Буря восторгов по поводу «rav4»
«RAV4» стал одним из тех полуспортивных многоцелевых автомобилей, которые в последние годы пользовались наибольшей популярностью на американском рынке. С тех пор как компания Toyota начала серийный выпуск «RAV4», он сумел завоевать множество наград (включая звание «Автомобиль года», присужденное в 1997 г. журналом «Automobile Magazine»), а объемы его продаж превзошли все ожидания. Такой успех был достигнут как за счет уникальных технических характеристик модели, так и благодаря грамотной реализации плана маркетинговых коммуникаций, подкрепленного достаточным финансированием.
Во-первых, очертания «RAV4» больше напоминают легковой, а не грузовой автомобиль. За счет использования конструкции кузова, сходной с конструкцией кузова «Camry», в «RAV4» обеспечивается многофункциональность, свойственная автомобилям данного класса, но при этом не снижаются комфортность, безопасность или эстетичность. Во-вторых, «RAV4» стал первой из подобных машин, стоящих менее $20 000. В-третьих, он с успехом вышел на рынки Японии и Европы, что позволило компании Toyota убедиться в том, что ее новое изделие понравилось покупателям. Наконец, в-пятых, несмотря на предположение о «Поколении X» как о целевой аудитории этой модели, маркетинговые исследования компании показали, что потенциальными покупателями «RAV4» могут быть разные группы населения — от людей, впервые собирающихся купить машину и преисполненных спортивного энтузиазма, до опытных водителей, присматривающих себе второй автомобиль. Для охвата этого целевого рынка творческая концепция рекламной кампании («Вот и выход») была сознательно расширена. «Смотри свой сон наяву!» — на этом призыве стали строиться первые выпуски печатной и телевизионной рекламы.
Чтобы определить сумму затрат на проведение рекламной кампании, Toyota внимательно изучила цели своего плана ИМК, проанализировала уровень конкуренции и прочие важные факторы, а также рассмотрела задачи, которые необходимо было решить для достижения целей ИМК. Две взаимосвязанные цели маркетинговых коммуникаций заключались в обеспечении узнавания имени новой модели и в распространении информации об ее основных характеристиках. Анализ конкурентной ситуации оказался сложным ввиду отсутствия в тот момент на рынке других машин, сопоставимых с «RAV4». Специалисты, занимавшиеся продвижением «RAV4», использовали для сравнения полуспортивные многоцелевые модели, а также те автомобили, которые американские семьи могли выбрать в качестве второй машины. Кроме того, эксперты проанализировали затраты конкурентов на проведение аналогичных кампаний (оказалось, что у некоторых из них расходы составили от $40 млн до $60 млн).
Группа, ответственная за осуществление маркетинговых коммуникаций, учла также три ключевых внутренних фактора. Во-первых, Toyota примерно за месяц до появления «RAV4» выпустила на рынок новую модификацию автомобиля «4Runner». Чтобы обеспечить оптимальное распределение ресурсов между программами выпуска обеих моделей, появление на рынке «4Runner» и «RAV4» должно было быть грамотно спланировано и скоординировано. Во-вторых, после анализа рыночной ситуации Toyota наметила продать в течение первого года 30 000 «RAV4». В-третьих, Toyota изучила возможности экономии расходов за счет реализации ИМК. Например, видеоматериалы, применявшиеся в телевизионной рекламе, вновь использовались дилерами компании при осуществлении продажи нового автомобиля. Фотографии, сделанные для рекламы в газетах и журналах, повторно воспроизводились в рекламных брошюрах. Такой подход обеспечил значительную экономию средств.
После постановки целей и анализа маркетинговой ситуации специалисты, занимавшиеся «RAV4», внимательно изучили цели, которые необходимо было достичь для успешной реализации плана маркетинговых коммуникаций. Для достижения поставленных целей они определили тот комплекс маркетинговых коммуникаций, который позволил бы наиболее эффективно охватить все сегменты рынка. Эти коммуникации-микс включали в себя телевизионную и печатную рекламу; прямой маркетинг, нацеленный на тех, кто ранее покупал автомобили Toyota, рекламу в Интернете, торговые брошюры и компакт-диски, специальные материалы, демонстрируемые дилерами в местах продаж; наружную рекламу, организацию специальных мероприятий. Для обеспечения первичного узнавания новой модели планировалась активная трехнедельная рекламная кампания на общенациональном телевидении. Далее предполагалось более сбалансированное применение рекламы совместно с использованием других элементов маркетинговых коммуникаций и, наконец, вновь активный показ телевизионной рекламы по общенациональным каналам.
Затем Toyota обратилась к своему внешнему агентству Saatchi & Saatchi Pasific сзаданием: провести оценку стоимости реализации плана ИМК. Специалисты этого агентства, ориентируясь на перечень маркетинговых коммуникационных целей, предполагаемый объем продаж и план использования СМИ, разработали предварительную смету будущих расходов. После того как Toyota одобрила расходы, предусмотренные этим планом маркетинговых коммуникаций, начался этап его реализации.
Как же сложилась судьба «RAV4» в США? Выпуск этой модели на американский рынок оказался одним из самых успешных в истории Toyota. Реальные продажи почти на 50% превысили прогнозируемый уровень, что следует признать поистине выдающимся результатом.
Источники: Интервью с Ирвингом Миллером, вице-президентом по сбыту и развитию дилерской сети компании Toyota Motor Sales, U.S.A. Inc., Lexus Division, 11 July, 1997; интервью с Яном Бевисом, бывшим директором отдела работы с клиентами компании Saatchi & Saatchi Pacific, 29 January 1997.
Краткий обзор главы
История вывода на рынок автомобиля «RAV4» компании Toyota наводит на мысль о том, что эффективность размещения финансовых ресурсов в рамках любой стратегии бизнеса, и в особенности стратегии, связанной с осуществлением маркетинговых коммуникаций, зависит от тщательного анализа рыночной ситуации, профессионализма сотрудников и удачи. Toyota никогда не узнает, была ли выделенная ею сумма достаточной, слишком большой или слишком маленькой. Однако Toyota точно знает, что ее автомобиль «RAV4» имел огромный успех.
Многие топ-менеджеры по-прежнему хотели бы иметь подтверждение, что расходы на маркетинговые коммуникации улучшили положение возглавляемых ими компаний. Но, даже получив их, самые опытные и искушенные руководители никогда не могут быть уверенны в том, что правильно определили сумму, выделенную ими на осуществление маркетинговых коммуникаций. Как же они поступают в подобных ситуациях? Запрашивают в два раза больше того, что требуется, в надежде получить половину от этой суммы. Хотя все основные участники этой бюджетной игры могут охотно принимать в ней самое непосредственное участие, все же данный подход вряд ли оправдан со стратегической точки зрения.
В этой главе мы исследуем процесс планирования ассигнований и бюджета маркетинговых коммуникаций.Ассигнование подразумевает максимальную сумму денег, которую руководители компании выделяют на решение определенной задачи. В то же времябюджет представляет собой подробный перечень статей расходования выделенных средств. Обычно руководитель службы маркетинговых коммуникаций запрашивает необходимые ему ассигнования, и на их основе формирует бюджет с учетом выбранной стратегии маркетинговых коммуникаций.
Нередко вице-президент по маркетингу выделяет средства руководителю службы маркетинговых коммуникаций, который и занимается их непосредственным распределением. В идеале такое распределение должно основываться на интегрированном подходе. В этом случае возникают дополнительные возможности экономии средств и их более эффективного использования. К сожалению, подобный подход редко удается осуществить на практике, и бюджет по каждому виду маркетинговой коммуникации формируется изолированно от других. Таким образом, руководители отделов рекламы, сбыта, ПР, национальных продаж и прямого маркетинга борются друг с другом за наиболее лакомый кусок бюджетного пирога. В этой главе мы познакомим вас с критериями бюджета для каждого вида маркетинговых коммуникаций в отдельности, но постоянно будем иметь в виду, что в идеале надо стремиться к интегрированному подходу, который использовали, в частности, Toyota и Saatci & Saatchi.
Планирование маркетинговых коммуникаций и их бюджета
На рис. 17.1 показана стратегическая схема планирования ассигнований и бюджета. Как отмечалось ранее, мы рассматриваем эту схему в качестве идеальной и признаем, что подобный подход могут использовать лишь очень немногие компании. Обратите внимание и на то, что необходимой предпосылкой определения суммы ассигнований является прогнозирование объемов продаж и издержек. Как мы увидим позднее, лица, ответственные за принятие решений, должны осуществлять ассигнования с учетом точных оценок будущих продаж и издержек, так что этот элемент планирования является неотъемлемой частью процесса выделения средств.
Рис. 17.1. Процесс планирования ассигновании и бюджета маркетинговых коммуникаций
Кроме того, прогнозирование издержек и формирование целей осуществляются на уровне каждого вида маркетинговых коммуникаций. Тем самым предполагается использование метода целей и задач (который будет рассмотрен позднее), подразумевающего, что ассигнования должны определяться с учетом целей каждого типа маркетинговых коммуникаций, а бюджет строиться снизу вверх.
Предварительное рассмотрение
Хотя процесс выделения ассигнований и формирования бюджета подразумевает использование разнообразной числовой информации, все же его можно скорее считать не наукой, а искусством. Обычно он основывается на предположениях, традициях или определяется финансовым состоянием компании. Один специалист в области маркетинга сказал об этом: «Из всех вопросов, которые приходится решать руководителями служб маркетинга, вопрос о распределении ресурсов, выделяемых на маркетинговые коммуникации, является, по-видимому, самым сложным».1 Поэтому для того, чтобы понять, как в данной фирме принимаются решения о выделении средств и составлении бюджета, необходимо знать, какие в ней используются подходы к проблеме ассигнований по каждому виду маркетинговых коммуникаций, кто принимает окончательное решение по данной проблеме и на основании каких критериев руководитель службы маркетинга распределяет будущие расходы.
Большинство деловых людей признает, что маркетинговые коммуникации вносят важный вклад в рост и процветание фирмы. Однако многие бизнесмены по-прежнему продолжают действовать так, как если бы маркетинговые коммуникации были неизбежными расходами на осуществление продаж, а не инвестициями в укрепление отношений с потребителями, способными значительно улучшить сбыт товаров. При этом нередко грубо подсчитывается объем продаж за какой-нибудь будущий период, устанавливаются уровни желательных производственных, административных и торговых издержек и приемлемой прибыли, а затем из оставшихся денег формируется бюджет маркетинговых коммуникаций.
Ассигнования, выделяемые на нужды маркетинговых коммуникаций, нередко основываются на представлениях о том, какая их сумма является типичной для компании подобного размера в данной отрасли. Общий уровень затрат на осуществление маркетинговых коммуникаций в той или иной отрасли стремится к равновесному значению, определяемому сложившимися условиями конкуренции. Он будет оставаться более или менее стабильным до тех пор, пока какая-нибудь фирма не найдет более эффективного способа расходования своего коммуникационного бюджета или не сформирует собственный комплекс маркетинга, который будет существенно отличаться от принятых в этой отрасли норм. В чем же причины подобной инертности? Дело в том, что многие топ-менеджеры крайне неохотно отступают от среднего уровня расходов на маркетинговые коммуникации, характерного для их отрасли. Как правило, они опасаются того, что в случае сокращения средств, выделяемых на маркетинговые коммуникации, их фирмы могут лишиться части своей рыночной доли; если же они попытаются увеличить расходы на коммуникационные цели, то такие действия могут вызвать опасные ответные действия конкурентов.
Поэтому, не особо размышляя о том, насколько эффективно те или иные маркетинговые коммуникации способствуют достижению поставленных целей, многие менеджеры определяют сумму ассигнований, необходимых для их осуществления, с помощью механически повторяемых расчетов. Например, в отрасли, занимающейся производством косметики, 5% прогнозируемого дохода от продаж обычно расходуется на осуществление маркетинговых коммуникаций. В то же время компания Chrysler Motors направляет на рекламные цели по $70 с каждой планируемой к выпуску машины. Подобно многим решениям в бизнесе, решения по финансированию маркетинговых коммуникаций принимаются в соответствии со сложившейся схемой. Будут ли выделяемые ассигнования разумными и эффективно работающими, зависит и от того, кто определяет их сумму и как будет использовать.