Позиционирование товара

Понятиепозиции подразумевает наличие особого имиджа, который должен иметь товар при сравнении с имиджами других товаров как данной фирмы, так и ее кон­курентов. Особенности поведения потребителей, которые будут подробно рассмот­рены в главе 5 и главе 6, познакомят нас со многими факторами, которые служат основой принятия решений о позиционировании.

В общем случае позиционирование отражает ваш взгляд на то, как потребитель должен рассматривать ваш товар в сравнении с товарами конкурентов.Позициони­рование товара подразумевает процесс идентификации наиболее важных убежде­ний потребителя и его привычек использования товара, выяснения, как с учетом этих факторов воспринимается товар, и, наконец, представления товара в наиболее привлекательном свете.

Стратегия позиционирования строится с учетом информации о внешних усло­виях, целевом рынке и на основе индивидуализации товара. Так, для автомобиля «Rolls Royce» позиция создается с помощью элегантного оформления демонстра­ционных залов, профессиональной компетентности продавцов, высокого уровня обслуживания, печатной рекламы в престижных журналах, редкого упоминания цены автомобилей этой марки, несмотря на ее исключительно высокий уровень. Фирма Kmart поддерживает свою позицию разумного отношения к деньгам с помо­щью массовой рекламы, подчеркивающей низкие цены на продаваемые ею фирмен­ные товары. Информация о многих нематериальных факторах, находящих свое отра­жение в позиции товара, доставляется с помощью маркетинговых коммуникаций. Так, компания Jell-О сообщает, что "Jell-О" — это весело!», a-Allstate Insuranse настаи­вает на том, что «придя в Allstate, вы попадете в надежные руки».

Прежде чем определить позицию товара, специалист по маркетингу должен вы­явить ключевые моменты отношения и восприятия потребителями свойств, как собственной продукции, так и продукции конкурентов. Позиционирование может быть успешным лишь настолько, насколько надежными будут лежащие в его основе результаты проведенных исследований. Основываясь на данных исследований, ру­ководитель службы маркетинга может получить ответы на стратегические вопро­сы: обладает ли данная позиция какими-либо преимуществами, насколько возмож­но или необходимо проведение перепозиционирования, как наилучшим образом организовать коммуникации, несущие информацию об особенностях позиции тор­говой марки.

Стратегия перепозиционирования используется для изменения текущей пози­ции товара. Интересным примером использования подобной стратегии является способ, которым компания Harley-Davidson позиционирует свои мотоциклы в ка­честве «бросающих умеренный вызов обществу средств передвижения, на которых ездят люди, просто борющиеся с традиционными убеждениями, а вовсе не те, кто не уважает существующие законы». Данный маневр потребовался для обеспечения продукции фирмы новой рыночной позиции, не связанной с ее прежним имиджем, чтобы привлечь таким образом внимание богатых покупателей, способных выло­жить за один мотоцикл $20 000.

Специалисты по маркетингу стараются применять для создания позиции товара четыре основных подхода, главное внимание в которых уделяется:

1) потребителю,

2) стратегиям конкурентов,

3) социальной ответственности,

4) стратегиям создания имиджа.

Стратегии позиционирования, фокусирующиеся на целевых потребителях,уделяют основное внимание целевому рынку, привлекательным особенностям товара, на который этот рынок реагирует, а также выяснению того, когда и как покупа­тели используют приобретаемый товар. Например, Diet Coke и Diet Pepsi четко сле­дуют стратегии позиционирования, ориентированной на молодых людей, обеспо­коенных возможным увеличением своего веса.

Стратегии конкурентного позиционирования связаны с требованиями, устанав­ливаемыми другими торговыми марками и обеспечивающими тем самым границы возможных действий потребителя. Например, такие компании междугородной те­лефонной связи как AT&T, MCI и Sprint пытались создать для себя конкурентную позицию за счет сокращения издержек. Sprint не стремилась к прямому сравнению своих результатов с результатами АТ&Т и MCI, а вместо этого сконцентрировала свои усилия на поддержании междугородного тарифа на уровне 10 центов за одну минуту разговора. AT&T и MCI шли «голова к голове» и осуществляли прямое сравнение своих тарифов, но AT&T, помимо этого, стремилась сделать свой план экономии расходов менее напряженным.

Стратегия достижения позиции социальной ответственности нацелена на созда­ние хорошей репутации фирмы за счет ее позиционирования в качестве уважаемо­го члена местного сообщества. В результате подобного позиционирования, напри­мер, фирмы Ben and Jerry's, Xerox или Biofoam теперь могут восприниматься в качестве социально ответственных, т. е. проявляющих заботу об окружающей среде, людях и помогающих решению местных социальных проблем. Такая позиция помогает покупателю увидеть в товаре дополнительную ценность.

Позиционирование товара - student2.ru

Реклама Imation Corp. представляет текстовую и образную информацию о товарах компа­нии на 21 языке во многих странах мира. Реклама ясно позиционирует компанию как реального мирового промышленного лидера

Позиционирование товара - student2.ru

Реклама компании Sony позиционирует ее наушники как товар, способный создать новое ощущение при прослушивании музыки

Стратегия позиционирования имиджа концентрирует основные усилия на тех материальных и нематериальных характеристиках товара, которые не могут быть легко воспроизведены конкурентами. Для ее реализации может потребоваться со­здание имиджа товара с помощью различных видов маркетинговых коммуника­ций. Например, реклама продукции компании Sony строится на образе, полном внутренних переживаний и жажды приключений.

Наши рекомендации