Вопрос 3. Маркетинг инновации
Особенности анализа спроса на инновации
Новую продукцию модно сгруппировать в 3 группы:
1. Которая ранее не существовала
2. Которая производилась ранее, но существенно изменена по материалу и конструкционному решению
3. Получившая только новое оформление
Инновационная продукция весь разнообразная по формам. Она может иметь или не иметь натуральной вещественной формы (ноу-хау, патенты, лицензии). Может различаться по назначению и видам продукции.
Закон спроса
Спрос отражает объём продукции, которую потребитель хочет и в состоянии приобрести по некоторой цене в течение определённого времени на конкретном рынке.
Основные направления анализа спроса:
1. Объём спроса
2. Наличие потенциальных покупателей
3. Потребность в товаре
4. Возможность приобретения товара
5. Цена предлагаемой продукции
6. Время реализации продукции на рынке
7. Рынки сбыта продукции
Спрос выражает число альтернативных возможностей приобретения продукции при разных ценах, при равных прочих условиях.
=== график зависимости цены от количества товара ===
P – Цена товара
Q – Количество товара
Важнейшее … спроса заключается в обратной и отрицательной зависимости между ценой продукции и спросом на неё при неизменности всех прочих фактов. Эта зависимость называется законом спроса. В основе закона спроса лежит, во-первых психология покупателя, которая заключается, что большие объёмы конкретного товара покупаются по более низкой цене, чем по высокой. Во-вторых, потребление подчиняется принципу убывающей предельной полезности, в соответствии с которой последующие единицы конкретного товара приносят всё меньше и меньше удовлетворения. В-третьих, действия спроса связаны с эффектом дохода, выражающемся в возможности для покупателя при постоянном доходе и прочих равных условиях приобрести больше данного товара. И напротив, более высокая цена приводит к снижению покупательского спроса.
С эффектом дохода связан эффект замещения. Он заключается в том, что высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретения покупкой более дешёвых аналогичных по назначению товаров.
Факторы спроса на … продукцию
Для управления спросом предприятия производителям новой продукции необходимо знать факторы, воздействующие на величину и характер спроса. Факторы, влияющие на нововведения, можно разделить на внутренние (относящиеся к деятельности объекта анализа) и внешние (связанные с особенностями функционирования внешней среды). Наиболее важные внутренние факторы, которые в совокупности характеризуют производственно-торговую стратегию производителя:
1. Если предприятие производит новую технику, то для её распространения на рынке огромное значение имеет конструктивные особенности предлагаемого образца. Если он не отвечает отраслевым стандартам – усложняется его послепродажное обслуживание и исключается возможность использования в качестве комплектующего. Как следствие отсутствие или низкий уровень спроса.
2. Качество новой продукции.
3. Гарантийное и сервисное обслуживание новой продукции.
4. Между величиной расходов на научные исследования и разработки, появлением новой продукции, ускорением внедрения её в производство и возникновением спроса на неё существует прямая связь. Чем выше расходы на научное исследование и разработку фирмы – тем быстрее распространяется новая продукция.
5. Высокий технический уровень предприятия-изготовителя обеспечивает быстрый переход качественно новой ступени производства, позволяющий ускорять предложения рынку, принципиально новой продукцией, как технического назначения, так и личного потребления, стимулируя возникновение спроса на неё.
6. Скорость освоения. Скорость освоения в условиях рыночной конкуренции стимулирует производство и предложение новой продукции. Стратегия опережения направлена на удовлетворение неудовлетворённого рыночного спроса, позволяющего завоевать новый сегмент рынка, увеличить объём производства и снизить затраты на новую продукцию.
7. Транс-национальный уровень отрасли либо фирмы. Чем он выше, тем шире внешняя интеграция отрасли на большее количество заграничных рынков выходит новая продукция, ускоряется её распространение, увеличивается спрос на неё.
8. Цена. Скидки в цене и иные ценовые льготы способствуют продвижению нового товара на рынок, кроме того цена может использоваться в качестве барьера для проникновения на рынок новых фирм.
9. Выбор наиболее авторитетного покупателя, создающего авторитетное мнение о данной продукции. Стратегия светила.
10. Выбор рыночного сегмента. Способствует формированию спроса на новую продукцию, учёту производителем её конструктивной специфики, оформления и уровня цен.
11. Коммуникационные факторы.
12. Рекламный фактор.
13. Уровень профессиональной подготовки персонала предприятия-производителя. Чем выше образовательный и профессиональный уровень инженерных и рабочих кадров, тем выше качество разработки готовой продукции, а чем выше уровень служащих, тем больше гарантий в изготовлении продукции, в соответствии с опытным образцом и сбытом запланированного объёма.