Спрос можно определить количественно
Эластичность спроса: понятие, виды, факторы.
Эластичность спроса или предложения – это их чувствительность к изменению каких-либо факторов.
Эластичность спроса бывает нескольких видов:
1. Ценовая ( всегда отрицательна, так как согласно закону спроса, изменение спроса меняется в обратном направлении к изменению цены)
2. По доходу
3. Перекрестная
1.Эластичность спроса по цене =
Эластичность спроса – процентное изменение объема спроса при изменении цены на товар на 1%, измерение коэффициента эластичности:
Ed= , где – относительное измерение спроса ( в %), а – относительное изменение цены ( в %).
Если |Ed|> 1, то это эластичный спрос; если меньше – неэластичный; если = 1 – единичная эластичность; если= 0 – спрос абсолютно не эластичен.
Факторы, которые влияют на эластичность спроса:
Наличие товаров-заменителей.
Доля расхода на данный товар в бюджете потребителя.
Степень необходимости данного товара.
Разнообразие возможностей использования данного товара.
Время приспособления к изменению цены.
2. Эластичность спроса по доходу отражает относительное изменение спроса в рез-те изменения дохода потребителя:
Эластичность спроса по доходу =
Формула: E = : , где У – доход.
На Эластичность спроса по доходу оказывают влияние вкусы и предпочтение потребителей, а также доля расходов на данный товар в бюджете.
3.Перекрестная эластичность спроса бывает двух видов:
- по цене - по кол-ву
1)Перекрестная эластичность спроса по цене =
Формула: = : ИЛИ = *
2) Перекрестная эластичность спроса по цене =
Формула: = : ИЛИ = *
Спрос - это платежеспособная потребность. Другими словами, желающих купить товар может быть сколько угодно, однако произвести покупку смогут лишь немногие.
Это обстоятельство необходимо учитывать при маркетинговых исследованиях (изучении рынка). Ориентация на потенциальных покупателей позволяет более точно выделить потребительские предпочтения. Но есть еще и другая сторона проблемы, под покупателем и потребителем могут скрываться разные лица. Поэтому мнение покупателя (например, школы при выборе парт) может отличаться от запросов потребителей (в данном случае школьников).
Спрос можно определить количественно.
Спрос представляет собой то количество товаров и услуг, которое покупатели согласны приобрести по определенным ценам в течении определенного промежутка времени. Не случайно, мы определяем спрос «по определенным ценам» (ведь при увеличении цены потенциальный покупатель может отказаться от покупки данного товара) и «в течение определенного промежутка времени» (как мы отметим позже спрос в краткосрочном периоде отличается от спроса в долгосрочном, т.е. длительном).
Спрос зависит от влияния множество факторов: цены товара, цен других товаров, изменений в доходах и расходах населения, местных культурологических и климатических особенностей, интенсивности и эффективности рекламы и многого другого.
Наличие большого количества факторов затрудняет анализ спроса. Поэтому, как правило, выделяют удельный вес каждого фактора, определяют наиболее значимые.
В качестве наиболее значимого фактора выделяют фактор цены. Зависимость между спросом и ценой является обратной, ведь при снижении цены искушение купить желанный товар и возможность приобрести его в большем количестве становится выше, а при увеличении цены покупательская способность при прочих равных условиях становится ниже.