Подходы к ценообразованию
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕН
Система цен
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды ценподразделяются следующим образом:
По характеру обслуживаемого оборота
оптовые цены покупки и продажи, в т.ч. биржевые
розничные цены
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке
свободные цены (цена спроса, цена предложения)
регулируемые цены (предельные, фиксированные цены)
По способу фиксации
твердые
подвижные- цена, зафиксированная на дату подписания контракта, может быть пересмотрена в дальнейшем, если рыночная цена изменится
скользящие - цена может быть пересмотрена с учетом изменения в издержках производства
По способу получения информации об уровне цены
публикуемые - справочные и прейскурантные
расчетные
В зависимости от вида рынка
цены товарных аукционов
биржевые котировки
цены торгов
С учетом фактора времени
постоянная цена
сезонная
ступенчатая
Трансфертные цены - внутрифирменные цены
Мировые цены
По условиям поставки и продажи
ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ЦЕНОЙ И ЗАТРАТАМИ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ
В процессе принятия ценового решения нужно учитывать как внутренние ограничения, накладываемые издержками и рентабельностью, так и внешние ограничения, определяемые покупательной способностью рынка.
ПОДХОДЫ К ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ
Цена - монетарное выражение ценности
Фирма стремится обеспечить максимальную разницу между ценностью товара для покупателя, которую он готов оплатить, и затратами, которые необходимы фирме, чтобы изготовить товар с такими свойствами. Задача ценообразования состоит в том, чтобы как можно большая часть этой разницы превратилась в прибыль фирмы и как можно меньшая - в выигрыш покупателя.
Маркетолог должен убедить покупателей в том, что им стоит заплатить за данный товар более высокую цену, поскольку он им куда полезнее, чем они <сами поначалу думали>.
Восприятие цены покупателем и производителем
ВОСПРИЯТИЕ ЦЕНЫ ПОКУПАТЕЛЕМ
ВОСПРИЯТИЕ ЦЕНЫ ПОСТАВЩИКОМ
В основе восприятия цены производителем лежат издержки. Устанавливая цену на конкретный продукт, производитель рассчитывает компенсировать издержки и получить прибыль.
Структура цены продаж
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ К УРОВНЯМ ЦЕН
Различные группы покупателей характеризуются различной степенью чувствительности к цене. Поэтому в процессе ценообразования для предсказания реакции покупателей на ценовые решения и управления данной реакцией необходимо проанализировать основные факторы, влияющие на чувствительность покупателей к уровню цены.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОКУПАТЕЛЕЙ К УРОВНЯМ ЦЕН ТПТН - ТОВАРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Чувствительность к уровню цен ТПТН имеет ряд особенностей связанных с характером продаваемых товаров, с кругом участников рынка, с кругом факторов, влияющих на продажи (особенности товара, особенности фирмы, особенности дилера)