Этап 5. Разработка инструкций по Q-сортировке

Одним из важных этапов при проведении исследования является разработка инструкций респондентам том, какие действия и в каком порядке они должны совершить, или, другими словами, создание критериев сортировки и процедур сортировки. Критерий сортировки может быть очень простым — в виде просьбы разложить высказывания по степени согласия и:. несогласия — или может проходить по изощренному сценарию. Рассмотрим пример простого запроса:

• рассортируйте, пожалуйста, высказывания о данной рекламе по порядку, начиная с тех,

которые наиболее совпадают с Вашим мнением, и заканчивая теми, которые наименее

совпадают с Вашим мнением;

• отсортируйте высказывания по степени отражения ими свойств идеального продукта

так, чтобы на одном конце оказались высказывания, наиболее соответствующие

идеальному продукту, а на другом — наименее соответствующие идеальному продукту.

Один из примеров простых сценариев выглядит так:

Представьте себе, что Вам поручено создать новый продукт. На этих карточках собраны характеристики продукта. Продукт может состоять из любых комбинаций данных характеристик. Разложите, пожалуйста карточки в такой последовательности, чтобы на одном конце оказал наиболее важные, с Вашей точки зрения, свойства продукта, а на другом конце — наименее важные.

Критерии сортировки обычно являются частью более общих инструкций, объясняющих всю процедуру сортировки. В этих инструкциях описываются тема сортируемых высказываний, цель процедуры сортировки и специальные требования к самой процедуре сортировки. Например, эти инструкции для принудительной (фиксируемой) сортировки 90 карточек схеме «3—4—7—10—13—16—13—10—7—4—3» могут выглядеть следующим образом:

Перед Вами колода из 90 карт, каждая карта содержит высказывание которое в большей или в меньшей степени может отражать Вашу точку зрения. Я хочу попросить рассортировать эти высказывания по порядку — от наиболее отражающих Вашу точку зрения до наименее соответствующих ей.

Вы можете сортировать эти высказывания на специальном планшете. Обратите внимание, что на одном конце планшета указано «наименее соответствует Вашей точке зрения», а на другом — «наиболее соответствует Вашей точке зрения». Как видите, между этими крайними пунктами ми расположены 11 интервалов, но которые Вы можете размещать высказывания. Чем ближе интервал к левой или правой границе, тем более раз-

Глава 10.

Q-метод (Q- methodology)

мещенное на данном интервале высказывание соответствует данной оценке. Например, высказывание, помещенное Вами на крайнюю правую позицию, означает, что оно 8 наибольшей степени выражает Вашу точку зрения, а помещенное на крайнюю левую позицию означает, что в наименьшей степени соответствует Вашей точке зрения.

Обратите внимание на цифры, указанные над каждым из интервалов— эти цифры показывают, сколько карточек Вы можете разместить на данном интервале. Например, на крайних позициях Вы можете разместить только по три карточки.

(Инструкция интервьюеру: перемешайте высказывания, отдайте респонденту и предложите их внимательно прочитать.)

Пожалуйста, разложите высказывания на две группы таким образом,

чтобы в одной оказались карточки с высказываниями, в той или иной мере

отражающими Вашу точку зрения, а в другой — карточки с высказывания

ми, не отражающими Вашу точку зрения.

(Инструкция инт..: после того как респондент разложит карточки на две группы, попросите его отложить в сторону карточки, наименее отражающие его точку зрения.)

Внимательно перечитайте высказывания и выберите три карточки, с высказываниями, наиболее отражающими Вашу точку зрения. Поместите

эти карточки на крайний правый интервал шкалы.

(Инструкция инт.: после того как респондент закончит эту процедуру, попросите его взять другую группу карточек.)

Внимательно перечитайте высказывания и выберите три карточки. С высказываниями, наименее отражающими Вашу точку зрения. Поместите эти карточки на крайний левый интервал шкалы.

(Инструкция инт.: продолжайте процедуры отбора поочередно с оставшимися группами карточек, напоминая респонденту, сколько карточек он должен положить на соответствующий интервал шкалы. Когда одна группа карточек закончится, продолжите сортировку с оставшейся группой карточек. Не забудьте напомнить респонденту, что он может в любой момент переместить карточки из одной группы в другую. Когда респондент закончит сортировку всех карточек, проверьте, чтобы количество карточек в каждом интервале соответствовало схеме сортировки табл. 10.5.)

Этап 6. Опрос респондентов и запись результатов

После рекрутирования соответствующей выборки респондентов, а также по мере создания плана сортировки и успешного завершения опроса, производится запись результатов в соответствии со следующей схемой: каждой карточке соответствует своя переменная в базе данных, переменной присваивается значение того интервала, в который попала соответствую-

А. Кутлалиев

А. Попов

Этап 5. Разработка инструкций по Q-сортировке - student2.ru

щая карточка. Например, для трех карточек, помещенных на крайний левый. интервал шкалы, значения соответствующих переменных будут равняться«-5».

Этап 7. Анализ данных

Демонстрацию аналитических способностей Q -метода мы решили произвести на примере исследования, аналогичного вышеупомянутому опыту Стефенсона1. для пущей сопоставимости со Стефенсоном все условия бы. воспроизведены практически досконально: так же была взята выборка из 20 человек, так же была разработана анкета на самозаполнение и т.д. Существенным отличием нашего исследования от опыта Стефенсона было то, — в нем принимали участие не юноши, а девушки. Это во многом объясняет которые расхождения полученных результатов с теми, что получил Стефенсона. Анкета, предложенная им, состояла из З частей:

Часть 1. Размеры различных частей тела (аналогично тону методу который использовал Стефенсон в своей работе).

Этап 5. Разработка инструкций по Q-сортировке - student2.ru

Глава 10.

Наши рекомендации