Конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность товара

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в совре­менном мире универсальный характер. Конкурентоспособность и качество — концентрированное выражение всей совокупности возможностей любого производителя (оценщика) создавать, выпу­скать и сбывать товары (услуги). В условиях развитого конкурентного рынка маркетинг товара становится эффек­тивным средством решения проблемы качества и конкурентоспособности.

Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя произ­водителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объек­тивно и строго оценивает результаты их деятельности.

Под конкурентоспособностью понимается комплекс потре­бительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара(услуги), определяю­щих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов.

Понятие «конкурентоспособность товара» шире понятий «качество това­ра» и «технический уровень товара». Последние — главная составляющая конкурентоспособности товара, предопределяющая его уровень, но не един­ственная. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрыва­ющими непосредственную потребительскую ценность товара в сопоставлении с аналогами-конкурентами, определяется также внешними по отношению к собственно товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, качество сервиса, реклама, повышение (сниже­ние) уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, изменение со­отношения спроса и предложения, финансовые условия и др. Сказанное подтверждает приводимая ниже схема.

Конкурентоспособность предприятия - student2.ru Конкурентоспособность предприятия - student2.ru

В свою очередь в соответствии с определением Международной организации по стандар­тизации (ИСО), поддерживаемым видными специалистами многих стран, включая Россию, качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловлен­ные или предполагаемые потребности. Будучи продуктом труда, качество товара — категория, неразрывно связанная как со стоимостью, так и с потребительной стоимостью.

Уровни качества при проведении оценочных работ:

Первый уровень — «соответствие стандарту». Качество оценивается как соответствующее либо нет требованиям стандарта (или другого доку­мента на изготовление продукта — технические условия, договор и т.п.).

Второй уровень — «соответствие использованию». Продукт должен удовлетворять не только обязательным требованиям стандартов, но и экс­плуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом на рынке.

Третий уровень — «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей о высоком качестве и низкой цене товара или услуги.

Четвертый уровень — «соответствие латентным (скрытым, неоче­видным) потребностям». Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к другим потребительскими свойствами, удовле­творяющими потребности, которые у потребителей носили неявный, малоосознаваемый ими характер.

Конкурентоспособность предприятия

Анализ современных концепций конкурентоспособности производителя показывает, что данная характеристика применительно к фирме имеет две отличительных характеристики.

Первое. Конкурентоспособность фирмы, отражаю­щая отличия данного производителя от соперников, применима к достаточно длительному промежутку вре­мени. Фирма, как правило, занята выпуском разнообразных и обнов­ляющихся изделий.

Второе. Оценку деятельности производителя дает не только потребитель, но и предприниматель. Последний решает, выгодно ли для него в существующих условиях заниматься производством товаров. С точки зрения всего общества конкуренто­способность производителя может оцениваться сте­пенью соответствия своего развития общественным по­требностям.

Процесс достижения важнейших целей общества в условиях рыночной экономики отражается в рыночной стратегии компаний, в формулировании ими долговре­менных целей. При огромном различии управленческих доктрин в системе долговременных целей можно выде­лить две группы показателей, которые обеспечивают решение главных задач. Показатели первой группы (доля компании на рынке, ее динамика, объем продаж и т. д.) в обобщенном виде отражают (хотя и косвен­ным образом) степень удовлетворения потребителей продукцией или услугами фирмы. Показатели второй группы (объем прибыли, норма прибыли, производительность труда и т. д.) отражают уровень эффективности производства данной фирмы.

Динамика показателей двух групп в общем случае будет противонаправлена, поскольку в условиях совер­шенной конкуренции увеличение, например, цены реа­лизации продукции снижает степень удовлетворения потребителей и ведет к уменьшению доли данного производителя на рынке, но одновременно способству­ет росту прибылей. И соответственно этому оценка конкурентоспособности производителя оказалась бы весьма проблематичной из-за невозможности достичь противоположных целей. Однако в условиях реальной конкуренции, где имеет место фактор монополизации, по мере захвата возрас­тающей доли рынка какого-либо товара компания мо­жет существенно влиять на ценовую ситуацию на рынке.

Общий показатель уровня конкурентоспособности предприятия определяется по следующей формуле:

К=IТ* IЭ,

где К – общий показатель конкурентоспособности предприятия,

IТ – индекс конкурентоспособности по товарной массе,

IЭ – индекс относительной эффективности.

При К > 1, считается, что данная фирма превосходит своих конкурентов.

Наши рекомендации