Место маркетинга в учебном процессе
ФИЛИАЛ ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. ЧЕРЕПОВЦЕ
Н.А. Потапова
ПЛАНЫ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО МАРКЕТИНГУ
Учебно-методическое пособие
Для студентов очного обучения
Специальностей 080105,080502
Череповец, 2011
Потапова Н.А. Планы практических занятий по маркетингу: учебно-методическое пособие. – Череповец: Филиал ГОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Череповце, 2011.
Пособие предназначено для подготовки студентов очной формы обучения к практическим занятиям по дисциплине «Маркетинг».
Рецензенты: С.В. Бойко к.филос.н., профессор филиала ГОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Череповце; А.Г. Корнилова, ст. преподаватель кафедры менеджмента ИЭИ ГОУ ВПО ЧГУ.
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры экономики и управления на предприятии туризма и гостиничного хозяйства
Протокол № __ от_____________ 2011 года.
Утверждено решением редакционно-издательского совета филиала СПбГИЭУ в г. Череповце.
Протокол № __ от___________ 2011 года.
Содержание
1. Роль и значение маркетинга в подготовке экономиста 4
2. Литература для подготовки к практическим занятиям 10
3. График изучения дисциплины 11
4. Содержание разделов дисциплины 12
5. Планы практических занятий 16
6. Глоссарий по маркетингу 29
Роль и значение маркетинга в подготовке экономиста
Место маркетинга в учебном процессе
В условиях рыночной экономики особое место занимает маркетинг как система управления деятельностью предприятия, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Интерес к маркетингу как рыночной концепции управления производством и реализацией товаров и услуг, ориентированной на установленный платежеспособный спрос, начал активно проявляться в нашей стране в конце 60 – начале 70-х гг. XX в. На современном этапе маркетинг является важной составляющей практической деятельности российских предприятий. Практика показала, что успех в бизнесе главным образом зависит от качества маркетинга и связан с грамотным применением маркетинговых принципов и методов. Российская действительность породила новое понимание маркетинга как необходимого условия выживания предприятий в кризисных ситуациях. Речь идет об умении правильно использовать ресурсный потенциал в соответствии с меняющимися рыночными требованиями. Маркетинг связан со всеми функциями предприятия и играет координирующую и интегрирующую роль. В связи с этим возросла необходимость изучения маркетинга специалистами и руководителями всех уровней управления, и российские вузы включили маркетинг в число изучаемых дисциплин.
При подготовке экономистов особое значение приобретает изучение маркетинговой деятельности, дающее им ориентиры для применения теории маркетинга к реалиям российского рынка с учетом специфики экономической культуры России и направленное на формирование у будущих специалистов нового экономического мышления, комплекса знаний и умений ведения деловых операций при решении проблем потребителя. В процессе преподавания данной дисциплины необходимо обеспечить максимально тесную связь проводимых занятий с особенностями профессиональной подготовки студентов.
Программа курса построена таким образом, что он является одним из основных в цикле экономико-управленческих учебных дисциплин, с помощью которых у студентов формируются навыки эффективного решения проблем управления рынком. Учебная программа по курсу «Маркетинг» структурно состоит из четырех разделов:
1. История и методологические основы маркетинга.
2. Маркетинговые исследования.
3. Оперативный маркетинг.
4. Маркетинговая программа и управление маркетинговой деятельностью.
В первом разделе «История и методологические основы маркетинга»раскрываются сущность и основные особенности развития маркетинга, содержание подходов к организации маркетинговой деятельности на предприятии. При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:
- осмыслению основных интерпретаций сущности маркетинга в западной и отечественной науке;
- представлению об эволюции взглядов на маркетинг;
- рассмотрению различных социально-экономических аспектов понятия «маркетинг», особо акцентируя внимание на маркетинге как интегрирующей функции предприятия и маркетинге как философии современного бизнеса;
- уяснению содержания основных категорий и концепций маркетинга;
- усвоению целей и принципов осуществления маркетинговой деятельности;
- пониманию содержания функций маркетинга;
- освоению различных маркетинговых стратегий, которые выделяют в зависимости от состояния и уровня спроса на рынке.
Второй раздел «Маркетинговые исследования» посвящен рассмотрению вопросов информационного обеспечения маркетинга, методики проведения маркетинговых исследований, анализа маркетинговой среды и условий рынка, осуществления мероприятий целевого маркетинга. При изучении этого раздела необходимо акцентировать внимание:
- на усвоение основных целей, принципов и этапов маркетингового исследования, определение его объектов и субъектов;
- на рассмотрение классификации маркетинговой информации и освоение сути основных методов проведения маркетинговых исследований;
- на раскрытие содержания маркетинговой среды предприятия,факторов макросреды и микросреды;
- на освоение методов анализа производственно-сбытовых возможностей предприятия;
- на формирование умений и навыков анализа конъюнктуры рынка, изучения состояния и уровня спроса, его эластичности, анализа рыночной доли, уровня конкуренции и конкурентов, определения емкости рынка;
- на освоение основных ориентиров в исследовании потребительского и покупательского поведения, содержания экономического, социологического, психологического подходов к формированию модели покупательского поведения;
- на рассмотрение принципов, целей, задач рыночной сегментации, механизма ее осуществления, на раскрытие основных ее критериев;
- на выяснение сущности позиционирования товара, способов его осуществления, содержания основных стратегий охвата рынка.
В третьем разделе «Оперативный маркетинг» рассматривается содержание комплекса маркетинга, основных его инструментов воздействия на рынок, сущность товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики. При изучении этого раздела главное внимание необходимо уделить:
- освоению целей и видов маркетинговой деятельности с учетом жизненного цикла товара;
- раскрытию методологии оценки и анализа конкурентоспособности товара, задач оптимизации номенклатуры производимой продукции по степени дифференциации, структуре жизненного цикла, числу модификаций базовых моделей;
- изучению факторов, обусловливающих ценообразование, сути ценовой стратегии фирмы и ее типов, основных направлений ценовой политики;
- освоению основных методов ценообразования и методики определения первоначального уровня цены;
- рассмотрению основных этапов планирования и осуществления сбытовой политики, традиционных и горизонтальных систем сбыта, содержания стратегий сбыта;
- исследованию основных направлений коммуникационной политики и форм стимулирования сбыта;
- выработке навыков и умений планирования рекламной кампании, расчета бюджета и оценки ее эффективности.
Четвертый раздел «Маркетинговая программа и управление маркетинговой деятельностью»отражает вопросы внутрифирменного планирования, содержания маркетинговой программы, организации маркетинговой деятельности и контроля. При изучении этого раздела основное внимание необходимо обратить:
- на освоение методологии разработки маркетинговых программ, структуры стандартной формы маркетинговой программы по продукту и содержания программы маркетинга по производственному отделению;
- на выработку навыков применения системы показателей, используемых при разработке программы маркетинга по продукту и программы по производственному отделению;
- на понимание содержания типовых организационных структур маркетингового управления;
- на изучение задач маркетингового контроля и основных его видов;
- на усвоение методики разработки ревизии маркетинговой деятельности.