Основные инструменты мерчандайзинга
Цель. Формирование компетенций (знания, умения и навыки):
1. Формирование знаний о законах успешного мерчандайзинга, роли информационных материалов в покупке товара.
2. Формирование умений по использованию мерчандайзинга в аптеках различных категорий.
3. Формирование коммуникативных компетенций по учету целевой аудитории лекарственных средств.
4. Формирование правовых компетенций в сфере безрецептурного отпуска лекарственных средств в аптеках РК.
5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.
Задачи обучения. Сформировать знания по:
1. Безрецептурному отпуску лекарственных средств в аптеках РК, законодательной базе, порядку отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, основным группам.
2. Информации о лекарственных средствах с учетом целевой аудитории клиентов аптеки, способам ее презентации.
3. Приемам размещения препаратов в торговом зале, покупкам в аптеке и их характеристике.
4. Взаимодействию в различных торговых каналах.
5. Стандартам размещения товаров в торговом зале.
6. Управлению ассортиментом, анализу эффективности торговой деятельности.
Основные вопросы темы:
1. Особенности фармацевтического рынка РК, ассортиментная политика.
2. Безрецептурный отпуск лекарств в аптеках РК, законодательная база, порядок отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
3. Основные группы безрецептурных лекарств, их характеристика.
4. Особенности клиентов аптеки по различным характеристикам (пол, возраст, социальное положение и т.д.).
5. Информация о лекарственных средствах с учетом целевой аудитории клиентов аптеки.
6. Влияние рекламы лекарственных средств на потребление, процесс принятия решения о покупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
7. Какие факторы влияют на выбор места приобретения лекарственных препаратов?
8. Особенности рекламы лекарственных средств в печати (по типу стратегии, по жанровому типу).
9. Способы и средства презентации информации о лекарственных средствах.
10. Тренды в рекламе лекарств.
11. Покупки в аптеке: запланированные, частично запланированные и незапланированные, характеристика
12. Взаимодействие производителя и розничной торговли в торговом зале. Каким образом построено взаимодействие в различных торговых каналах? Какую выгоду приносит мерчандайзинг производителю и розничному продавцу? Откуда берутся конфликты и какие возможны компромиссы?
13. Инструменты мерчандайзинга поставщиков. Мерчандайзинг-бук.
14. Стандарты размещения в торговом зале: Приоритетные места. «Горячие зоны». Товары «горячей зоны». Товары повседневного спроса Товары периодичного спроса Товары импульсного спроса.
15. Порядок расположение групп товаров: Ходовые товары (высокий оборот). Прибыльные товары (высокая наценка). Самые выгодные товары (оборот и наценка высокая). Балласт (низкий оборот и наценка).
16. Оптимизация ассортимента. Анализ эффективности торговой деятельности и управления ассортиментом.
Методы обучения и преподавания:
Работа с информационным материалом, выполнение практических заданий по оформлению торгового зала аптеки, работа в малых группах, письменный опрос по карточкам.
Литература:
Основная:
1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.
2. Мнушко З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. Ч.2. Маркетинг в фармации. – Харьков: Изд.НФаУ, 2008. – 536 с.
3. Юданов А.Ю. Фармацевтический маркетинг. – Издательство «Ремедиум», 2007. – 400 с.
4. Грибкова Е.И. Изучение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности субъектов фармацевтического рынка. – Москва, 2004. – 300 с.
5. Макашов Д. Мерчандайзинг – искусство сбыта товара. // www.psy-portal.ru.
6. Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе: Учебное пособие. – Москва, 2004. – С. 9-10.
Дополнительная:
1. Колборн Р. Мерчандайзинг // Пер. с англ. / Под ред. И.О. Черкасовой. – СПб., 2002. – С. 13-27; Канаян К. и Р. Мерчандазинг. – Москва, 2001. – С. 9-116.
2. Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент / Пер. с англ. – М.; СПб., 2000. – 5-е изд.; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 2000; Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга / Пер. с англ.: Учеб. пособие. – М., 2000; Говард Дж. и Шет Дж. Теория поведения покупателя // Классика маркетинга / Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. – М.; СПб., 2001. – С. 175-197; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 134-149.
3. Паркинсон С. Покупательское поведение организаций // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 150-164; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 2000; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 134-149.
Контроль по вопросам:
Вариант 1
1. Элементы мерчандайзинга в аптеке.
2. Безрецептурный отпуск лекарственных средств в аптеках РК, законодательная база, порядок отпуска лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
3. Розничная среда аптеки.
Вариант 2
1. Основные группы безрецептурных лекарств, их характеристика.
2. Что означает выгодное размещение товара в зале аптеки?
3. Законы успешного мерчандайзинга.
Вариант 3
1. Особенности клиентов аптек по различным характеристикам (пол, возраст, социальное положение и т.д.).
2. Что означает «правильная экспозиция товара»?
3. Дайте характеристику ассортимента лекарственных препаратов аптек г. Алматы.
Вариант 4
1. Информация о лекарственных средствах с учетом целевой аудитории клиентов аптеки.
2. Глубинные причины воздействия товаров на человека, характеристика.
3. Цветовое решение аптеки.
Вариант 5
1. Влияние рекламы лекарственных средств на потребление, процесс принятия решения о покупке лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
2. Стандарты размещения товаров в торговом зале.
3. Колористика.
Вариант 6
1. Способы и средства презентации информации о лекарствах.
2.Товары повседневного спроса. Товары периодичного спроса. Товары импульсного спроса.
3. Влияние внешнего вида предлагаемого товара на покупку.
Вариант 7
1. Оптимизация ассортимента, для чего нужны анализ эффективности торговой деятельности и управление ассортиментом?
2. Порядок расположения групп товаров: ходовые товары (высокий оборот) и прибыльные товары (высокая наценка), характеристика.
3. Дайте определение понятию «акт продажи».
Вариант 8