Раздел 4. Оперативный маркетинг

Тема 5. Товар в системе маркетинга

Комплекс маркетинга: товар, цена, распределение, продвижение. Понятие товара. Общая характеристика товара. Три уровня товара. Качество товара с точки зрения покупателя и с точки зрения производителя. Уровни понятия «качество». Конкурентоспособность товара и методы ее оценки.

Понятие жизненного цикла товара (ЖЦТ). Стратегия маркетинга на разных этапах ЖЦТ. Способы продления ЖЦТ. Особые случаи.

Понятие товарного ассортимента, его характеристика. Принципы формирования и планирования ассортимента.

Понятие нового товара. Этапы разработки нового товара. Основные неудачи новых товаров при введении их на рынок.

Товарный знак, его роль в формировании товарной политики фирмы. Требования к упаковке и маркировке товара. Фирменный стиль, его элементы.

Тема 6. Формирование цены продажи

Назначение цены в маркетинге. Факторы ценообразования и их характеристика. Методы ценообразования. Соотношение цена/качество.

Основные стратегии ценообразования (стратегия высоких цен, стратегия низких цен, стратегия ценового лидера, стратегия рыночных цен), условия их применения. Возможности изменения цен на разных этапах ЖЦТ.

Тема 7. Каналы распределения и товародвижения

Роль системы распределения в комплексе маркетинга. Каналы распределения, их уровни и оптимизация их выбора. Роль запаса в системе товародвижения, виды запасов.

Посредники, их виды и роль в доведении товаров до потребителя. Оптовая и розничная торговля. Прогрессивные формы торговли.

Тема 8. Маркетинговые коммуникации

Комплекс маркетинговых коммуникаций: реклама, паблик рилейшнз, ярмарки и выставки, личные продажи, стимулирование сбыта.

Реклама, ее понятие. Виды и цели рекламы. Основные задачи рекламы. Средства рекламы, их преимущества и недостатки. Принципы и методы рекламной деятельности.

Паблик рилейшнз – связи с общественностью. Определения, функции, цели и задачи. Виды деятельности по формированию общественного мнения.

Цели и задачи, организация. Международные ярмарки образцов, специализированные салоны и выставки. Национальные специализированные выставки. Выставки-продажи.

Стимулирование сбыта и продаж, понятие. Стимулирование посредников и конечных потребителей. Формы и методы стимулирования, особенности их применения.

Личные продажи, понятие. Поиск покупателя и формы работы с ним. Управление процессом продаж.

Раздел 5. Организация и планирование маркетинга

Тема 9. Планирование в маркетинге

Управление маркетингом. Система маркетинговых планов. Стратегическое и оперативное планирование. Финансы и контроль маркетинга. Показатели контроля маркетинга. Место плана маркетинга в системе планов предприятия. Сферы применения маркетинга.

Положение о службе маркетинга. Организационные структуры предприятий: функциональная, товарно-функциональная, товарно-рыночная, матричная и т.д. Их преимущества и недостатки.

Эффективный обмен как критерий оценки реальных потребностей общества и возможностей фактического потребления. Этический маркетинг. Маркетинг и экология. Маркетинг и защита прав.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Для проведения занятий студенты распределяются на группы по 2-3 человека и выбирают предприятие, на базе которого будут выполняться все задания. В ходе выполнения заданий студенты оформляют «творческий портфель студента». Так же при освоении отдельных тем предусмотрена работа с кейсами (разбор конкретных ситуаций) и подготовка рефератов.

ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Понятие маркетинга

Вопросы к теме

1. Роль и значение маркетинга в деятельности предприятий.

2. Понятие маркетинга. Основные определения маркетинга.

3. Эволюция развития маркетинга. Концепции маркетинга.

4. Системный подход в определении сущности маркетинга. Принципы и функции маркетинга.

5. Нужда, потребность, спрос, товар, рынок. Особенности составляющих исходных понятий маркетинга. Теории человеческих потребностей.

6. Классификация маркетинга в зависимости от вида товара.

7. Маркетинг потребительских товаров.

8. Маркетинг товаров производственно-технического назначения.

9. Маркетинг услуг.

10. Классификация маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке.

Подготовка к занятию

1. Подобрать примеры эволюции концепции маркетинга.

2. Подобрать примеры различных типов маркетинга и подготовить обоснование выбора

3. Оформить выполненное задание в «творческом портфеле студента».

4. Провести разбор конкретной ситуации на примере кейс-стади «Сладкая вертикаль», приведённый на стр. 19-26 в учебном пособии (Габинская О.С., Дмитриева Н.В. Актуальные вопросы товароведения: маркетинг продовольственных товаров: учебное пособие. – Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. - 248 с.)

Тематика рефератов

1. Эволюция содержания основных концепций маркетинга.

2. Принципы маркетинга, характеристика функций маркетинга на предприятии.

3. Характеристики концепции маркетинга.

ЗАНЯТИЕ № 2

Наши рекомендации