Организация маркетинга на предприятии
Содержание:
В данной теме раскрываются сущность и основные этапы маркетингового планирования, классификация и характеристика стратегий и программ маркетинговой деятельности, методы расчета бюджета маркетинга, типы организационного построения служб маркетинга и основные принципы их создания.
Цели обучения:
Изучив тему, студенты должны достичь следующих результатов:
1. Уметь оценить рыночную ситуацию, определить и выбрать стратегии маркетинга.
2. Разработать структуру и основные направления реализации программы маркетинга.
3. Рассчитать бюджет маркетинговой программы и осуществить контроль показателей маркетинговой деятельности.
4. Уметь оценить и выбрать тип организационного построения службы маркетинга, соответствующий условиям работы предприятия.
5. Определить основные цели и задачи службы маркетинга, направления ее деятельности, составить штатное расписание инструкции на работников службы маркетинга.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Голубков Е.П. Маркетинг, выбор лучшего решения. – М.: Экономика, 1991. – С. 125 – 185.
2. Голубков Е.П. Маркетинг: Стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995. – Гл. 2, 3.
3. Карлоф В. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1991. – С. 167 – 220.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1993. Гл. 17.
5. Ламбэн Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. – СПб.: Наука, 1996. Гл. 9, 11, 12, 13, 14.
6. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг: Как побеждать на рынке. – М.: Финансы и статистика, 1991. – Гл. 13, 14.
7. Романов А.Н. Маркетинг. – М.: Банки и биржи, 1995. – Гл. 28, 30, 31, 32, 33.
8. Уткин Э.А. Стратегическое планирование. – М.: ЭКМОС, 1998.
9. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. – М.: Экономика, 1993. – Гл. 3, 20.
Вопрос № 1. Понятие и основные этапы маркетингового
планирования
Комплексные маркетинговые исследования создают информационно-аналитическую базу для принятия решений о стратегии поведения предприятия на рынке.
Стратегическое и маркетинговое планирование органично объединяются в единый процесс, который можно представить в виде схемы, которая является логическим продолжением структуры комплексного исследования рынка.
Согласование и разработка программы
стратегического плана развития предприятия
Схема показывает, что отправной точкой стратегического планирования является рыночная среда. Поскольку эта среда диктует пути развития предприятия с учетом его собственных возможностей, все цели и задачи исходят из лидирующей позиции маркетинга, а стратегическая концепция строится, прежде всего, с учетом конкурентного положения предприятия на рынке и предполагаемого поведения потребителей. Причем разработка стратегий осуществляется непрерывно, так как главные составляющие рыночной среды – спрос и конкуренция, находятся в динамичном изменении, поэтому необходимым условием является контроль результатов реализации выбранных стратегических направлений и их постоянная корректировка.
Схема маркетингового планирования
_Ситуационный анализ
- Положение (в каком состоянии находится фирма?)
- Прогноз (что ожидает фирму при существующем положении дел?)
- Влияние внешней среды (какое давление она оказывает?)
_Маркетинговый синтез
- Выдвижение целей (что надо сделать, чтобы исправить ситуацию?)
- Оценка целей (почему надо сделать именно так, а не иначе?)
- Принятие решения для стратегического планирования
_Стратегическое планирование
- Определение тактики (какие действия следует предпринять и почему?)
- Разработка оперативного плана (кто, что, когда, где должен сделать?)
- Реализация оперативного плана
_Маркетинговый контроль
- Сбор данных (результаты деятельности)
- Оценка данных
- Решение о проведении ситуационного анализа
Процесс носит циклический, замкнутый характер, все его этапы осуществляются одновременно, постоянно осуществляется контроль результатов маркетинговой деятельности и корректировка целей, задач, стратегий и программ в соответствии с изменяющимися условиями рыночной среды предприятия.
Вопрос № 2. Виды, структура и содержание программ маркетинга
Маркетинговая программа ¾ это разработанный на основе комплексных маркетинговых исследований план - рекомендация производственно-сбытовой и научно-технической деятельности предприятия на определенный период времени, призванный дать оптимальный вариант ее будущего развития согласно выдвинутым целям и стратегиям.
При ее разработке используются следующие принципы:
¾ Принцип скользящего планирования;
¾ Принцип многовариантности;
¾ Принцип непрерывности и адаптивности.
Виды маркетинговых программ:
I. В зависимости от адресата:
- для высшего руководства
- для низовых звеньев
II. По срокам действия:
- краткосрочные
- среднесрочные
- долгосрочные
III. В зависимости от круга охватываемых задач:
- обычные
- целевые
IV. В зависимости от объекта составления:
- программы по продукту
- программы по производственному отделению
V. В зависимости от методов составления:
- централизованные
- децентрализованные (гибкие)
- смешанные (встречные)
VI. В зависимости от сроков, трудоемкости разработки:
- простые
- сложные
Структура и содержание программы маркетинга
Основные разделы маркетинговой программы:
1. преамбула (краткое содержание маркетинговой программы и основные выводы);
2. стратегия развития целевого рынка (обзор и прогноз рынка);
3. сильные и слабые стороны работы Вашего предприятия (выявление проблем и трудностей);
4. цели и задачи;
5. маркетинговая стратегия;
6. товарная стратегия (политика в отношении разработки и продаж нового товара, широты ассортимента продаваемых товаров и т.д.);
7. стратегия формирования и развития каналов товародвижения (организация филиалов, оптовых и розничных магазинов, сети посредников по сбыту выпускаемой продукции, складской сети и др.);
8. ценовая стратегия (определение уровня и системы движения цен по каждой модификации товара на целевом рынке, в том числе в зависимости от фаз жизненного цикла товара);
9. стратегия формирования спроса и стимулирования сбыта (план проведения рекламных мероприятий, план участия в выставках и ярмарках, рассылки образцов и др.);
10. бюджет реализации маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль (объем и структура расходов на разработку программы и выполнение поставленных в ней задач, предварительная оценка эффективности ее реализации, порядок и система организации контроля за ходом выполнения маркетинговой программы и др.).
Ряд маркетинговых программ предусматривает подготовку и повышение квалификации управленческого и рабочего персонала предприятия.
1. Преамбула. Представляет собой краткое изложение сути предлагаемой к рассмотрению высшему руководству Вашего предприятия маркетинговой программы. Здесь суммируются основные цели и рекомендации, содержащиеся в маркетинговой программе, приводятся выводы и резюме маркетологов.
2. Стратегия развития целевого рынка. Дается обзор и прогноз развития целевого рынка с включением следующих показателей:
¨ объем и динамика платежеспособного спроса и предложения;
¨ показатели экспорта и импорта;
¨ уровень и динамика цен;
¨ объем производства данного товара на данном целевом рынке;
¨ степень и интенсивность конкуренции;
¨ цели и мотивы покупок данного товара;
¨ требования к качеству и техническому уровню товара;
¨ объем и характер услуг, требуемых потребителями к проданному товару;
¨ ориентировочный размер цены, складываемой на рынке;
¨ объем потребления;
¨ объем ожидаемых продаж;
¨ расчетная рыночная доля Вашего предприятия;
¨ принятая на целевом рынке система реализации,;
¨ ожидаемое число покупателей, клиентов;
¨ принятые на рынке формы и методы продаж;
¨ средний размер одной покупки;
¨ основные тенденции развития данного сегмента рынка, стабильность или дестабильность его развития и др.
Иногда в этой части программы приводится только текущая ситуация на рынке и краткий обзор рынка.
3. Сильные и слабые стороны работы Вашего предприятия.
¨ Формулируются преимущества и недостатки Вашего предприятия на целевом рынке, выявляются основные проблемы, требующие своевременного разрешения;
¨ оценка престижности и авторитета Вашего предприятия (по качественным характеристикам, уровню цен, развитию каналов сбыта, обслуживанию, особенностям коммерческой работы);
¨ степень обеспеченности ресурсами (научно-техническими, производственными, коммерческими, маркетинговыми, финансовыми, квалификационным и др.);
¨ предлагаемый объем и рост операций;
¨ предлагаемый объем и динамика капиталовложений;
¨ источники финансирования;
¨ средняя рентабельность продаж, средняя норма прибыли;
¨ возможности и способности руководства Вашего предприятия управлять его деятельностью в условиях работы на данном целевом рынке;
¨ перспективы к достижению не единичного, а перманентного успеха при работе на целевом рынке;
¨ приверженность потребителей к данному товару;
¨ чувствительность конъюнктуры целевого рынка к колебаниям общехозяйственной конъюнктуры;
¨ оценка вероятных рисков (политических, коммерческих, производственных, научно-технических и др.);
¨ серия мер и методов защиты от возможных рисков (страхование,
¨ диверсификация рынков и отраслей деятельности и др);
¨ слабые стороны работы предприятия;
¨ сильные стороны работы предприятия.
4. Цели и задачи. Определяются глобальные цели и задачи, стоящие перед Вашим предприятием, а также вспомогательные подцели, достижение которых обеспечивает реализацию основных задач. Цели формулируются как в количественном, так и в качественном выражении.
5. Маркетинговая стратегия. Данный раздел посвящен рыночной стратегии предприятия:
¨ в нем указываются глобальные направления маркетинговой стратегии (диверсификация, интернационализация или сегментация предпринимательской деятельности, ритм и темп расширения деловой активности, работа с новым или старым товаром, на новом или старом рынке);
¨ стратегия относительно рыночной доли Вашего предприятия (наступление, оборона или отступление по каждому виду и модификации товара и по каждому сегменту целевого рынка);
¨ стратегия в зависимости от рыночного спроса (конверсионная, стимулирующая, развивающая, ремаркетинговая, синхромаркетинговая, поддерживающая, демаркетинговая, противодействующая и т.д.).
6. Товарная стратегия. Включает в себя определение основной товарной стратегии (дифференциация, диверсификация, вертикальная интеграция, узкая специализация), а также маркетинговые характеристики товаров Вашего предприятия, для чего приводятся следующие данные:
¨ ассортиментная гамма выпускаемой продукции;
¨ степень новизны товара;
¨ фаза жизненного цикла товара на данном рынке;
¨ наличие аналогов или заменителей Вашему товару на данном сегменте рынка;
¨ степень его соответствия требованиям конкретных покупателей и потребителей данного сегмента рынка;
¨ качество товара;
¨ требования региона и сбытовой сети к упаковке;
¨ технологическая сложность;
¨ уровень требований по послепродажному обслуживанию, по непосредственным долгосрочным контактам с конечным потребителем и по адаптации продукта к требованиям конкретного сегмента рынка;
¨ наличие инфраструктуры для осуществления поставок;
¨ патентная и юридическая защита и чистота товара;
¨ соответствие нового производства сложившейся организационной структуре нашего предприятия;
¨ размер расходов на создание нового товара;
¨ рентабельность производства и продаж товара на данном сегменте рынка;
сроки окупаемости инвестиций в разработку и производство товара;
¨ издержки на единицу продукции;
¨ обеспеченность Вашего предприятия соответствующими технологическими ресурсами, машинами и оборудованием, материалами и сырьем, квалифицированным персоналом;
¨ сроки освоения нового ассортимента;
¨ известность товарной марки Вашего предприятия на данном сегменте рынка и т.д.
7. Стратегия формирования и развития каналов товародвижения.Здесь учитываются:
¨требования к сбытовой сети на данном сегменте рынка;
¨ организационная структура системы сбыта Вашего предприятия;
¨ уровень квалификации коммерческого персонала;
¨ опыт сбытовой работы Вашего предприятия на данном или аналогичном сегменте рынка;
¨ оценка целесообразности использования услуг посредников;
¨ принятые на рынке виды и число используемых посредников;
¨ возможность увеличения объема продаж при помощи посредников;
¨ политика посредников по отношению к Вашему предприятию;
¨ возможности финансовых ресурсов Вашего предприятия для создания системы сбыта;
¨ степень эффективности собственной системы сбыта по сравнению с альтернативными возможностями;
¨ соответствие нового производства организационной структуре сбыта Вашего предприятия;
¨ существующие на рынке практика и обычаи осуществления поставок;
¨ количество потенциальных потребителей;
¨ географическая концентрация продаж;
¨ привычки и предпочтения конечных потребителей;
¨ размер единичных заказов;
¨ характер распределения заказов;
¨ делимость товара;
¨ изменчивость и неустойчивость товара (с позиции возможностей его хранения);
¨ объем сервиса и услуг, предоставляемых Вашим предприятием покупателю;
¨ степень стремления руководства к контролю за каналами сбыта;
¨ прогноз решения транспортных вопросов;
¨ планирование логистики движения потоков товаров и материалов;
¨ работа с поставщиками;
¨ разработка системы снабжения и т.д.
8. Ценовая стратегия. Разрабатываются следующие направления:
¨ уровень цены на единицу товара;
¨ динамика цен в зависимости от фаз жизненного цикла товара;
¨ соотношение цен товаров Вашего предприятия, различных по степени новизны ассортименту;
¨ цены конкурентов;
¨соотношение уровня Ваших цен с уровнем цен конкурирующих организаций на данном сегменте рынка;
¨ степень ценовой и неценовой конкуренций;
¨ степень функциональной и фирменной конкуренции;
¨ зависимость спроса от цены товара (эластичность спроса);
¨ соответствие оптимальному соотношению между ценой и потребительской стоимостью товара;
¨ степень новизны товара;
¨ выбранная тактика ценовой политики;
¨ наличие аналогов или заменителей Вашему товару на данном сегменте рынка;
¨ соответствие цены новизне и качеству товара, сервисной политике и обслуживанию, престижу торговой марки Вашего предприятия, длине каналов реализации, типу используемого посредника, характеру рынка (первичный или вторичный), условия поставки, кредитно-финансовым условиям, системе скидок и надбавок, принципу ценообразования и т.д.
9. Стратегия формирования спроса и стимулирования сбыта. Включает в себя следующие составляющие:
¨ особенности рекламной политики;
¨ план рекламных мероприятий;
¨ подбор побудительных мотивов для организации рекламной компании на данном сегменте рынка (качество, цена, удобство, экономичность и т.д.);
¨ предпочтительные и эффективные средства рекламы на данном сегменте рынка;
¨ размер расходов на рекламу;
¨ распределение расходов по средствам (каналам) рекламы;
¨ расходы на товарную и престижную рекламу;
¨ оценка рентабельности и эффективности рекламной компании;
¨ связь рекламных мероприятий с жизненным циклом товара;
¨ соответствие рекламы характеру товара, образу и фирменному стилю Вашего предприятия, обычаям целевого рынка;
¨ определение основных видов ярмарок и выставок для участия Вашего предприятия;
¨ оценка возможной эффективности этого участия;
¨ определение других средств стимулирования сбыта;
¨ стимулирование посредников по сбыту;
¨ определение метода выделения финансовых средств на стимулирование сбыта(метод фиксированного процента, метод установления процента от суммы прибыли, от объема продаж прошлого периода или предполагаемого в будущем) и т.п.
10. Бюджет реализации маркетинговой программы, оценка ее эффективности и контроль. Предусматривается решение следующих вопросов:
¨ общий объем расходов на реализацию всех маркетинговых мероприятий, планируемых данной программой;
¨ расходы на маркетинговые исследования;
¨ расходы на составление прогноза развития рынка;
¨ расходы на изучение производственно-сбытовых возможностей Вашего предприятия;
¨ расходы на составление маркетинговой программы;
¨ расходы на заработную плату сотрудников маркетингового отдела Вашего предприятия;
¨ расходы на оплату услуг, специализированных маркетинговых и рекламных организаций;
¨ расходы на оплату услуг посредников;
¨ расходы на предварительную и окончательную оценку эффективности данной маркетинговой программы;
¨ формы и методы контроля за ходом выполнения маркетингового плана;
¨ расходы на осуществление контроля за реализацией маркетинговой программы и мониторинг;
¨ расходы на внесение текущих корректив в маркетинговую программу в период от реализации и т.д.
Вопрос № 3. Классификация и характеристика
Стратегий маркетинга
Формирование маркетинговых стратегии происходит поэтапно, а их содержание разбивается на ряд подвидов в зависимости от организационного уровня разработки. На уровне предприятия в целом формируется общая стратегия, которая отражает стратегическую линию его развития и комбинацию возможных его направлений с учетом имеющихся рыночных условий. На этом этапе широко используется так называемый “портфельный анализ”, когда предприятие сравнивается с портфелем, в котором находятся возможные различные направления деятельности, имеющие свою конкретную задачу, ресурсы и оценку прибыли. На уровне отдельных направлений деятельности или товарных подразделений предприятия разрабатывается стратегия развития данного направления, связанная с разработкой товарных предложений и распределением ресурсов по отдельным товарам. Наконец, на уровне отдельных товаров формируются функциональные стратегии, основанные определении целевого сегмента и позиционировании конкретного товара на рынке, с использованием различных маркетинговых средств. Общую схему формирования маркетинговой стратегии и ранжирование ее видов по различным этапам разработки можно представить в виде следующей логической последовательности.