Необходимо точно знать, когда и где запустить второй брэнд
Законы брэндинга диктуют компании необходимость сосредоточить все усилия на том, чтобы дать определенному сектору рынка один-единственный брэнд. Пусть в фокусе вашего внимания будет создание оригинальной торговой марки — и только. Игнорируйте соблазн и возможность проникнуть на чужую территорию.
Не спорим. Но наступает время, когда компания просто не может не запустить второй брэнд. А затем и третий, иногда даже четвертый.
Стратегия второго брэнда по плечу далеко не каждой компании. Незначительные на первый взгляд ошибки могут привести к тому, что новый брэнд ослабит позиции первого и станет причиной экономических потерь (см. главу 10 «Закон протяженности»).
Однако бывают ситуации, когда семейство брэндов дает компании возможность эффективно контролировать рынок на протяжении десятилетий.
Вспомните «Ригли»: уже более ста лет компания уверенно возглавляет рынок жевательной резинки и ежегодно получает многомиллиардную прибыль. Заслуга в этом принадлежит не одному брэнду, а сразу нескольким:
• «Биг рэд» (со вкусом корицы).
• «Даблминт» (со вкусом перечной мяты).
• «Экстра» (не содержит сахара).
• «Фридент» (не прилипает к зубам).
• «Джуйси фрут» (со вкусом фруктов).
• «Спиэрминт» (со вкусом мяты).
• «Уинтерфреш» (освежает дыхание).
Создавая семейство, самое главное — это обеспечить кажущимся близнецам присущую отдельному брэнду индивидуальность. Ни в коем случае нельзя допустить их абсолютного уподобления друг другу. Каждый брэнд должен стоять особняком.
Подход компании «Ригли» тоже не свободен от изъянов. Первые три брэнда («Джуйси фрут», «Спиэрминт» и «Даблминт») слишком похожи на продолжение удачно найденной линии. Устоять в конкурентной борьбе им помогло только имя компании. Что же касается «Биг рэд», «Экстра», «Фридент» и «Уинтерфреш», то они оказались куда более самостоятельными.
Большинство менеджеров чересчур привержены идее абсолютной индивидуальности. Запуская новый брэнд, они рассчитывают на популярность, которую завоевал у потребителя старый.
Вот почему «Ай-би-эм» выпустила компьютер «Ай-би-эм пи-си джуниор», а «Блокбастер видео» предложила своим клиентам «Блокбастер мьюзик».
«Тайм инкорпорейтед» стала крупнейшим в мире издателем не только благодаря растяжению основного брэнда, но и дав жизнь совершенно самостоятельным публикациям. Сейчас в корпорацию входят семь независимых издательств:
1. «Тайм».
2. «Форчун» (не «Тайм» для деловых людей).
3. «Лайф» (не «Тайм» для ценителей природы).
4. «Спорте иллюстрейтед» (не «Тайм» для любителей спорта).
5. «Мани» (не «Тайм» для финансистов).
6. «Пипл» (не «Тайм» для знаменитостей).
7. «Энтертейнмент уикли» (не «Тайм» для жаждущих развлечений).
Сейчас в дополнение к перечисленному появились «Ди-джитал тайм» (цифровые технологии), и «Тин пипл» (журнал для подростков), и «Спорте иллюстрейтед фор кидс» (спортивный журнал для детей).
А что можно сказать об «И-эс-пи-эн мэгэзин» (ESPN Magazine)? Неужели кто-то, кроме компании Уолта Диснея, всерьез верит, будто ESPN оттеснит «Спортc иллюстрейтед» на задний план? Весьма сомнительно. Сила брэнда — в его уникальности, а не в сходстве с абсолютно иной категорией.
Однако такая уникальность не предполагает наличия особой структуры управления брэндом. Компания «Ригли» вовсе не располагает семью различными заводами и семью отдельными для каждого брэнда жевательной резинки торговыми организациями. Руководство производством и маркетингом осуществляется из единого центра.
Когда компания «Дженерал миллз» решила потягаться силами с ресторанами итальянской кухни, она начинала не на голом месте. Открывая сеть своих заведений, компания досконально изучила вкусы и привычки ценителей морепродуктов, а также традиции и методы работы конкурентов. Единственное, чем новый отпрыск отличался от брата-соперника, так это названием: никаких «Красных лобстеров»!
«Дженерал миллз» создала особый брэнд, названный «Олив гарден» («оливковый сад»). Такая стратегия позволила компании развернуть две крупнейшие в стране сети семейных ресторанов (постепенно они слились в «Гарден рестронс инкорпорейтед», самую большую в мире компанию — владельца ресторанов для всей семьи).
Когда Сара Ли поставила перед собой цель выставить свой брэнд колготок на продажу в обычных супермаркетах, она отказалась от старого имени «Хэйнс» и создала новую торговую марку. Упакованный в пластиковое яйцо товар назывался теперь «Л'эггс», напоминая покупательницам о ноге (англ. leg) и яйце (англ. egg) одновременно. В течение месяца пластиковые яйца побили в супермаркетах все рекорды продаж, завоевав двадцать пять процентов рынка колготок.
Когда компания «Блэк энд Декер», крупнейший в мире производитель бытовых электроинструментов, приняла решение проникнуть на рынок профессионального электрооборудования, она не назвала свой новый продукт «Блэк энд Декер Про», создав вместо этого особый брэнд, «Де Вольт». Менее чем за три года вновь появившаяся торговая марка превратилась в масштабный бизнес с оборотом более трехсот пятидесяти миллионов долларов. Сейчас «Де Вольт» является лидером рынка профессиональных инструментов, немного уступая по объемам продаж лишь своему родоначальнику — брэнду «Блэк энд Декер».
В прошлом компании создавали семейства брэндов, бессознательно следуя закону собратьев. С течением времени причины, подтолкнувшие их к такого рода действиям, уже забылись. Теперь, вместо того чтобы сохранять и поддерживать индивидуальность каждого брэнда, менеджеры плодят одну торговую марку за другой, а узость корпоративных интересов почти полностью обезличивает результаты их усилий. Преследуя благую цель укрепить брэнд, руководство компаний исподволь подрывает его позиции.
Долгие годы компания «Дженерал моторе» поставляла на рынок пять мощных брэндов, каждый из которых обладал собственными неповторимыми чертами: «Шевроле», «Олдсмобиль», «Бьюик», «Понтиак» и «Кадиллак». Любой? мальчишка мог за сто ярдов опознать машину и безошибочно назвать ее модель.
Круглые отверстия на панели радиатора? «Бьюик»! Акульи плавники на задних крыльях? «Кадиллак»!
Но специфика осталась в прошлом. Ныне даже сотруднику «Дженерал моторc» будет непросто узнать в потоке машин родное детище своей компании.
Многие руководители полагают, что «стратегия собратьев» наиболее эффективна в условиях децентрализации. Пусть, говорят они, брэнды вступят в схватку и сами определят сильнейшего.
Однако этого не происходит. Подобные взгляды руководства поставили компанию «Дженерал моторc» в весьма затруднительное положение. Со снятием контроля над процессами брэндинга каждое подразделение компании получило полную свободу действий. Результат нетрудно было предвидеть: на свет появились безумно дорогие «Шевроле» и удручающе дешевые «Кадиллаки». Строгая иерархия брэндов в одночасье рухнула.
Осуществление «стратегии собратьев» требует максимально жесткого контроля со стороны высшего управленческого звена. Главная цель — обеспечить неповторимость каждой марки, не допустить слияния брэндов в безликую мешанину. Но природные человеческие инстинкты толкают работника в противоположном направлении. Итог: все выпускаемые компанией «Дженерал моторc» автомобили украсились акульими плавниками.
Хороший брэнд ни в коем случае не должен кричать о своей корпоративной принадлежности. Возьмем «Лексус»: марка популярна потому, что она производится концерном «Тойота»? Или же несмотря на то, что ее производит «Тойота»?
Потребитель выбирает «Лексус». Именно в этом и заключается сила брэнда. Корпоративность здесь абсолютно ни при чем.
Если руководство компании посчитало разумным применить «стратегию собратьев», то ему необходимо помнить о следующем:
1. В центре внимания должна находиться продукция массового спроса. Легковые автомобили, жевательная резинка, лекарственные препараты общего назначения — вот те сферы, где можно смело начинать запуск брэндов-собратьев.
2. Каждый брэнд должен обладать единственной уникальной характеристикой. Обычно в ее качестве выступает цена, хотя вполне допустимы и иные: возрастная группа потенциального потребителя, его пол, количество калорий в продукте, оттенки вкуса и пр. Единичность характеристики снижает опасность смешения брэндов, подчеркивая их неповторимые качества.
3. Брэнды должны быть четко разграничены. Самый простой способ разграничения — указание цены. Когда цены приближаются друг к другу, брэнды в представлении потребителя начинают смешиваться. Многие автовладельцы путают «Олдсмобиль» и «Бьюик», потому что разброс цен на обе марки невелик.
4. Брэнды должны носить различные, несхожие имена. Вы создаете не семейство брэнда, а семейство отличающихся друг от друга брэндов. Вслушайтесь в названия выпускаемых ныне моделей «Шевроле»: «Кавалер», «Камаро», «Корсика», «Каприс». Названия моделей не могут быть брэндами, для этого они слишком похожи. Если «Шевроле» хочет иметь семейство брэндов, а не моделей, то каждому типу машины необходимо давать звучное, запоминающееся имя. В «стратегии собратьев» аллитерация всегда выступает на стороне противника.
5. Запускайте брэнд-собрат лишь тогда, когда вы можете создать новую категорию. Задача брэнда — не занять пустующую нишу или соревноваться с конкурентом. Этот важный принцип часто упускают из виду даже самые солидные и многоопытные производители. Компания «Кока-Кола» предложила рынку напиток «Мистер Пибб» не в качестве новой категории, а для замедления роста популярности конкурента «Доктор Пеппер». Ее же «Фрутопия» явилась всего лишь ответом на «Снэппл» (от англ. snap + apple — кусать + яблоко). Оба брэнда канули в неизвестность.
6. Осуществляйте жесткий контроль за процессом создания собратьев, в противном случае самый мощный и неповторимый брэнд начнет медленно терять свою специфику. Ему грозит опасность превратиться в жертву корпоративных интересов, носители которых всегда стремятся копировать наиболее привлекательные качества конкурентов. В таком случае вас ждет участь «Дженерал моторc», давшей жизнь семейству неразличимых меж собой брэндов.
«Стратегия собратьев», подчеркнем, подходит далеко не каждой корпорации, но примененная в соответствующий момент, она дает возможность долгое время занимать лидирующее положение в категории.