Перспективы менеджмента: возможное и вероятное
Управленческие информационные системы (УИС) — это компьютерные системы, которые обеспечивают информацией и поддерживают процесс эффективного принятия управленческих решений. УИС поддерживаются операционными информационными системами организации и внутренними и внешними базами данных.
Основные элементы информационных систем менеджмента. Корпоративные и внешние базы данных.
Операционные информационные системы. Управленческие информационные системы.
Системы отчетности. Системы поддержки решений.
Информационные системы для руководителей. Системы группового пользования.
УИС обычно поддерживают процесс принятия решений менеджерами среднего и высшего звена. Однако по мере расширения доступности технологий все больше и больше сотрудников могут подключаться к сетям УИС, и принятие решений делегируется нижним уровням организационной иерархии. Таким образом, управленческие информационные системы могут использоваться на всех иерархических уровнях организации.
Новые компетенции менеджмента. Как показывают результаты исследования, посвященного оценке менеджерами влияния Интернета на их работу, большинство опрошенных считают, что в виртуальном пространстве особенно значимыми являются навыки эффективного общения, удержания талантливых сотрудников и мотивирования подчиненных. Хотя эти навыки всегда были важны для менеджмента, сегодня, в условиях рассредоточения сотрудников и работы в виртуальном пространстве, они приобретают особое значение.
В наши дни лучшие менеджеры отказываются от методов командования и жесткого контроля, чтобы преодолеть неопределенность и создать организации, способные действовать быстро, проявлять гибкость, адаптивность и ориентацию на взаимоотношения. Руководство распределяется по всей организации, и менеджеры наделяют полномочиями других, чтобы они получали доходы от своих идей и талантов. Модель контроля подчиненных со стороны менеджеров более не применима в рабочей среде, где интеллект сотрудников имеет больший вес, чем физические активы. Менеджерам, в чьем ведении находятся рассредоточенные в разных местах сотрудники, необходимо использовать новый подход к лидерству, в рамках которого больше внимания уделяется не приказам и контролю за их выполнением, а менторству, определению направления деятельности и оказанию поддержки.
Получение прибыли зачастую оказывается не самым главным, и менеджеры должны признать, сколь важную роль играет сегодня установление связей с подчиненными и потребителями. Благодаря использованию Интернета, потребители получают дополнительную информацию и власть. Именно поэтому компании должны быть гибкими и адаптивными, чтобы уметь быстро отвечать на изменения требований потребителей и условий конкурентной борьбы. В некоторых коммерческих организациях, работающих в сетях, менеджеры вообще игнорируют фактор прибыльности, отдавая преимущество установлению взаимоотношений с потребителями.
Навыки создания команды очень важны для современного менеджера. Команды сотрудников, непосредственно работающих с потребителями, рассматриваются как фундамент организации. Вместо руководства отделами сотрудников, многие менеджеры действуют как лидеры команд, работающих над постоянно изменяющимися временными проектами. Одни команды являются постоянными, обслуживая крупных клиентов или сосредоточив свою деятельность на специфичных рынках. Другие создаются для реализации краткосрочных проектов или для решения текущих проблем.
Успех в условиях новой рабочей среды зависит от сплоченности и качества взаимоотношений. Партнерские взаимоотношения внутри и вне организации с потребителями, поставщиками и даже с конкурентами рассматриваются как залог процветания компании. Новые методы работы предполагают, что сотрудничество не только устанавливается с партнерами, но и пронизывает все функции и иерархические уровни организации. Модели электронного бизнеса, позволяющие наладить компьютерную связь с потребителями, поставщиками, партнерами и другими заинтересованными лицами, заставляют менеджеров ценить и управлять деловыми взаимоотношениями, которые не ограничиваются лишь традиционными организационными рамками.
В условиях новой рабочей среды перед менеджментом стоит важная задача, которая заключается в создании обучающейся организации. Для этого необходимо обеспечить такой климат, в котором ценится умение экспериментировать, брать на себя риски, использовать новейшие технологии, спокойно относиться к ошибкам и неудачам, мыслить нетрадиционно и делиться знаниями. В обучающейся организации каждый сотрудник принимает участие в определении и решении проблем, что позволяет компании постоянно экспериментировать, совершенствоваться и расширять свои возможности. Роль менеджера заключается не в том, чтобы принимать решения, а в том, чтобы создавать возможности для обучения, когда каждый сотрудник свободно может экспериментировать и учиться, чтобы работать лучше.
Сорок лет назад Питер Друкер ввел в употребление термин работа по накоплению знаний. Но только в наши дни менеджеры сумели в полной мере понять, что знаниями, которые являются важнейшим организационным ресурсом, можно управлять так же, как потоками денег или сырья. Менеджмент знаний — это усилия менеджеров по систематическому поиску, формированию и обеспечению доступности интеллектуального капитала компании и поощрению в ней культуры постоянного обучения и обмена знаниями, так как деятельность компании основывается на том, о чем имеются знания. Комплексная система менеджмента знаний включает не только технологию получения и хранения знаний для легкого доступа к ним, но и новые ценности менеджмента, поддерживающие принятие рисков, обучение и сотрудничество. В наши дни наиболее успешные менеджеры не рассматривают сотрудников исключительно как фактор производства; они не столько стараются эффективно использовать человеческие и материальные ресурсы, сколько стремятся лелеять способности сотрудников мыслить, создавать, обмениваться знаниями и налаживать взаимоотношения.