличительных характеристики.
Первое. Конкурентоспособность фирмы, отражающая отличия данного производителя от соперников, применима к достаточно длительному промежутку времени. Фирма, как правило, занята выпуском разнообразных и обновляющихся изделий.
Второе. Оценку деятельности производителя дает не только потребитель, но и предприниматель. Последний решает, выгодно ли для него в существующих условиях заниматься производством товаров. С точки зрения всего общества конкурентоспособность производителя может оцениваться степенью соответствия своего развития общественным потребностям.
Процесс достижения важнейших целей общества в условиях рыночной экономики отражается в рыночной стратегии компаний, в формулировании ими долговременных целей. При огромном различии управленческих доктрин в системе долговременных целей можно выделить две группы показателей, которые обеспечивают решение главных задач. Показатели первой группы (доля компании на рынке, ее динамика, объем продаж и т. д.) в обобщенном виде отражают (хотя и косвенным образом) степень удовлетворения потребителей продукцией или услугами фирмы. Показатели второй группы (объем прибыли, норма прибыли, производительность труда и т. д.) отражают уровень эффективности производства данной фирмы.
Динамика показателей двух групп в общем случае будет противонаправлена, поскольку в условиях совершенной конкуренции увеличение, например, цены реализации продукции снижает степень удовлетворения потребителей и ведет к уменьшению доли данного производителя на рынке, но одновременно способствует росту прибылей. И соответственно этому оценка конкурентоспособности производителя оказалась бы весьма проблематичной из-за невозможности достичь противоположных целей. Однако в условиях реальной конкуренции, где имеет место фактор монополизации, по мере захвата возрастающей доли рынка какого-либо товара компания может существенно влиять на ценовую ситуацию на рынке.
Общий показатель уровня конкурентоспособности предприятия определяется по следующей формуле:
К=IТ* IЭ,
где К – общий показатель конкурентоспособности предприятия,
IТ – индекс конкурентоспособности по товарной массе,
IЭ – индекс относительной эффективности.
При К > 1, считается, что данная фирма превосходит своих конкурентов.