Многофакторная модель отношений
В общем случае представление об упрощенном соотношении убеждений, чувств и поведения не всегда оказывается справедливым. Напротив, как показывают исследования, эти три элемента не всегда оказываются равнозначными и поэтому могут играть разную роль в формировании отношений. Например, факт катастрофы самолета ValuJet над территорией штата Флорида в 1996 г. привлек к себе больше внимания потенциальных пассажиров, чем отчеты о его успешных полетах, возможная экономия средств или продуманная реклама. Эти три фактора оказались менее важными, чем повышенная вероятность крушения авиалайнера.
Каждый элемент потребительского отношения содержит в себе набор качеств, связанных с рассматриваемым объектом. Специалисты по маркетинговым коммуникациям, знающие, какое из отношений является более важным, могут разрабатывать свои стратегии маркетинговых обращений с учетом данной информации.Многофакторная модель отношений оказывается полезной при создании стратегии обращений, поскольку она постоянно вырабатывает прогнозы, касающиеся отношения потребителей к объекту на основании исследования их реакций на конкретные особенности объекта.6
Согласно этой модели общее отношение индивидуума к торговой марке может быть измерено путем определения: (1) реальной потребительской оценки качеств марки или товара, (2) потребительского идеала для данных видов отношений, (3) значимости каждого свойства товара для потребителя. Разность между реальной и идеальной оценкой каждого свойства, взятая с весовым коэффициентом его значимости для потребителя, определяет устойчивость отношения. Эта идея может быть выражена с помощью следующей формулы
где Ab — отношение потребителей к b-му объекту,
Wi — показатель значимости для потребителя i-го свойства;
Ii — идеальное представление потребителей о значении i-го свойства;
Xib — мнение потребителя об i-м свойстве b-го объекта,
п — число рассматриваемых свойств.
В качестве примера предположим, что потребитель рассматривает семь уровней значений для следующих четырех свойств зубной пасты Crest:
Из этой таблицы видно, что, по мнению потребителя (X), у зубной пасты разумно высокая цена, приятный вкус, обеспечивается защита от кариеса на уровне выше среднего, однако она плохо освежает дыхание. С его точки зрения идеальная паста (I) должна быть недорогой, обладать приятным вкусом, надежно защищать зубы от кариеса и хорошо освежать дыхание. Для каждого из этих свойств потребитель задает свой весовой коэффициент значимости
Свойство | Значимость (в пунктах) |
Цена | |
Вкус | |
Защита от кариеса | |
Способность освежать дыхание | |
Всего |
Данная таблица показывает, что для потребителя самым важным качеством является надежность защиты от кариеса, далее следуют приятный вкус, способность освежать дыхание и, наконец, цена Теперь проанализируем каждое из них в отдельности. Найдя разность между реальной оценкой каждого свойства и его идеальным значением и умножив ее на соответствующий весовой коэффициент, мы получим:
Чтобы оценить, являются ли 230 полученных пунктов хорошим или плохим результатом, надо рассчитать расхождение показателей отношения к пасте для нулевого различия между реальной и идеальной оценкой того или иного свойства (Ii – Xi = 0) и для максимально возможного (Ii – Xi = тах).
В нашем примере максимальное расхождение между такими показателями отношения к пасте составит 530 пунктов. Следовательно, результат в 230 пунктов можно считать достаточно хорошим, поскольку он укладывается в диапазон благоприятного отношение к зубной пасте Crest, то есть в первую половину возможных значений расчетного индекса. Сопоставление данного результата с результатами других торговых марок покажет, как воспринимается потребителями паста Crest в сравнении с аналогичными товарами конкурентов.