Титульный лист содержит следующее: -
• полное наименование и адрес предприятия.;
• время и место составления бизнес-плана.
2. Меморандум конфиденциальности составляется с целью предупреждения лиц, допускаемых к ознакомлению с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации.
3. Оглавление призвано дать четкое представление обо всем содержании бизнес-плана.
4. Резюме подготавливается в последнюю очередь, после того как весь бизнес-план в целом составлен. Резюме представляет собой краткое изложение проекта.
• полное название, адрес и телефон предприятия;
• описание предприятия (фирмы) и его (ее) специфики;
• краткие сведения об управленческом персонале и его доле капитале предприятия (фирмы);
• цель составления бизнес-плана;
• цели предприятия (фирмы);
• краткая характеристика конъюнктуры рынка;
• суть предлагаемого проекта (деятельность предприятия для осуществления цели);
• результаты реализации проекта;
• факторы риска проекта;
• совокупная стоимость проекта, объем средств, которые инициатор инвестирует в проект;
• потребность в финансировании, желательные формы и условия инвестирования гарантии по возврату заемных средств.
5. Описание предприятия (фирмы) включает:
• полное наименование предприятия, его организационно-правовая форма, юридический и почтовый адрес;
• местонахождение предприятия занимаемая площадь, дата образования (регистрации), сведения о развитии бизнеса;
• уставный капитал предприятия;
• учредители и распределение капитала между ними;
• организационная структура предприятия;
• персонал предприятия и его структура;
• структура активов (основные и оборотные средства), характеристика материальных ресурсов предприятия;
• сведения о государственной регистрации, лицензиях, патентах.
6. Описание продукции (услуг), включает содержательное описание потребительских свойств предлагаемых товаров (услуг), а также результаты сравнительного анализа с аналогичными товарами или услугами, имеющимися на рынке. Важно представить материалы о качестве, а, следовательно, о конкурентном потенциале товара (услуги) и тенденциях его потребления на рынке. Рекомендуется следующая схема описания товара (услуги):
• наименование;
• область применения
• основные характеристики;
• соответствие стандартам и другим требованиям;
• стоимостная характеристика;
• возможности дальнейшего расширения предлагаемых услуг;
• основные конкурентные преимущества предлагаемой услуги перед аналогичными услугами
• информация о патентах, авторских правах, зарегистрированных торговых марках и т.п.
7. Маркетинговый план
охватывает все элементы маркетинга и состоит из анализа существующей ситуации и тенденций развития рынка по следующим показателям:
• структура рынка;
• емкость рынка (количество потенциальных потребителей услуг, объем продаж продукции (услуг) за отчетный период и др.);
• эластичность спроса на данные услуги, темпы роста потребления;
• уровень конкуренции, описание основных конкурентов;
• конкурентные преимущества предприятия (способность наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов, репутация, финансовые возможности и т.д.);
• ценовая стратегия в соответствии с типом рынка и целями предприятия;
• препятствия при освоении рынка (затраты, технология, консерватизм потребителей и т.п.);
• способы аффективного продвижения услуг (реклама, стимулирование сбыта, пропаганда, личные продажи и т.д.);
• законодательные и иные неценовые ограничения деятельности предприятия;
• основные тенденции и ожидаемые изменения на рынке.
На основе описанных выше показателей формируется план сбыта продукции (услуг) предприятия.
8. Инвестиционный план отражает этапы работ по подготовке предприятия к производству продукции (услуг).
Итоговые показатели раздела рекомендуется сводить в таблицу.
9. Производственный план формируется на основе плана сбыта продукции (услуг) и расчета производственных возможностей предприятия с учетом всех издержек и включает следующие данные:
• структура производства услуг;
• используемые технологии;
• трудоемкость выполнения производственных операций;
• квалификация персонала, тарифы по оплате труда;
• перечень необходимого оборудования, сырья, материалов и других изделий с указанием стоимости;
• характеристика основных поставщиков и контрагентов фирмы;
• коммунальные платежи и другие текущие затраты;
• механизм контроля качества предоставляемых услуг.
Итоговые показатели раздела рекомендуется сводить в таблицу.
10. Организационный план должен ознакомить с формой собственности, концепцией управления предприятием, распределением полномочий и ответственности, особенностями организационной структуры.
• Устав предприятия;
• учредительный договор;
• организационную структуру предприятия;
• перечень основных подразделений предприятия и их функции;
• сведения о внутреннем устройстве предприятия, взаимодействии различных его частей, направлении информационных потоков;
• распределение обязанностей в группе управления;
• подробные сведения о членах группы управления;
• способы мотивации персонала фирмы.
11. Финансовый план и показатели эффективности проекта.
При разработке финансового плана должны быть учтены следующие характеристики внешней среды:
• налоговая среда (виды налогов, ставки налогов и сроки их выплаты, тенденции изменения налоговой политики);
• изменение курса валют;
• дифференцированная инфляционная характеристика среды;
Для уже действующих предприятий в финансовый план необходимо включить следующие документы:
1. Отчет о прибылях и убытках.
2. Бухгалтерский баланс.
3. Отчет о движении денежных средств. Система показателей эффективности проекта включает две группы показателей:
• показатели финансового состояния предприятия (прибыльность проекта, рентабельность капитала, ликвидность и др.);
Важная составляющая финансового раздела бизнес-плана — определение источников капитала, необходимого для деятельности фирмы.
Сведения по источникам финансирования могут быть следующие:
• предполагаемая система финансирования и используемые в ее рамках инструменты (банковские кредиты, векселя, облигации, опционы, акции, доли уставного капитала и т.д.);
• величина процентов и основных выплат по долгу, условия выплат по финансовым соглашениям;
• гарантии, обеспечивающие безопасность финансовых соглашений;
• показатели, определяющие уровень риска проекта, соотнесенного с соответствующими средними показателями в данной сфере бизнеса;
• список текущих кредиторов фирмы, суммы и сроки выплат по кредитам;
• налоговые преимущества, которые могут быть получены при конкретном способе финансирования бизнеса.
При определении источников финансирования обязателен поиск необходимого капитала, использование различных способов его получения. Например, обращение в банк, выпуск ценных бумаг, субсидии государственных и муниципальных властей из фондов поддержки малого бизнеса или программы финансирования проектов имеющих большое социально-экономическое значение и т.п.