Средние значения национальной приверженности для различных демографических групп
Переменные и их уровни | Количество респондентов | Средние значения приверженности | Статистическая достоверность |
Пол | 69.72 | 0.001 | |
Мужской | 65.66 | ||
Женский | 75.65 | ||
Доход, долл. | 69.20 | 0,033 | |
Ниже $ 10000 | 76.00 | ||
10000-19999 | 81.5 | ||
20 000-29 999 | 73.92 | ||
30 000-39 999 | 73.18 | ||
40 000-49 999 | 68.70 | ||
50 000-59 999 | 75.31 | ||
60 000-69 999 | 66.34 | ||
70 000-79 999 | 67.47 | ||
80 000-89 999 | 68.32 | ||
90 000-99 999 | 59.55 | ||
100 000 и выше | 61.84 | ||
Частота полетов | 69.81 | 0,001 | |
Меньше 1 раза в год | 78.26 | ||
1-4 раза в год | 74.10 | ||
5-9 раз в год | 69.12 | ||
10-1 5 раз в год | 46 - | 60.35 | |
16-20 раз в год | 58.42 | ||
21-30 раз в год | 47.63 | ||
Более чем 30 раз в год | 69.80 | ||
Занятие | 69.65 | 0,008 | |
Не работающий | 85.00 | ||
Самозанятый | 83.78 | ||
Домохозяйка | 82.17 | ||
Чернорабочий | 79.33 | ||
Уволенный(удаленный) | 78.33 | ||
Общественный сектор | 76.53 | ||
Общий офис / клерк | 74.50 | ||
Студент | 74.14 | ||
Квалифицированный рабочий | 70.43 | ||
Военный | 65.89 | ||
Высококвалифицированный специалист | 63.58 | ||
Продавец | 63.42 | ||
Менеджер | 63.00 |
[*]112-113
женщины проявляют национальную приверженность больше, чем мужчины. Национальная приверженность в целом снижается с увеличением дохода. Точно так же она наиболее высока у личностей с самой малой частотой полетов и пропорционально уменьшается с увеличением частоты полетов.
Наиболее лояльные представляют самый маленький сегмент. Из совокупности данных следует, что по демографическому профилю самые национально лояльные потребители пассажирских авиаперевозок— это женщины, лица, имеющие более низкий уровень доходов, редко путешествующие самолетами., а также лица, чьи занятия непрофессиональны и мало привязаны к частному сектору экономики, т. е. занятые в общественном секторе или зависящие от программ экономической помощи.
Намного больший сегмент готов "торговать" своей приверженностью стране, если обнаружит более низкие цены или лучшие услуги у иностранных перевозчиков.
Показательно, как сами исследователи объясняют полученные ими результаты. По их: млению, готовность потребителя "торговать" лояльностью перевозчику в зависимости от большего количества индивидуальных выгод уходит корнями в природу североамериканской культуры, которая во многом находится во власти рыночных принципов обмена Культуры, которые расхваливают индивидуализм,, содержат меньше социальных обязательств потребителей и позволяют им больше думать о широком выборе в их решениях о покупке, чем о социальной взаимности в отношениях с отечеством. Поэтому индивидуальная выгода, личные преимущества становятся доминирующим основанием оценки. Готовность поддержать отечественного производителя ограничена готовностью платить рыночную цену за товары и услуги и отказаться от покупок, если ожидаемая выгода ниже возможной. Приверженность, доверие и взаилоюстъ — не часто наблюдаемые характеристики потребителе в культуре с рыночными традиция-
ми. Те, кто ориентирован на извлечение выгоды в рыночной системе, предпочитают максимизировать индивидуальную полезность в намного большей степени, чем те, кто существует на краю общества (например, меньшинства).
Исследование показало, что личности, меньше всего связанные с системой рыночных традиций (например студенты, безработные, самозанятые, домохозяйки, отставники, пенсионеры и чернорабочие) демонстрируют наибольшую национальную приверженность отечественным авиаперевозчикам. Ясно, что они — наименее перспективный сегмент для иностранных авиаперевозчиков, если только последние не сумеют радикально адаптировать под канадцев свои маркетинговые программы. Наоборот, личности с самыми большими связями в рыночной экономике (например, продавцы, менеджеры и высококвалифицированные специалисты) демонстрируют самые низкие уровни приверженности отечественным пере-
придется прикладывать много адаптационных усилии .
Результаты исследования позволили авторам дать рекомендации канадским авиаперевозчикам. Прежде всего они предостерегают: усиление открытости и конкуренции на воздушном транспорте может представить серьезную угрозу национальным авиаперевэзчикам. Некоторый сегмент рынка останется лояльным им, но те, кто летает часто, будут ориентироваться на преимущества в цене и уровне сервиса при выборе авиаперевозчика. При неизменных других факторах постоянные пассажиры предпочитают путешествовать с национальным перевозчиком, но как только начинают работать факторы цены и сервиса, внимание переключается на иностранных перевозчиков. Более того, цена— доминирующий
1 Единственная аномалия в данных — то, что группа респондентов, путешествующих наиболее часто (более 30 раз в год) показала увеличение приверженности в сравнении с рядом предшествующих категорий. Это может указывать на непрямую связь между частотой полетов и приверженностью; однако только 15 респондентов этой группы представляют собой, возможно, статистически недостоверную величину.
[*]114-115
фактор для существенной части путешествующих. Следовательно, независимо от преимущества в сервисе и от существования небольшого квазилояльного рыночного сегмента канадские авиаперевозчики должны обязательно быть конкурентоспособны по ценам, прежде всего в сравнении с американскими конкурентами. Ключевой вывод анализа состоит в том, что авиаперевозчики должны четко, без преуменьшений или преувеличений, оценить роль национальной приверженности в одобрении их услуг по сравнению с иностранными конкурентами. Для канадских перевозчиков исследователи рекомендовали кооперацию усилий и затрат, объединенные рекламные программы, которые подчеркивают значимость предпочтения национальных авиаперевозчиков иностранным. В то время как немедленный эффект этой деятельности может быть невелик, она, тем не менее, может изменить настрой большего сегмента путешественников в сторону поддержки местных перевозчиков, если по другим факторам налицо равенство в конкуренции. Маркетологи выразили сожаление, что интенсивная реклама двух национальных перевозчиков (Air Canada и Canadian Airlines) строится на возвышении одного перевозчика в ущерб другому. В итоге уменьшается ощущение национальной идентификации и создаются препятствия развитию национальной приверженности среди канадских авиапассажиров. Объединение, партнерство в рекламе могло бы стать фактором наращивания национальных чувств, создающим стимул к поддержке национальных перевозчиков. Но канадские воздушные путешественники не могут в новых условиях международной конкуренции считаться им опорой автоматически, просто потому, что они канадские. Чем это не урок и для российских предпринимателей?!
Национальная идентичность.Понятно, что Канада, как поется в известной у нас песне, хоть похожа на Россию, только все же не Россия. И не Япония, не Сингапур, не Китай. Патриотические чувства во всех этих странах, у каждой на-
[*]116-117
ции имеют разные истоки и особенности, по-разному проявляются, ведут к разным выводам в отношении маркетинга. Здесь мы подходим к насущной необходимости учета кросс-национальных и кросс-культурных различий, к необходимости осмысления такой категории, как национальная идентичность различных стран, восприятие их гражданами своей национальной, страновой принадлежности и различий ее значимости в потребительском поведении. В этом контексте призыв Президента России В.В.Путина к возрождению самоуважения России, национального достоинства россиян содержит не только категории общей морали, но и вполне прагматичные маркетинговые категории. Как же проявляется национальная идентичность "по-русски" на отечественном рынке? Как ее учитывают наиболее активные участники рыночных отношении — производители и посредники?
Сказать, что (здесь многое удается, к сожалению, нельзя. После девальвации рубля в августе—октябре 1998 г. импорт товаров повседневного спроса, будь то куриные окорочка или йогурты, в одночасье перестал быть рентабельным, а внутри-страновая индустрия потребительских товаров получила шанс к возрождению. Однако серьезного качественного изменения состава игроков на рынке не произошло — на ведущих ролях остались крупные западные компании, к тому времени уже признавшие для себя рынок России стратегическим, и те редкие российские предприниматели, которые в последнее десятилетие успешно строили новый бизнес в новой стране. Россия получила "внутреннюю" индустрию таких "жизненно важных" товаров, как жевательная резинка, лимонад или сигареты (благодаря компаниям "Wrigley" и "Dandy", "Coca-Cola" и "PepsiCo", табачным "Philip Morris", "British-American Tobacco" и "Japan Tobacco"). Как тут не вспомнить, что авторитетный журнал "Economist" практикует составление в качестве одного из важных экономических индикаторов так называемого индекса "биг-мака": цены бутерброда с двойной котлетой в той или иной стране! Так неу-
мение понять Россию умом оборачивается для нее общим "макдональдсовским" аршином.
Впрочем, благодаря дешевому рублю и невысоким по мировым меркам издержкам произведенные в России товары получили шанс быть конкурентоспособными на мировом рынке. Фактор размещения после кризиса табачных предприятий в России начинают ощущать на Западе: на новой фабрике "Филип Моррис-Ижора" в Ленинградской области налажен выпуск самых дешевых в мире сигарет "Marlboro". Перед наступлением 2000 года образовался Российский союз экспортеров, члены которого стали готовить поставки своей продукции на Запад и Восток (туда пойдут морсы и соки от "Вимм-Биль-Дан-на", подсолнечное масло "Слобода" от компании "Эфко", пиво "Балтика" и— с новой силой— русская водка ряда заводов). Пошла за рубеж и отечественная косметика и парфюмерия.
Американские производители "ножек Буша", потерявшие в России позиции после кризиса, тоже не сидят сложа руки. Совет по экспорту домашней птицы и яиц США заложил на деньги своих членов крупную фабрику в подмосковном Наро-Фоминске (партнером выступила российская компания "Эли-нар"). Входящие в совет десятки производителей куриного мяса в США будут следить, насколько успешно закрепится фабрика, на рынке России, и по итогам рассмотрят возможность новых, куда более крупных инвестиций. В этом же направлении нужно рассматривать и покупку в конце 1999 г. одной из крупнейших мясоперерабатывающих компаний США небольшого комбината в столичном Тушине1. От стратегии "Сделано на Западе — продано в России" иностранные предприниматели переходят к стратегии "Сделано в России— продано в России" и даже к "Сделано в России — продано на Западе".
Все больше бывших импортеров мебели открывают или собираются открыть собственное производство в России. Дело в том, что определенная (и значительная) часть нашего населе-
1 cм Муравьев С. Покупайте любое! // Известил. 2000.6 января. С. б.
[*]118-119
ния не склонна покупать "стенки" и диваны из Шатуры или Белоруссии и до сих пор уважает исключительно мебель иностранного производства, хотя дорогая красивая и полностью импортная продукция им по-прежнему недоступна, да и ждать такого заказа приходится долго, месяцами. Поэтому иностранный изысканный антураж, фурнитура, витражи и тому подобные комплектующие ввозятся из-за границы, а каркасы из ДВП/ДСП и общая сборка производятся в России. Дополнительный и немаловажный "плюс" в конкуренции — значительно более высокая оперативность поставок комплектующих и сборки мебели на заказ. Таким образом, объемный сегмент средних цен после 1998 г. наиболее успешно заполняет квазифирменная мебель, произведенная в России с использованием импортных комплектующих. В этой связи продавцу остро необходимо точно позиционировать свой товар, поскольку "страна происхождения" продающейся у нас мебели трудноопределима. Большинство продавцов называют мебель российской сборки итальянской, французской, немецкой и пр. Самые честные используют слоганы типа "Мебель из итальянских комплектующих". Встречаются и весьма затейливые фразы вроде "Русская мебель с французской душой".
Не так давно нас учили: весь западный капитализм — не более чем красивая упаковка, фантик. С упаковкой у нас до сих пор проблемы: даже традиционную русскую водку крупные заводы до сих пор разливают во французские, испанские или итальянские бутылки, ощущается нехватка качественной картонной тары. Но хотя западные компании вкладывают миллионы долларов в рекламу своих товаров, россияне упорно продолжают называть своими любимыми товарами отечественные продукты, у которых иногда совсем нет рекламы. Так ли это на самом деле и является ли в данном случае понятие "любовь" синонимом "коммерческого успеха"?
В 2000 г. маркетинговое агентство "Пэком" подвело итоги самого массового социологического исследования популярности торговых марок, в котором приняли участие 30 тыс. че-
ловек1. Из 18 номинаций отечественные товары первенствовали в трех. 23% россиян назвали своим любимым мотоциклом "Урал", любимым какао-напитком оказался "Золотой ярлык" (30%), любимой газированной водой— "Боржоми" (26,5%). Лидирующие позиции в остальных номинациях заняли товары иностранных производителей.
Выбор россиян вызвал удивление у маркетологов. По их словам, названные отечественные марки существуют как бы сами по себе, практически без рекламной поддержки, и в строгом смысле этого слова не могут называться брэндами — признанными торговыми марками. Самой большой загадкой остается популярность торговой марки "Золотой ярлык", производимой "Красным Октябрем" — на рекламу этой марки фабрика не потратила ни рубля, тогда как на рекламу Nesquik "Нестле" направила более 1 млн долл. Основная причина популярности российской марки— в давней истории брэнда, который выпускался фабрикой Эйнема с 1903 г.
Вместе с тем, эксперты полагают, что время советских марок уходит. "Nesquik" лишь на 2% отстает по популярности от "Золотого ярлыка", a "Harley Davidson" — на 1% от "Урала". Нельзя не признать: старые марки в большей степени нравятся людям старшего поколения, и их потенциал может скоро истощиться, в то время как перспективная категория покупателей — молодежь — ориентируется на вновь выводимые брэнды. Значит, российским предпринимателям пора обратить внимание на необходимость формирования собственных отечественных брэндов. Строго говоря, за все "постсоветские" годы в России не удалось создать ни одного "истинно российского" продукта. Видимо, дело в том, что товар, соответствующий понятию "брэнд", должен не просто стать олицетворением того или иного качества, он должен стать отражением образа жизни, то есть чем-то очень близким и родным, олицетворением определенного — российского — образа жизни, "русского стан-
1 Рыбак С Странная любовь // Ведомости. 1999,13 октября. С 1.
[*]120-121
дарта". Кто бы ни пришел к власти в США, кока-кола все равно останется в жизни граждан Америки. В этом отношении практически неоспоримо, что брэнд— это часть государственной символики1. Пока же в России только один термин мог претендовать на звание брэнда - это слово "перестройка". Для Запада это был бы хорошо узнаваемый брэнд. Наиболее реальные, хорошо распространяемые в мире брэнды для России могут быть связаны не с ее экономикой, а с ее культурой, многообразием России, ее европейскими и одновременно азиатскими корнями.