Требования к практическим видам занятий при освоении дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Наименование практических занятий
Сфера услуг и значение маркетинга Обсуждение вопросов: 1) понятие и свойства услуги; 2) этапы развития и современное состояние сферы услуг; 3) понятие маркетинга и суть маркетингового подхода; 4) основные этапы эволюции функций маркетинга.
Современный рынок и концепция маркетинга услуг Домашнее контрольное задание (теоретический доклад) на тему «Концептуальные подходы, реализуемые современным маркетингом»
Организации и предприятия на рынке услуг Обсуждение вопросов: 1) признаки классификации организаций сферы услуг; 2) отличия и сходства организаций сферы производства и сферы услуг; 3) особенности некоммерческих организаций частного и государственного секторов в отличие от коммерческих; 4) проблемы некоммерческих организаций сферы услуг и возможные способы их решения.
Стратегический маркетинг в сфере услуг Домашнее контрольное задание: 1) постройте матрицу БКГ для выбранной организации сферы услуг (не менее 7 видов услуг); 2) проанализируйте стратегическое положение организации относительно конкурентов с учетом позиционирования каждого отдельного вида услуг; 3) предложите рекомендации, направленные на ресурсную поддержку слаборазвитых видов услуг, если в них существует потребность.
Маркетинговые исследования Домашнее контрольное задание: составьте программу маркетингового исследования организации сферы услуг. Контрольная работа по модулю I «Теория маркетинга услуг»
Государственное управление на рынке таможенных услуг  
№ п/п Раздел дисциплины Наименование практических занятий
Таможенные услуги Обсуждение вопросов: 1) комплекс услуг в сфере таможенного дела; 2) признаки классификации таможенных услуг; 3) примеры таможенных услуг для участников ВЭД; 4) общие и частные теоретические модели таможенных услуг; 5) способы классификации таможенных услуг; 6) жизненный цикл системы таможенных услуг.
Концепция маркетинга таможенных услуг Домашнее контрольное задание: 1) постройте матрицу БКГ применительно к услугам, оказываемым Челябинской таможней (не менее 12 видов услуг); 2) сделайте выводы относительно позиционирования услуг; 3) предложите стратегию эффективного продвижения услуг Челябинской таможни на территории Челябинской области.
Система таможенного маркетинга Обсуждение вопросов: 1) содержание концепции таможенного маркетинга; 2) сущность общей модели системы таможенного маркетинга; 3) технология решения проблем таможенного маркетинга.
Маркетинговые исследования таможенных объектов Домашнее контрольное задание: подготовьте программу маркетингового исследования, проводимого Челябинской таможней. Контрольная работа по модулю II «Маркетинг таможенных услуг»



Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Нормативные правовые источники

1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (от 25, 28 ноября 2009 г.).

2. Таможенный кодекс Таможенного союза (утвержден Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17).

3. Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» (с изм. и доп. от 10 марта 2009 г., 20 февраля 2010 г.).

Рекомендуемая литература

Основная

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. – М.: Омена-Л, 2004.

2. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности. – М.: Книга и бизнес, 2001.

3. Дафт Р. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2004.

4. Дианова В.Ю., Макрусев В.В. Маркетинг таможенных услуг: Учебник. – М.: РИО РТА, 2005.

5. Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. – СПб.: Питер, 2002.

6. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Экзамен, 2004.

7. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент. – СПб.: Питер, 1998.

8. Котлер Ф. Маркетинг по Котлеру: Как создать, завоевать и удержать рынок. – М.: Альпина Паблишер, 2003.

9. Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности: Монография. – М.: РИО РТА, 2000.

10. Макрусев В.В. Основы системного анализа и управления в таможенном деле: Учебник. – М.: РИО РТА, 2003.

11. Нареш Малхотра. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных. – М.: ООО «ТИД «ДС», 2002.

12. Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: Издательство РАГС, 2000.

13. Управление в таможенных органах/ Просянников Н.Н. – Владивосток, 2008.

Дополнительная

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 1999.

2. Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинговые исследования. – СПб.: Питер, 2004.

3. Бойетт Д. Гуру маркетинга. – М.: Эксма, 2004.

4. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. – М.: Финпресс, 1999.

5. Грэттон Л. Живая стратегия: Как поместить людей в центр решения корпоративных задач. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2003.

6. Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдакимов и др. – М.: ТК Велби, 2003.

7. О'Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход. – СПб.: Питер, 2001.

8. Таможенные услуги в международной цепи поставки товаров/ Ершов А.Д., Макрусев В.В., Калинина О.В., Сизова К.А. – М.: РИО РТА, 2007.

Периодические издания

1. «Таможня».

2. «Таможенное регулирование. Таможенный контроль».

3. «Таможенный альманах».

4. «Таможенный вестник».

5. «Вестник Российской таможенной академии».

6. «Внешняя торговля».

7. «Маркетинг».

8. «Маркетинг в России и за рубежом».

9. «Маркетинговые исследования».

10. «Менеджмент в России и за рубежом».

11. «Мировая экономика и международные отношения».

Интернет-источники

1. Официальный сайт информационно-консультационной системы «Виртуальная таможня»: http://www.vch.ru.

2. Таможенный компьютерный сервис: http://www.tks.ru.

3. Официальный сайт Федеральной таможенной службы РФ: http://www.customs.ru.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ: http://www.gks.ru.

5. Административно-управленческий портал: http://www.aup.ru.

6. Энциклопедия маркетинга: http://www.marketing.spb.ru.

7. Интернет-версия журнала «Маркетинг-PRO»: http://www.marketingpro.ru.

Вопросы для подготовки к зачету

Модуль I «Теория маркетинга услуг»

1. Определение и структура понятия «услуга».

2. Свойства услуг.

3. Маркетинговый подход и сфера услуг.

4. Роль маркетинга в деятельности предприятия.

5. Принципы организации современного рынка услуг.

6. Типы маркетинга. Цикл движения товаров и услуг.

7. Концепция маркетинга: цель и задачи маркетинга.

8. Концепция маркетинга: концептуальные подходы, реализуемые современным маркетингом.

9. Сегментирование рынка.

10. Понятие организации и классификация организаций на рынке услуг.

11. Коммерческие организации сферы услуг.

12. Некоммерческие организации сферы услуг.

13. Понятие и типологии стратегий в сфере услуг.

14. Подходы и алгоритм формирования стратегии.

15. Современные модели стратегического маркетинга: модели предписывающего характера.

16. Современные модели стратегического маркетинга: модели описывающего характера.

17. Общая характеристика и специфика маркетинговых исследований.

18. Технология маркетингового исследования: методы и виды исследования.

19. Технология маркетингового исследования: методы поиска и сбора информации.

20. Технология маркетингового исследования: методы обработки и анализа информации.

Модуль II «Маркетинг таможенных услуг»

21. Государство как субъект рынка.

22. Критерии эффективности деятельности государства в сфере таможенного дела.

23. Таможенные органы на рынке услуг.

24. Факторы, актуализирующие проблемы маркетинга таможенных услуг.

25. Понятие и классификация видов таможенных услуг.

26. Системный характер таможенных услуг.

27. Жизненный цикл системы таможенных услуг.

28. Структура таможенной услуги.

29. Организационная модель системы таможенных услуг.

30. Виды таможенных услуг, оказываемые различными субъектами рынка.

31. Проблема маркетинга в сфере таможенных услуг.

32. Применение инструментария стратегического маркетинга в сфере таможенных услуг.

33. Цель и принципы организации системы таможенного маркетинга.

34. Условия реализации системы таможенного маркетинга.

35. Функциональные подсистемы системы таможенного маркетинга.

36. Структура системы таможенного маркетинга.

37. Цель и задачи мониторинга таможенных услуг.

38. Принципы мониторинга таможенных услуг. Уровни мониторинга.

39. Процедура мониторинга таможенных услуг.

40. Методика принятия маркетингового решения в таможенных органах.

Наши рекомендации