Методические указания для проведения практических занятий

При проведении практических занятий по дисциплине «Маркетинг интеллектуальных продуктов» используются следующие образовательные технологии (в соответствии с разделом 5 настоящей рабочей программы):

по организационным формам – индивидуальные и групповые технологии;

по типу управления познавательной деятельностью - обучение с помощью технических средств;

по подходу к обучаемому - личностно-ориентированные технологии;

по преобладающему методу - развивающее и саморазвивающее обучение.

В процессе прак­тических занятий формируются профессиональные умения и навыки; обобщаются, систематизируются, углубляют­ся и конкретизируются теоретические знания; вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания в будущей профессиональной деятельности; развиваются интеллектуальные умения.

Формы организации обучающихся на практических занятиях:

фронтальная - все обучаюшиеся выполняют одновременно одни и те же задания;

групповая - одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек;

индиви­дуальная - каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.

Подготовка и поэтапное проведение практического занятия включает:

Подготовительный этап: выполнению заданий на практических заня­тиях предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению заданий. При подготовке к практическим занятиям обучающимся рекомендуется предварительно ознакомиться с теоретическим материалом, изложенным в лекциях и учебно-методических источниках, в соответствии с темой занятия.

Первый этап: вступительное слово преподавателя, который определяет цель и форму проведения занятия.

Второй этап - основное время практического занятия - предполагает обсуждение проблем темы занятия. Практическое занятие может развивать вопросы лекции или включать дополнительные. В процессе практического за­нятия обучающиеся обсуждают поставленные вопросы (выполняют задания) под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы (информационные, вызывающие дискуссию, вопросы-подсказки), пробуждающие интерес к занятию. Преподаватель организует логические переходы от одного вопроса к другому.

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучающихся.

Форму проведения практического занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта обучающихся.

Формы проведения практических занятий:

Вопросно-ответная форма: развернутая беседа на основе имеющегося у обучающихся плана занятия, включающего тщательно продуманную систему вопросов, постепенно подводящих обучающихся к получению новых знаний. Предполагает активный двухсторонний процесс познавательной деятельности, основывается на активном включении обучающихся в образовательный процесс и позволяет оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Устные доклады с последующим обсуждением: преподаватель предлагает тему, литературу, предварительно знакомится с содержанием доклада, который затем представляется в устной форме. Требования: обучающийся должен свободно владеть материалом (преподаватель может прервать докладчика для обсуждения той или иной детали или идеи) и иллюстрировать свое выступление компьютерной презентацией в программе Power Point (наличие иллюстративного материала помогает более конкретно изложить содержательную часть доклада).

Дискуссия: ориентируется на обсуждение проблемных вопросов, имеющих многовариантные решения. Один вид дискуссии ориентируется на учебное знание, другой - на научное, когда существуют различные точки зрения и подходы к решению проблемы. Главная функция учебной дискуссии - стимулирование познавательного интереса: обучающиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других. Одним из условий проведения является хорошая подготовка всех обучающихся, которым заранее необходимо указать вопросы для обсуждения.

Письменное задание: вопросы с развернутыми ответами позволяют оценить уровень усвоения учебного материала и дают обучающимся свободу при ответе, развивают логическую и языковую культуру, предлагают более глубокое рассмотрение той или иной проблемы.

Практическое занятие № 1 «Правовое регулирование обращения результатов

интеллектуальной деятельности»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений об особенностях правового обеспечения и охраны результатов интеллектуальной деятельности.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: понятие, признаки, сферы применения и результаты интеллектуальной деятельности; понятие и объекты интеллектуальной собственности; основы правового регулирования интеллектуальной деятельности.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, рассматриваемый в виде развёрнутого доклада с презентацией (подготовка в отсроченном режиме); выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 2 «Особенности маркетинга при продвижении

интеллектуальных продуктов»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о сущности маркетинга интеллектуальных продуктов как постоянно развивающейся практике рыночной де­ятельности, основанной на гибком соче­тании положений классического маркетинга, современ­ного опыта и специфики работы с результатами интеллектуальной деятельности.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: понятие, особенности, основных поставщиков, основные подходы к классификации интеллектуальных продуктов; понятие, особенности и сегменты рынка интеллектуальных продуктов; задачи, принципы, функции маркетинга на рынке интеллектуальных продуктов и основные стратегии продвижения.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, рассматриваемый в виде развёрнутого доклада с презентацией (подготовка в отсроченном режиме); выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 3 «Использование товарных знаков на рынке

промышленной собственности»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о товарном знаке как разновидности интеллектуального продукта, служащего для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг и их идентификации.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: понятие, основные признаки, характер применения, состав и общие характеристики интеллектуальных продуктов в промышленной деятельности; классификацию и правовое регулирование товарных знаков.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, рассматриваемый в виде развёрнутого доклада с презентацией (подготовка в отсроченном режиме); выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 4 «Продвижение бренда на рынке

промышленной собственности»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о создании, развитии и продвижении бренда как целого набора отличительных признаков, делающих компанию, ее продукцию или деятельность легко узнаваемыми для потребителей.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: состав и специфику применения маркетинговых инструментов продвижения интеллектуальных продуктов на рынке объектов промышленной собственности.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, рассматриваемый в виде развёрнутого доклада с презентацией (подготовка в отсроченном режиме); выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 5 «Особенности маркетингового обеспечения

произведений литературы и искусства»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о специфике маркетинга произведений литературы и искусства как охраняемых авторским правом творческих произведений, в которых в чувственно-материальной форме воплощен замысел создателя и которые отвечают определенным категориям эстетической ценности.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: понятие, основные признаки, характер использования, состави маркетинговые инструменты продвижения произведений литературы; понятие, основные признаки, характер использования, состав и маркетинговые инструменты продвиженияпроизведений искусства.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, обсуждаемый в ходе дискуссии; выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 6 «Особенности маркетингового обеспечения

произведений науки»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о специфике маркетинга произведений науки как произведений научной, научно-популярной и научно-художественной направленности, основное назначение которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний об окружающей действительности.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: понятие, основные признаки, характер использования, материальные носители, состави маркетинговые инструменты продвижения произведений науки.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, обсуждаемый в ходе дискуссии; выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 7 «Информационное обеспечение маркетинга

интеллектуальных продуктов»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о маркетинговой информациикак об информационном массиве, включающем данные об объектах, событиях, процессах и явлениях на рынке интеллектуальных продуктов, которые необходимы для подготовки и принятия соответствующих маркетинговых решений.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: понятие, основные характеристики, источники получения и классификацию маркетинговой информации на рынке интеллектуальных продуктов; принципы построения и состав маркетинговой информационной системы.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, рассматриваемый в виде развёрнутого доклада с презентацией (подготовка в отсроченном режиме); выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 8 «Система маркетинговых исследований на рынке

интеллектуальных продуктов»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о маркетинговых исследованиях как о комплексе мероприятий, включающих систематический сбор, отображение и анализ информации, позволяющем определить проблему, изучить и описать объект, процесс или ситуацию, найти закономерности и дать прогнозы на рынке интеллектуальных продуктов.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: сущность, задачи, виды, направления, субъекты, объекты маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов; сильные и слабые стороны разных форм организации маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, рассматриваемый в виде развёрнутого доклада с презентацией (подготовка в отсроченном режиме); выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 9 «Методологические основы маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о методологической базе проведения маркетинговых исследованиях как технологии сбора и анализа маркетинговой информации на рынке интеллектуальных продуктов.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: принципы проведения маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов; критерии классификации, общую характеристику и наиболее распространенные особенности использования методов маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 10 «Организация проведения маркетинговых исследований

на рынке интеллектуальных продуктов»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о процедуре проведения маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов как комплексе последовательных действий, включающий структуризацию исследования, разработку методики исследования, проектирование и наполнение банка данных, маркетинговый анализ, формулировку выводов и рекомендаций.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: структуру и общую характеристику основных организационных этапов проведения маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов; оценку эффективности маркетинговых исследований на рынке интеллектуальных продуктов.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 11 «Коммерциализация результатов

интеллектуальной деятельности»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности как процессе их вовлечения в экономический оборот в различных сегментах рынка и необходимости соответствующей трансформации интеллектуальных продуктов для их востребованности экономикой и формирования спроса.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: подходы и методы, применяемые для оценки результатов интеллектуальной деятельности; экономические выгоды, связанные с результатами интеллектуальной деятельности и варианты их определения; субъекты процесса коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и их взаимоотношения; типичные проблемы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности и пути их решения.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выделяется вопрос, рассматриваемый в виде развёрнутого доклада с презентацией (подготовка в отсроченном режиме); выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 12 «Стоимостная оценка результатов

интеллектуальной деятельности»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о стоимостной оценке результатов интеллектуальной деятельности как процессе определения стоимости объема прав на результаты интеллектуальной деятельности, владение которыми обеспечивает их владельцу определенную выгоду.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: особенности, информационную базу и методы стоимостной оценки отдельных видов интеллектуальных продуктов; содержание и способы ущерба от неправомочного использования результатов интеллектуальной деятельности.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическое занятие № 13 «Методы анализа рисков, связанных

с результатами интеллектуальной деятельности»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о проблемах учета рисков, связанных с внедрением результатов интеллектуальной деятельности, и мерах, направленных на их снижение.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: общую характеристику, классификацию и анализ рисков, связанных с результатами интеллектуальной деятельности; процесс воздействия на риски, связанные с результатами интеллектуальной деятельности.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Практическому занятию № 14 «Страхование объектов

интеллектуальной собственности»

Целевая установка практического занятия ˗ формирование у обучающихся представлений о страховании объектов интеллектуальной собственности как экономическом способе минимизации рисков, сопровождающих оборот объектов интеллектуальной собственности.

При подготовке к практическому занятию следует рассмотреть: понятие, подходы к классификации и виды страховых рисков интеллектуальной собственности; процесс принятия решений в сфере страхования объектов интеллектуальной собственности.

Занятие проводится в вопросно-ответной форме; выдаются вопросы для письменного ответа (контрольное задание).

Наши рекомендации