Маркетинг и внутренняя среда
Успех организации решающим образом зависит от внешних сил и сил, действующих в глобальном внешнем окружении. В сегодняшнем сложном мире для эффективного выполнения управленческих функций необходимо понимать действие этих переменных.
В схеме 1 представлена модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию.
Схема 1. Модель влияния непредвиденных обстоятельств на организацию
Организации подобны биологическим организмам. Они вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен ориентироваться в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, чтобы его организация не оказалась в числе исчезнувших.
Среда прямого воздействия в сравнении со средой косвенного воздействия. Один из способов определения окружения и облегчения учета ее влияния на организацию состоит в разделении внешних факторов на две основные группы. Это силы прямого и косвенного воздействия на организацию извне:
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждений государственного регулирования, потребителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но тем не менее сказываются на них. Здесь речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технических прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.
Многие факторы внешней среды могут влиять на организацию. В прошлом руководители концентрировали внимание на экономических и технических обстоятельствах. Однако в последнее время изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы ответственности заставили руководителей расширить спектр требующих учета внешних воздействий.
Среда прямого воздействия
ПОСТАВЩИКИ (трудовых ресурсов, капитала, медикаментов) | ПОТРЕБИТЕЛИ | ||||||||
О Р Г А Н И З А Ц И Я | |||||||||
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ | КОНКУРЕНТЫ | ||||||||
ЗАКОНЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ | |||||||||
Среда косвенного воздействия
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | |||||||||||
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОБЫТИЯ | СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ | ||||||||||
О Р Г А Н И З А Ц И Я | |||||||||||
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС | СОЦИО-КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ | ||||||||||
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ | |||||||||||
Взаимосвязанность факторов внешней среды. Изменение любой внутренней переменной может сказаться на других, изменение одного фактора окружения может обуславливать изменение других. Так, например, повышение цен на продукты и материалы повлекло за собой повышение цен на медикаменты. Руководители больше не должны рассматривать внешние факторы изолированно, так как эти факторы взаимосвязаны и изменяются.
Сложность внешней среды. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, например, когда на нее давят государственные постановления, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты, то можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается.
Подвижность внешней среды. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Например, исследователи обнаружили, что скорость изменения технологии и параметров конкурентной борьбы в фармацевтической промышленности выше, чем в машиностроении и т.д. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. К примеру, во многих фармацевтических фирмах отдел исследований и разработок сталкивается с высокой подвижностью среды, поскольку он должен отслеживать все технологические нововведения.
Если медикаменты поступают из-за границы, то производственный процесс может оказаться в условиях высокоподвижной внешней среды. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных.
Неопределенность внешней среды. Если информации мало, среда становится более неопределенной, чем когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес становится глобальным занятием, требуется все больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.