Тема 1. Концепция стратегического маркетинга
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета технологий
управления и гуманитаризации
____________Г.М. Бровка
«____»___________20 г.
Регистрационный № УД-_________/р.
Стратегический маркетинг
Учебная программа для специальности:
Экономика и управление на предприятии»
Факультет ФТУГ
Кафедра Экономика и право
Курс (курсы) 3
Семестр 5
Лекции 34 Экзамен 5 -
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия 18Зачет
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия - -
(количество часов)
Всего аудиторных
часов по дисциплине . 54--
(количество часов)
Всего
часов по дисциплине 122 Форма получения
(количество часов) высшего образования очная форма
Г.
Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы, «Стратегический маркетинг» утвержденной Учебно-методическим объединением вузов Республики Беларусь по экономическому образованию. Регистр. № ТД-108/тип., 2005 г.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры «Экономика и право»
____________________
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
Солодовников С. Ю. о (подпись) (И.О. Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета технологий управления и гуманитаризации
____________________
(дата, номер протокола)
Председатель
__________________ Якимович Е.Б. .
(подпись) (И.О. Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цельпреподавания дисциплины «Стратегический маркетинг» – раскрыть сущность, роль, основные принципы и функции стратегического маркетинга, ознакомить студентов с различными инструментами и методами стратегического маркетинга, а также сформировать навыки по их применению.
Задачиизучения дисциплины заключаются в том, чтобы сформировать у студентов четкие представления о существующих методах и практике информационно-аналитической работы структур стратегического маркетинга (конкурентной разведки и бенчмаркинга), дать им навыки самостоятельного рассмотрения различных аспектов анализа, развития личностного потенциала и, в конечном итоге, практического применения полученных знаний на практике.
В результате изучения дисциплины «Стратегический маркетинг» студент должен:
Знать:
- систему методов, приемов, инструментов стратегического планирования профессиональной деятельности (коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной и др.);
- систему методов, приемов, инструментов прогнозирования результатов профессиональной деятельности (коммерческой, маркетинговой, рекламной, логистической, товароведной);
- принципы и методы стратегического анализа проблем организации (предприятия) и выбора оптимальных вариантов их решения;
- технологию оценки, анализа состояния и динамики показателей конкурентоспособности организации, товаров, работ и услуг с использованием современных методов и средств исследований;
-технологию разработки и внедрения маркетинговых стратегий товарной политики;
- алгоритм разработки и реализации стратегических решений в области ценовой политики организации;
-технологию разработки и внедрения коммуникационных стратегий в маркетинге.
Уметь:
- анализировать бизнес-среду организации;
- выполнять прогнозы рыночных возможностей организации;
- разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию и тактику организации, прогнозировать и оценивать ее оптимальность;
- планировать и принимать решения в области коммерции, маркетинга, рекламы; оценивать их эффективность;
- осуществлять поиск идей, проектирование и разработку новых товаров и услуг, форм и средств рекламы;
- разрабатывать и реализовывать товарную, ценовою политики организации;
- разрабатывать и реализовывать стратегии эффективных коммуникаций в маркетинге.
Иметь навыки:
- организации и управления бизнес-планированием;
- организации и управления бизнесом на рынке товаров и услуг, анализом и оценкой бизнес-среды организации (предприятия);
- проектирования, разработки и реализации информационного и технологического обеспечения профессиональной деятельности (коммерческой, маркетинговой, рекламной, товароведной);
- проектирования и разработки бренд-технологий;
- прогнозирования и проектирования ассортимента товаров;
- оценки и обеспечения прогнозируемой и реальной конкурентоспособности товаров (в том числе и услуг) и организаций (предприятий), ее обеспечение;
– исследования, прогнозирования тенденций и оценки изменений конъюнктуры рынков;
- исследования, моделирования и оценки бизнес-технологий;
- прогнозирования потребностей и оценки степени их удовлетворенности.
Дисциплина изучается в течение одного семестра. Распределение часов по семестрам представлено в таблице:
Вид занятия | Семестр 5 |
Лекции | |
Практические | |
Управляемая самостоятельная работа | |
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Тема 1. Концепция стратегического маркетинга
Введение в дисциплину «стратегический маркетинг». Концептуальные основы маркетинга. Функции и задачи стратегического маркетинга. Классификация объектов стратегического маркетинга. Отличия и взаимосвязь стратегического и оперативного маркетинга.
Цепочка: потребности → ценности → товары → рынки → потребители. Понятие и сущность потребностей. Иерархия потребностей по Маслоу. Классификация потребностей по Каверину.
Классификация ценностей. Стратегические тенденции изменения параметров ценностей.
Понятие товара. Структура жизненного цикла товара. Матрица «Рынок-товар». Правила успеха товара Р. Купера.
Рынок: понятие, виды, формы.
Тема 2. Стратегическое планирование – базовая функция стратегического маркетинга.
Структура системы стратегического маркетинга.
Содержание процесса стратегического планирования маркетинга.
Анализ бизнес-среды организации. Анализ макросреды организации. Анализ непосредственного окружения и внутренней среды предприятия.
Маркетинговое определение миссии предприятия. Факторы выработки миссии.
Формулирование целей. Иерархия целей. Методы установления целей.
Задачи и этапы оперативного управления выполнением стратегии организации.
Стратегические единицы бизнеса: понятие и сущность.
Анализ портфеля направлений деятельности (продукции). Матрица «рост-доля рынка». Матрица БКГ. Матрица «привлекательность-конкурентоспособность». Матрица ADL/LC.
Виды стратегий. Базовые стратегии развития. Стратегии роста. Конкурентные стратегии. Стратегии международного развития. Стратегии ресурсосбережения.
Учет и контроль выполнения стратегии организации. Анализ эффективности выполнения стратегии организации. Анализ риска и планирование непредвиденных обстоятельств.