Опасный принцип: один за всех и все за одного
Много предприятий начинают и преуспевают за счёт только одного типа клиентов. Такие предприятия обычно живут на грани бедствия. Чем более разнообразной является ваша клиентура, тем в большей безопасности будет ваше предприятие. Даже если ваш клиент имеет к вам хорошее отношение, всё может измениться. Решающим фактором в этом вопросе является время, но об этом мы поговорим в следующих главах.
Моя чартерная авиакомпания процветала благодаря одному клиенту - «Дженерал моторе». Когда у них сократилось производство на 15%, наши доходы упали на 85%. Даже высшее руководство компании не знало, как долго всё это будет длиться, и они предупредили меня, что не следует рассчитывать только на них. Но я решил оставить весь штат пилотов и наземных служб, так как знал, что две недели работы на «Дженерал моторе», компенсируют два месяца простоя. Я рисковал, пытаясь поддерживать связь с «Дженерал моторе», которая, как я понял, может сохраниться только в том случае, если я всегда буду к их услугам.
Спад, вопреки ожиданиям, продолжался несколько месяцев, и вскоре моя маленькая фирма оказалась на грани краха. В последний момент мы попытались расширить клиентуру, что могло бы спасти нас. Но мы настолько ослабли, что когда выяснилось, что мы задолжали 20000 долларов, в то время как рассчитывали, что нам должны 20000 долларов, эти 40000 долларов послали нас на дно. Было время, когда мы зарабатывали по 40000 долларов в день, но сейчас именно такая сумма привела нас к банкротству.
Теперь я имею мудрость и понимание, что надо принимать решения исходя из реальности, а не из своих ожиданий или надежд. Но это не значит, что не нужно принимать в расчёт свои помыслы и надежды. Это означает, что не надо делать их основанием для принятия решений.
Только факты, пожалуйста
Люди, занимающиеся маркетингом, всегда смотрят на вещи с большим оптимизмом. Вы сами хотите, чтобы они были оптимистами, поскольку это и есть их смысл существования. Обычно их оптимизм вполне честен - они показывают рынок таким, каким он им представляется, но они всё же склонны смотреть через «розовые очки».
Если их вера сочетается с терпением, они могут поставить свою веру над реальностью и заставить её быть такой, какой она им представляется. Таким образом, они могут сделать их оптимизм реальностью. Он построен на решении, преодолевать трудности и отказы и сделать их возможностями. И всё же истинная вера - это точная оценка истинного положения вещей в сочетании с ведением и надеждой на желаемое положение вещей. Соединение умения видеть реальность такой, какая она есть, с верой в использование представляющихся возможностей, крайне необходимо для построения успешного маркетинга. Самообман может дать какие-то немедленные результаты, но в долгосрочном плане почти всегда ведёт к упадку или краху.
Хорошие бухгалтера обычно чрезмерно консервативны так же, как хорошие продавцы обычно чрезмерно оптимистичны. Хороший менеджер должен слушать и тех и других, но не должен позволять диктовать им политику. И те, и другие, должны вносить вклад в осуществление маркетинга. Если вы работаете один, подумайте, насколько реклама может помочь вам, а затем посмотрите свою чековую книжку прежде, чем вы примете решение, сколько нужно потратить. Обычно лучший выбор располагается между двумя крайностями, которые вам приходят на ум.
Лучшая реклама
Ваш успех может зависеть от того, насколько эффективно вы рекламируете свою продукцию. Для этого существуют различные способы, и вы должны решить, какой из них вам больше всего подходит. Например, мне не очень понравится, если я увижу рекламу нейрохирурга, предлагающего свои услуги. Есть продукция, для которой лучшая и в некоторых случая единственная реклама - это рекомендации удовлетворённых клиентов, хорошая репутация и достигнутые успехи. Такая продукция всегда имеет огромную важность и соответствует высоким нормам качества.
Если это так, то почему бы не основывать свой маркетинг на отзывах клиентов, хорошей репутации и известности? Разумеется, маркетинг различных товаров может быть разнообразным. Действительно, хорошая репутация и удовлетворённые клиенты и должны быть основной стратегией маркетинга. Если мы не способны получить хорошие отзывы клиентов или не пользуемся достаточно высокой репутацией, это говорит о том, что нам следует сменить продукцию, администрацию или даже само предприятие.
Хорошие отзывы
Отзывы клиентов - одна из наиболее эффективных видов рекламы. Вот почему отзывы солидных газет или известных личностей стоят недёшево. Конечно, некоторые рекламы можно подвергнуть сомнению. Но хорошая оценка вашей продукции известной личностью во время выступления по телевидению может быть крайне полезной. Но ещё большее значение имеет отзыв довольного клиента потенциальному клиенту - это прочный фундамент длительного успеха.
Эффективный маркетинг, как и эффективное производство, зависит от качества планирования. Вам надо разработать такую стратегию, чтобы вашу продукцию рекламировали довольные клиенты. Вы можете получить отзывы от них, а затем поместить их в рекламные объявления. Но не забудьте спросить у них разрешение использовать их отзывы.
Рекомендация - лучше отзыва. Рекомендация - это «маяк», который привлечёт внимание нового потенциального клиента. Это то, о чём вы должны просить клиента сделать для вас. Не многие откажутся сделать для вас такую услугу, если они действительно удовлетворены. Спросите ваших клиентов, может быть они знают кого-то ещё, кого может привлечь ваш товар или услуга. Также спросите, можете ли вы от их имени, или по их рекомендации связаться с этими людьми. Старайтесь не упустить всё, что может помочь вам сделать эффективный маркетинг.
Есть два основных правила, которых вы должны придерживаться, если хотите использовать отзывы и рекомендации:
#1. Убедитесь, что дающий отзыв человек пользуется хорошей репутацией. Довольный клиент не обязательно пользуется уважением в своей области. Связи с определёнными людьми могут нанести вам вред.
#2. Никогда не используйте отзыв или рекомендацию человека, предварительно с ним не договорившись, в противном случае вы можете потерять постоянного клиента.