Раскупаемой в мире маркой дорогих наручных часов
Действительно ли качество продукции напрямую связано с
Успехом? Наверное, нет. Действительно ли «Ролекс» делает
Высококачественные часы? Может быть. Означает ли это
Что-нибудь? Наверное, нет.
Закон качества
Качество — это очень важно, но не им одним создается настоящий брэнд
Что такое качество?
Каждый человек считает, что ему по силам отличить качественный товар от некачественного, но в реальной жизни вопрос оказывается намного сложнее.
• Часы «Ролекс» и в самом деле точнее, чем «Таймекс»? Вы уверены?
• «Лейка» действительно позволяет получить более четкие снимки, нежели «Пентакс»? Вы уверены?
• Правда ли, что у «Мерседеса» меньше проблем с механикой, чем у «Кадиллака»? Вы уверены?
• Неужели в «Херц» сервис лучше, чем в «Аламо»? Вы уверены?
• Разве «Монблан» пишет лучше, чем «Кросс»?
• Кока-кола вкуснее пепси? Большинство людей полагают, что это так, потому что по объемам продаж она стоит на первом месте. Но то же большинство предпочитает вкус пепси.
Житейская мудрость во всем винит процедуры опросов. Если кока продается лучше, значит, что-то не так в механизме тестов, которые уверяют, будто потребителю больше нравится вкус пепси.
У концепции качества десятки тысяч приверженцев. Значит, подсказывает нам здравый смысл, более мощный брэнд обладает более высоким качеством.
Однако то, что стороннему наблюдателю представляется верным в теории, не всегда подтверждается практикой. Создание брэнда на одном лишь качестве можно уподобить возведению дома на песке. Качество может и должно быть непременным атрибутом продукта, но само по себе оно почти не связано с успехом вашего брэнда на рынке.
Годы наблюдений позволили авторам сделать следующий вывод: фактически нет прямой зависимости между успехом на рынке и результатами сравнительных тестов различных брэндов, будь это проводимые независимыми экспертами тесты на вкусовые качества, на точность, надежность, долговечность и другие параметры.
Почитайте «Консьюмер рипортс»*, а затем сравните объемы продаж каждого брэнда с указанными в журнале данными. Вряд ли вам удастся обнаружить заметные соответствия. Очень часто получается, что успех того или иного брэнда объясняется склонностью экспертов находить малоизвестные торговые марки, обогнавшие по ряду причин признанных лидеров.
Скажем, завтра вы отправляетесь покупать машину. Интересует вас качество приобретаемого автомобиля? Безусловно. Большинство покупателей всегда стремятся получить за свои деньги самый лучший товар.
* Журнал, публикующий данные о качестве потребительских товаров. Не содержит рекламы. Публикуемая в нем информация считается объективной.
Но где находит разрешение вопрос качества? В демонстрационном зале? Нет.
В недавнем исследовании шестнадцати брэндов малолитражных легковых автомобилей лучшая по качеству модель оказалась на двенадцатом месте по объему продаж. Вторая по качеству — на девятом, а третья значилась в самом конце списка. Если качество и влияет как-то на успех, то статистика этого не подтверждает.
Ответ на него, точнее, представление человека о качестве таится в его голове. Если вы хотите создать мощный брэнд, то вам необходимо внедрить в умы потребителей соответствующее понятие качества. Лучший способ сделать это — соблюдать законы брэндинга.
Возьмем, к примеру, закон сужения. Что происходит, когда вы сужаете сферу действия брэнда? Вы становитесь специалистом, а ведь специалист всегда знает в своей области больше самого блестящего эрудита. Специалист выше качеством.
Кардиолог куда увереннее ориентируется в болезнях сердца, нежели практикующий врач широкого профиля, считают пациенты. С их точки зрения иначе и быть не может. Однако в маркетинге подобная концепция немногого стоит.
Тем не менее большинство компаний видят себя именно врачами широкого профиля. Почему? Они хотят раздвинуть рамки рынка производимых ими товаров или услуг, но такие устремления противоречат закону расширения.
Другим важным аспектом создания брэнда является выбор его имени. При равенстве прочих факторов доминирующей становится торговая марка с самым удачным именем.
Будучи специалистом и обладая запоминающимся именем, человек обязательно добьется успеха.
В сегодняшних публикациях, посвященных вопросам бизнеса, встречается немало статей, которые часто вводят в заблуждение. Всеобъемлющие брэнды на деле оказываются слабыми. Имена «Дженерал электрик», «Дженерал моторс», «Дженерал дайнэмикс» известны всем, однако как брэнды они слабы — в силу своих грандиозных масштабов.
Мы хорошо представляем, о чем в данную минуту думает наш читатель: перечисленные компании являются ведущими в мире по объемам продаж, прибылям, рыночной стоимости своих активов. Это действительно так. Но и слабый брэнд может добиться успеха, если его конкуренты еще слабее. С кем соперничает «Дженерал электрик»? С подобными себе гигантами типа «Вестингауз», «Дженерал моторе» и «Юнайтед текнолоджиз». Кто в поединке двух слабых борцов станет победителем? Тот, у кого больше сил.
Когда компания «Дженерал электрик» попыталась в производстве компьютеров конкурировать с «Ай-би-эм», то ее убытки составили сотни миллионов долларов. Три сотни, чтобы быть точными.
Когда она предложила рынку бытовые электроинструменты, знатоки от них отвернулись (позже продукция была продана компании «Блэк энд Дэкер», чей брэнд ничуть фактически не лучше).
Как и все колоссы, «Дженерал электрик» и «Дженерал моторе» стоят на глиняных ногах. Мощными они выглядят потому, что имена их известны людям на протяжении десятилетий. Но в единоборстве со специалистами проигрывают даже колоссы.
Весомым фактором в представлении потребителя о качестве служит и цена товара. «Ролекс», «Мерседес-Бенц», «Роллс-Ройс», «Монблан», «Дом Периньон», «Чивас регал», «Абсолют», «Джек Дэниэлс» являются признанными брэндами во многом благодаря высокой стоимости своей продукции.
Дорогой товар всегда обращает на себя внимание потребителя. Затраченная на покупку баснословная сумма с избытком удовлетворяет и честолюбие, и тщеславие не стесненного в средствах человека.
«Ролекс» приобретают вовсе не из любви к пунктуальности. «Ролекс» на руке свидетельствует о том, что его владелец в состоянии позволить себе такую роскошь.
Почему некоторые любители джинсов готовы платить сотню, а то и больше долларов за пару «Риплей», «Биг Стар» или «Дизель»? Стали бы они тратить такие деньги, если бы фирменный лейбл был пришит изнутри, а не снаружи заднего кармана?
Неужели тонкий ценитель вин скажет в ресторане своему приятелю, заказавшему бутылку ценой в восемьдесят долларов, что в местном погребе есть вино того же качества, но за двадцать долларов?
Никогда. Даже если официант и в самом деле может принести столь же благородный напиток, который обойдется намного дешевле. Даже если приятель и поверит, что более дешевое вино ничуть не хуже.
Житейская мудрость часто подсказывает: маркетинг высококачественного товара должен строиться на разумных с точки зрения потребителя ценах. Именно такой подход предполагает стратегия качества. Вот почему компания «Форд» с гордостью заявляет: «Наша первая задача — качество. Всем остальным, включая цену, наша продукция не отличается от себе подобной, просто мы даем вам чуточку больше, чем другие».
Сомнительно. Качество — отличная штука, но для создания брэнда одного его мало.
В безбрежном море однотипных, близких по стоимости товаров самым грамотным будет курс на заведомо высокую цену. Только спросите себя: чем ее можно обосновать?
• Часы «Ролекс» выглядят тяжелее и солиднее других . марок благодаря уникальному массивному браслету.
• Авторучки «Монблан» заметно толще своих собратьев.
• Виски «Чивас Регал» имеет больший срок выдержки.
Безусловное качество — ваш надежный союзник. Мы всегда рекомендуем нашим клиентам обеспечивать свою продукцию максимально доступным качеством (в конце концов, это помогает снизить затраты на гарантийный ремонт). Но, создавая брэнд, ни в коем случае не полагайтесь на одно лишь качество.
Для успеха вам потребуется сузить фокус, подобрать удачное имя и назначить высокую цену.
«ИтЗис»* стал первым брэндом в новой категории,