Место маркетинга в учебном процессе

ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ

Н.А. Потапова

ПЛАНЫ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАРКЕТИНГУ

Учебно-методическое пособие

Для студентов очного обучения

Специальностей 080105,080502

Череповец, 2011

Потапова Н.А. Планы практических занятий по маркетингу: учебно-методическое пособие. – Череповец: Филиал ГОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Череповце, 2011.

Пособие предназначено для подготовки студентов очной формы обучения к практическим занятиям по дисциплине «Маркетинг».

Рецензенты: С.В. Бойко к.филос.н., профессор филиала ГОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Череповце; А.Г. Корнилова, ст. преподаватель кафедры менеджмента ИЭИ ГОУ ВПО ЧГУ.

Обсуждено и одобрено на заседании кафедры экономики и управления на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

Протокол № __ от_____________ 2011 года.

Утверждено решением редакционно-издательского совета филиала СПбГИЭУ в г. Череповце.

Протокол № __ от___________ 2011 года.

Содержание

1. Роль и значение маркетинга в подготовке экономиста 4

2. Литература для подготовки к практическим занятиям 10

3. График изучения дисциплины 11

4. Содержание разделов дисциплины 12

5. Планы практических занятий 16

6. Глоссарий по маркетингу 29

Роль и значение маркетинга в подготовке экономиста

Место маркетинга в учебном процессе

В условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг как система управления деятельностью предприятия, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированной на установленный платежеспособный спрос, начал активно проявляться в нашей стране в конце 60 – начале 70-х гг. XX в. На современном этапе маркетинг является важной составляющей практической деятельности российских предприятий. Практика показала, что успех в бизнесе главным образом зависит от качества маркетинга и связан с грамотным применением маркетинговых принципов и методов. Российская действительность породила новое понимание маркетинга как необходимого условия выживания предприятий в кризисных ситуациях. Речь идет об умении правильно использовать ресурсный потенциал в соответствии с меняющимися рыночными требованиями. Маркетинг связан со всеми функциями предприятия и играет координирующую и интегрирующую роль. В связи с этим возросла необходимость изучения маркетинга специалистами и руководителями всех уровней управления, и российские вузы включили маркетинг в число изучаемых дисциплин.

При подготовке экономистов особое значение приобретает изучение маркетинговой деятельности, дающее им ориентиры для применения теории маркетинга к реалиям российского рынка с учетом специфики экономической культуры России и направленное на формирование у будущих специалистов нового экономического мышления, комплекса знаний и умений ведения деловых операций при решении проблем потребителя. В процессе преподавания данной дисциплины необходимо обеспечить максимально тесную связь проводимых занятий с особенностями профессиональной подготовки студентов.

Программа курса построена таким образом, что он является одним из основных в цикле экономико-управленческих учебных дисциплин, с помощью которых у студентов формируются навыки эффективного решения проблем управления рынком. Учебная программа по курсу «Маркетинг» структурно состоит из четырех разделов:

1. История и методологические основы маркетинга.

2. Маркетинговые исследования.

3. Оперативный маркетинг.

4. Маркетинговая программа и управление маркетинговой деятельностью.

В первом разделе «История и методологические основы маркетинга»раскрываются сущность и основные особенности развития маркетинга, содержание подходов к организации маркетинговой деятельности на предприятии. При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:

- осмыслению основных интерпретаций сущности маркетинга в западной и отечественной науке;

- представлению об эволюции взглядов на маркетинг;

- рассмотрению различных социально-экономических аспектов понятия «маркетинг», особо акцентируя внимание на маркетинге как интегрирующей функции предприятия и маркетинге как философии современного бизнеса;

- уяснению содержания основных категорий и концепций маркетинга;

- усвоению целей и принципов осуществления маркетинговой деятельности;

- пониманию содержания функций маркетинга;

- освоению различных маркетинговых стратегий, которые выделяют в зависимости от состояния и уровня спроса на рынке.

Второй раздел «Маркетинговые исследования» посвящен рассмотрению вопросов информационного обеспечения маркетинга, методики проведения маркетинговых исследований, анализа маркетинговой среды и условий рынка, осуществления мероприятий целевого маркетинга. При изучении этого раздела необходимо акцентировать внимание:

- на усвоение основных целей, принципов и этапов маркетингового исследования, определение его объ­ектов и субъектов;

- на рассмотрение классификации маркетинговой информации и освоение сути основных методов проведения маркетинговых исследований;

- на раскрытие содержания маркетинговой среды предприятия,факторов макросреды и микросреды;

- на освоение методов анализа производственно-сбытовых возможностей предприятия;

- на формирование умений и навыков анализа конъюнктуры рынка, изучения состояния и уровня спроса, его эластичности, анализа ры­ночной доли, уровня конкурен­ции и конкурентов, определения емкости рынка;

- на освоение основных ориентиров в исследовании потребительского и покупательского поведения, содержания экономического, социологического, психологического подходов к формированию модели покупательского поведения;

- на рассмотрение прин­ципов, целей, задач рыночной сегментации, механизма ее осуществления, на раскрытие основных ее критериев;

- на выяснение сущности позиционирования товара, способов его осуществления, содержания основных стратегий охвата рынка.

В третьем разделе «Оперативный маркетинг» рассматривается содержание комплекса маркетинга, основных его инструментов воздействия на рынок, сущность товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики. При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:

- освоению целей и видов маркетинговой деятельности с учетом жизненного цикла товара;

- раскрытию методологии оценки и анализа конкурентоспособности товара, задач оптимизации номенклатуры производимой продукции по степени дифференциации, структуре жизненного цикла, числу модификаций базовых моделей;

- изучению факторов, обусловливающих ценообразование, сути ценовой стратегии фирмы и ее типов, основных на­правлений ценовой политики;

- освоению основных методов ценообразования и методики определения первона­чального уровня цены;

- рассмотрению основных этапов планирования и осуществления сбытовой политики, традиционных и горизонтальных систем сбыта, содержания стратегий сбыта;

- исследованию основных направлений коммуникационной политики и форм стимулирова­ния сбыта;

- выработке навыков и умений планирования рекламной кампании, расчета бюджета и оценки ее эффективности.

Четвертый раздел «Маркетинговая программа и управление маркетинговой деятельностью»отражает вопросы внутрифирменного планирования, содержания маркетинговой программы, организации маркетинговой деятельности и контроля. При изучении этого раздела основное внимание необходимо обратить:

- на освоение методологии разработки маркетинговых программ, структуры стандартной формы маркетинговой программы по продукту и содержания программы маркетинга по производственному отде­лению;

- на выработку навыков применения системы показателей, используемых при разработке про­граммы маркетинга по продукту и программы по производственному отделению;

- на понимание содержания типовых организаци­онных структур маркетингового управления;

- на изучение задач маркетингового контроля и основных его видов;

- на усвоение методики разработки реви­зии маркетинговой деятельности.

Наши рекомендации