Структура рынка автомобилей
Рост российского авторынка сохранится еще как минимум на 3-4 года. Ежегодный прирост продаж будет находиться в пределах 300-350 тысяч машин, а вот относительные показатели начнут немного снижаться. Так, если в истекшем году рынок новых легковых автомобилей вырос 23%, то в 2013 году рост рынка составит 17,7%, а в 2014 году – 15,8% и в дальнейшем темпы прироста сохранятся.
Возможные угрозы бизнесу фирмы
При создании собственного бизнеса на новом рынке следует учитывать следующие факторы:
1. Низкая доходность. Специфика автомобильной отрасли требует больших оборотов, которые позволяют покрыть высокий уровень издержек. Кому это оказывается не под силу, тот обречен на крах.
2. Неизвестный бренд. Новым игрокам приходится нести серьезные рекламные затраты по раскрутке бренда среди потребителей и завоеванию авторитета на автомобильном рынке.
3. Необходимость инвестиций. Следует учитывать, что некоторая их часть станет невозвратными издержками (реклама, разработки и т.п.). Капитал потребуется на средства производства автомобилей, производственные запасы и компенсацию понесенных затрат по организации производства.
4. Высокий уровень издержек. Способы их минимизации для новичков недоступны – обучение и опыт персонала, использование проверенных технологий, налаженные поставки сырья, государственные преференции, выгодное расположение. Кроме того, недостаток опыта, связей и влияния.
5. Каналы сбыта. Реализация автомобилей, её защита и продвижение сбыта – это головная боль всех новичков. Пройдет немало времени, прежде чем эти серьезные препятствия будут устранены.
6. Государственное регулирование. Государство может закрыть выход на рынок или жестко его лимитировать. Может осуществлять финансовый контроль, косвенное регулирование, напрямую влияя на барьеры входа посредством налоговой политики и нормативных механизмов.
Ключевые факторы успеха фирмы и основных конкурентов.
Во многих городах России успешно функционирует ряд совместных предприятий, созданных при участии ведущих автомобилестроительных компаний, в частности, с такими всемирно известными концернами, как General Motors (производство легковых автомобилей), MAN (производство грузовых автомобилей), «КЛААС» (производство сельскохозяйственной техники, «Itochu» (производство автобусов и грузовых автомобилей под брендом «Isuzu»).
Большое внимание продолжает уделяться полномасштабному производству и сборке автомобилей на предприятиях страны, для чего интенсивно продвигается Программа локализации. В структуре автомобильной отрасли действуют предприятия по производству автостекол, топливных баков, глушителей, сидений, бамперов, жгутов и электропроводов для двигателей, автоэмалей, рулевых колонок, светосигнального оборудования и др. Увеличение производства и поставок комплектующих деталей позволяет говорить о том, что Программа локализации, действующая в России, приносит свои успешные результаты. Это подтверждает статистика, согласно которой за последние пять-шесть лет количество местных поставщиков выросло с 20 до 200 единиц.
Сегментация рынка
Оценка первичного спроса
Основным трендом авторынка 2013 года маркетологи назвали сезонность и позитивную динамику развития рынка, которые были характерны в докризисный период.
Спрогнозировать развитие событий в автомобильной индустрии России в 2014 году сложно. Ведь на чаше весов как стимулирующие, так и сдерживающие факторы, среди которых отложенный спрос, законодательно закрепленный механизм trade-in, рост ВВП, валютное кредитование и обновление парка – с одной стороны, и сокращение численности населения, ожидаемое оживление рынка недвижимости, которое может увести потенциальных покупателей, рост стоимости сервисного обслуживания и главное, цен на автомобили – с другой. И те, и другие факторы могут существенно повлиять на общую картину.
Сегментация рынка
В первой строке общей таблицы брендов – Lada с результатами продаж в 4319 единиц и 32,5% долей от всех продаж новых автомобилей в России(против 2764 ед. и 33% в АППГ). Количественный рост по сравнению с АППГ составил 56%, а доля от всего рынка снизилась на 0,5%.
На второе место вырвался бренд Toyota. В прошлом месяце, напомним, эта марка находилась на 6 строчке в общей таблице и так высоко поднималась в последний раз в 2012 году, удерживая 2-ю позицию с августа по октябрь, а итоги продаж в этом мае – 1153 ед. и 8,7% доли рынка (против 708 ед. и 8,46% в АППГ, рост количества продаж составил 63%). С пятого места (в прошлом месяце) на 3-е поднялся бренд KIA (1108 ед. против 505 в АППГ, рост 119%, доля рынка в мае 2013 – 8,3%). Рост доли присутствия этого бренда в мае по сравнению с АППГ составил 2,3%. Бренд Hyundai (на 4-ом месте) поднял свои продажи на 20% по сравнению с маем 2012 года (1015 ед. против 849 в АППГ).
Бренд GAZ закончил май этого года с результатом 594 ед. против 457 в АППГ 2012 года, второй месяц он на 7-ом месте и лидирует в сегменте коммерческой техники, рост продаж составил 30%.
Ниже, 8-я строка, здесь расположился бренд Renault (533 ед. и рост количества продаж - 363% к АППГ), преодолев 6 ступеней таблицы вверх, с прошлого года, эта марка претендует на звание самой быстрорастущей на авторынке России. Вполне вероятно, что через год мы увидим Renault в первой пятерке.
Далее: бренд UAZ (346 ед. против 342 ед. в АППГ), его доля сейчас составляет 2,6% в общей таблице брендов.