Нужда – ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом

ЗМІСТ

  ВCТУП  
  Сутність маркетингу та розвиток його концепцій  
  Маркетинг як відкрита мобільна система  
  Формування маркетингової інформаційної системи на основі проведення маркетингових досліджень  
  Вивчення потреб і поведінки споживачів та вибір цільових сегментів  
  Товар у комплексі маркетингу  
  Ціна у комплексі маркетингу  
  Розповсюдження у комплексі маркетингу  
  Комунікації у комплексі маркетингу  
  Управління маркетинговою діяльністю  
  СПИСОК РЕКОМЕНДОВАНИХ ДЖЕРЕЛ  

Тема 1. СУЩНОСТЬ МАРКЕТИНГА И РАЗВИТИЕ ЕГО КОНЦЕПЦИЙ

Исторические предпосылки возникновения и развития маркетинга. Понятие маркетинга. Исторические предпосылки возникновения маркетинга. Основные современные и классические определения маркетинга. Этапы развития маркетинга.

Теоретические основы маркетинга: сущность и концепции развития. Концепции маркетинга: товарная, сбытовая, рыночная, концепция социально-этического (социально-ответственного маркетинга), маркетинг отношений. Консюмеризм - движение потребителей относительно защиты своих прав. Международная организация союзов потребителей (МОСС). Организация защиты прав потребителей в стране. Закон Украины «О защите прав потребителей». Распределительный, функциональный и управленческий аспекты маркетинга.

Маркетинг как система управления, ориентированная на рынок. Маркетинг как деятельность на рынке. Маркетинг-микс. Маркетинг как наука. Значение маркетинга. Принципы и функции маркетинга.

Принципы маркетинга: коммерческой результативности, научного подхода к его организации, комплексного подхода к применению элементов, своевременности адекватной реакции на потребности рынка, социально-этической ориентации, активного влияния на рынок. Современные подходы относительно количества и содержания принципов маркетинга.

Общие функции маркетинга: маркетинговые исследования, разработка и планирование ассортимента и качества товаров, формирование ценовой стратегии и тактики, развитие системы распространения, разработка рекламы и других маркетинговых коммуникаций. Эволюция функций маркетинга.

Маркетинговая программа: механизм создания ценностей и связей с потребителями. Актуальность и практическая необходимость изучения и использования маркетинга для подготовки современных менеджеров в условиях рыночной экономики в Украине.

Маркетинг как механизм реализации возможностей предприятия в нестабильных рыночных языках. Маркетинг как философия бизнеса и управления. Маркетинг как стратегия и тактика мышления и действий субъектов рыночных отношений. Маркетинг как динамическая сфера экономической деятельности. Маркетинг - вид профессиональной деятельности. Маркетинг как научно-прикладная дисциплина.

Необходимо помнить, что бизнес ради бизнеса обречен на неудачу. Но если в основе вашего бизнеса заложен принцип удовлетворения потребностей клиентов, то он станет не только эффективным, но и прибыльным.

Можно выделить ряд современных определений маркетинга:

Маркетинг - это изучение рынков и воздействие на них с целью облегчения задач, стоящих перед экономическими субъектами.

Маркетинг - это комплексная система мероприятий по управлению производственно- сбытовой деятельностью, основанная на изучении рынка, т.е. это современная рыночная концепция управления производством и сбытом.

Маркетинг - это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний индивидов и организаций посредством создания свободного конкурентного обмена товаров и услуг, формирующих ценность для покупателя.

Маркетинг - это важнейшая функция фирмы, состоящая в организации и управлении всем комплексом деловой деятельности, связанная с выявлением покупательной способности потребителя и превращением ее в реальный спрос на определенный товар или услугу.

Чаще всего под маркетингом вообще понимается образ мышления при осуществлении предпринимательской деятельности, направленный на то, чтобы все сферы деятельности предприятия (снабжение, финансирование, производство, сбыт) были сознательно ориентированы на рынок, а значит, прежде всего, на потребителя, запросы и вкусы которого формируют коммерческую стратегию фирмы.

Маркетинг – это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании

Маркетинг как концепция управления прошел несколько этапов развития:

производственная концепция;

товарная концепция;

концепция интенсификации коммерческих усилий;

концепция комплексного маркетинга;

концепция социально-этичного маркетинга.

Процесс развития и применения маркетинга в экономической системе любой страны проходит несколько этапов, причем в каждой из них периодизация носит специфический характер и связана с изменением определенных экономических институтов.

Так Японское общество маркетинга процесс развития и применения маркетинга разделяет на следующие 5 стадий:

- предмаркетинговая стадия (1946 - 1953) - период обеспечения населения основными производственными товарами. В этот период осуществляется импорт технологии, включая способы маркетинга из промышленно развитых стран, главным образом из США. Были проведены первоначально упрощенные исследования рынка по американским методикам и основано Японское общество коммерческих наук.

- стадия изучения и освоения маркетинга (1954 - 1963), отличительной чертой которой явилось усиление интереса со стороны менеджеров и ученых к маркетингу как науке и возможностям его практического использования. Экономический климат этого периода характеризуется быстрым ростом объемов производства, либерализацией торговли, переориентацией потребителей от экономии и накопления на потребление. Переориентация поддерживалась и побуждалась непрерывно расширяющейся рекламой. В этот период было опубликовано несколько переводных книг по основам маркетинга, управлению маркетингом, исследованиям рынка, стимулированию продажи. В 1963 г. курс маркетинга введен в учебные программы некоторых вузов.

- стадия распространения (1964 - 1969). К наиболее значительным особенностям этой стадии следует отнести увеличение покупательской способности населения, значительное увеличение спроса на предметы роскоши, создание потребительского общества, что в целом стимулировало распространение маркетинга. Японские промышленники предприняли значительные усилия по диверсификации производства и приступили к экспортным операциям.

- расширение сферы действия и функций маркетинга (1970-1973). Концепция маркетинга стала учитывать обострение кризиса энергетических ресурсов, проблемы охраны окружающей среды, качество жизни. В связи обострением существующих и возникновением новых социальных проблем возникла концепция социально-этического маркетинга.

- последняя стадия, начавшаяся в 1974 г., определяется как глобальный маркетинг. Этой стадии свойственны насыщение рынков, быстрое развитие отраслей, использующих наиболее современную технологию. Маркетинг концентрируется на завоевании и поддержании конкурентоспособности на мировых рынках. В маркетинговой деятельности существенное значение приобретают вопросы стратегического планирования, направленного на учет требований зарубежных потребителей, при разработке структуры ассортимента продукции, завоевание и поддержание конкурентоспособности продукции, увеличение рыночной квоты, ликвидацию торговых барьеров.

Самое важное из понятий маркетинга – нужды человека.

Нужда – ощущаемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

Их можно разделить на физические (в пище, одежде, тепле и безопасности); социальные (в общении, привязанностях); индивидуальные (в знаниях и самовыражении).

Когда нужда не удовлетворена, человек делает одно из двух:

1) либо ищет средство, с помощью которого нужду можно удовлетворить;

2) либо старается снизить потребность в ее удовлетворении.

Наши рекомендации