Межрегиональное взаимодействие
Еврорегионы. Одна из интересных и продуктивных сетевых форм организации маркетинга территорий в общем русле современного маркетинга долгосрочных отношений и взаи-
модействий базируется на концепции еврорегиона, использующей и стимулирующей межстрановую кооперацию1. Основная цель еврорегионов — добиться признания главенствующей роли межнациональных инициатив, направленных на решение особых экономических, экологических и социальных проблем в регионах. Это проблемы европейской безопасности, политической стабильности и экономической сплоченности, избегания негативных последствий конкуренции между регионами
Впервые концепция еврорегиона была реализована в 70-х— 80-х гг. на голландско-немецкой границе в сфере трансграничного планирования и защиты окружающей среды. Комплексный процесс европейской интеграции и расширения ЕС способствовал привлечению внимания к приграничным регионам как к зонам межгосударственного взаимодействия. Форма организации — межрегиональные ассоциации, многие из которых имеют трансграничные местные "парламенты". Ассоциации представляют собой дополнительное звено региональной администрации и играют решающую роль в доставке европейской помощи для регионального развития в приграничные области.
Существует широкий спектр подходов к организации и управлению взаимодействием в приграничных регионах и к трансграничному регионализму. Специалисты выделяют функциональные аспекты (граница как "фильтр", "ворота", "зона интеграции" и т.п.), модели экономической рациональности, оценки стоимости трансакций, культурно-образовательные и другие аспекты. Трансграничный регионализм вызван и желанием развивать новые, более гибкие и эффективные формы коллективных действий, поддержания мирного сосуществования и экономического развития, урегулирования региональной конкуренции. Особенно приветствуется
См: Скотт Дж Стимулирование кооперации: могут ли еврорегионы стать мостами коммуникации? // СПб. Бизнес Омнибус. 2000. № 3, http://www.gallupspb.ru/joumal/j3r8sl.html
294-295
создание еврорегионов и трансграничных ассоциаций местных самоуправлений. Спрос на управление в этих областях постоянно увеличивается. Многие проекты достаточно щедро финансируются европейскими фондами.
Строго говоря, еврорегионы еще далеки от успеха в достижении своих амбициозных целей. Несмотря на щедрые проектные субсидии, реальное сотрудничество сложилось лишь в некоторых областях взаимодействия. Практика деятельности большинства еврорегионов показала, что хотя чиновники научились договариваться между собой, но основной предполагавшийся мотор сотрудничества - частный сектор - слабо представлен в трансграничной кооперации, и привлечь его к конкретным проектам достаточно сложно. Политика в приграничных регионах сохранила свой административный, иерархичный и бюрократический характер, и это вовсе не стимулирует гражданские инициативы. Особенно это справедливо для регионов, характеризующихся сильной социально-экономической асимметрией, например, региона на границе Германии и Польши. На примере опыта приграничных ассоциаций в странах Бенилюкса и в регионах на голландско-немецкой, а также на немецко-польской границе специалисты делают следующие выводы:
1. Сотрудничество между общественными агентствами,
университетами и другими общественными и государствен
ными организациями и учреждениями наиболее успешно
в конкретных проектах с сосредоточением внимания к та
ким сферам, как защита окружающей среды, транспортная
инфраструктура, профессиональное образование, культурная
деятельность и сети общественных организаций.
2. Создание эффективных сетей частного сектора и инвести
ций, так же как и эффективная трансграничная координация
планов природопользования и городского развития, остается ил
люзией. Очень трудно оказалось изменить национально сфоку
сированное инвестиционное поведение и характер сотрудниче
ства между фирмами даже в таких культурно гомогенных приг-
раничных регионах, как северная Бельгия и южная Голландия; инициативы партнерства и учреждение центров бизнес-информации показали здесь явно недостаточную эффективность.
3. Местный патриотизм оказал сопротивление большин
ству попыток "межрегионализировать" местное природо
пользование и политику управления, поскольку они оказыва
ют влияние на жилищное строительство, индустриальное и
коммерческое развитие. Однако несколько голландско-не
мецких индустриальных парков все-таки строится.
4. Наиболее мотивированные, вовлеченные в развитие
трансграничной кооперации представители политической и
экономической жизни, "элита" осознают необходимость
вступать в диалог, имея дело с проблемами, выходящими за
пределы их компетенции. Для того чтобы сохранить устойчи
вые условия приграничного сотрудничества, они должны ла
вировать между давлением национального центра и местны
ми эмоциями. Эти выводы подтверждены исследованиями
последних лет в ряде приграничных регионов.
Исследования Института регионального развития и структурного планирования показывают, что деятельность евроре-гионов может стать эффективнее с помощью стратегического менеджмента. Это потребует развития предпринимательских стратегий, ориентированных на долгосрочное сотрудничество. Однако на муниципальном уровне ощущается упорное сопротивление со стороны традиционной иерархии, привычного разделения ответственности и старомодных представлений о служении обществу.
Межрегиональное информационное взаимодействие в России.Правительство Москвы выступило инициатором создания и организатором межрегиональных маркетинговых центров — ММЦ. Они призваны отбирать и анализировать информацию о возможностях отечественных производителей, оценивать объемы региональных рынков с учетом состояния платежеспособного спроса населения и предприятий, а также возможностей местной торговой сети.
296-297
Конечно, постановка такой задачи требует участия в этой работе государственных статистических структур, но данные, полученные от статистических органов, как правило, имеют обобщенный характер и не раскрывают текущей конъюнктуры региона. Чтобы иметь представление о текущих товарных возможностях и потребностях каждого региона, а также использовать эти данные для выработки предпринимателями и руководителями предприятий правильных коммерческих решений, в рамках системы ММЦ проводится ежеквартальный мониторинг, в результате которых маркетологи центров составляют региональные сводки, состоящие из двух перечней:
а) продукции, предлагаемой местными производителями и
оптовиками для реализации в других регионах, с указанием
основных характеристик, объемов и условий поставок;
б) продукции, в которой в данном регионе существует пот
ребность, подтвержденная платежеспособным спросом,
с указанием объемов потребности, возможных цен и потреб
ного качества товаров.
В связи с предложениями правительственных и предпринимательских кругов зарубежных государств о развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества с использованием системы ММЦ признано целесообразным создать межрегиональные маркетинговые центры в странах СНГ, Балтии и дальнего зарубежья1. Основными направлениями деятельности межрегиональных маркетинговых центров за рубежом определены:
• интеграция системы ММЦ в международные сети дело
вой информации;
• содействие взаимовыгодному товарообмену и промышлен
ной кооперации между малыми и средними предприятия
ми зарубежных стран, Москвы и других регионов Российс
кой Федерации;
1 17 ноября 1998 г. Правительство Москвы выпустило соответствующее распоряжение №1284-РГ "О дальнейшем развитии Системы межрегиональных маркетинговых центров".
• привлечение зарубежных инвестиций, современного оборудования и технологий с целью создания совместных производств на основе местных ресурсов.
Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства и Московскому фонду поддержки малого предпринимательства поручено обеспечить комплекс организационных мероприятий по созданию межрегиональных маркетинговых центров за рубежом, а Департаменту внешних связей совместно с Московским фондом поддержки малого предпринимательства— обеспечить взаимодействие системы ММЦ с создаваемыми при поддержке правительства Москвы торговыми домами Москвы за рубежом.
К началу 1999 г. в России действовало уже 35 ММЦ. Осуществляется подготовка иповышение квалификации кадров сотрудников ММЦ, вырабатывается единая стратегия мониторинга региональных рынков, общие принципы и конкретные ориентиры ценовой политики.
Информационные ресурсы системы ММЦ, доступные в Интернете, складываются из данных, поступающих от межрегиональных маркетинговых центров, работающих в регионах РФ. Формируется база данных производителей товаров и услуг, включая номенклатуру и комплектующие, а также база данных коммерческих предложений субъектов предпринимательской деятельности.
В дальнейшем запланировано дополнить информационный ресурс системы виртуальным каталогом региональной продукции, базой данных по инвестиционным проектам, аналитическими материалами и другой информацией, отражающей социально-экономическую ситуацию в регионах РФ.
Первые зарубежные межрегиональные маркетинговые центры появятся в Киеве и Минске, в государствах Балтии, в городах Дюссельдорфе и Мадриде. Разумеется, это расширение маркетинговой системы будет успешным при взаимодействии с зарубежными торгово-промышленными палата-
298-299
ми. Западные фирмы настолько натерпелись в попытках работать с регионами находясь в Москве без какой-либо конкретной консалтинговой и административной поддержки в регионах, что поддерживают систему ММЦ, считая ее надежным условием успеха. Кроме того, для них очень важно, что за этой системой стоит правительство Москвы и ее мэр Ю.М.Лужков, являющиеся для западных инвесторов хорошими гарантами надежности и профессионализма.
Теперь важно, чтобы торгово-промышленные палаты воспользовались возможностями Системы ММЦ, взаимодействовали с нею, размещали через нее свою информацию. Но и сами ММЦ должны быть больше связаны с объединениями предпринимателей, отраслевыми гильдиями.
Выводы
Организационная структура представляет собой внутреннее строение организации, логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованное таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей. Особенности конкретных структур определяются выбранным уровнем централизации, вариантом разделения труда и управления, а выбор той или иной структуры — задачами и условиями функционирования и развития организации.
Наиболее адекватны современному состоянию общества рыночно ориентированные структуры, особенно те из них, которые предполагают информационную открытость, готовность к сотрудничеству и базируются на сетевом принципе их построения.
Эффективность функционирования маркетинговой службы территории определяется тем, способна ли территория перейти от инструментального к концептуальному, стратегическому пониманию роли маркетинга как общей концепции, объединяющей все функции, связанные с выходом предприятия на рынок. Важно, чтобы лица и подразделения в адми-
нистрации территории, ответственные за маркетинг, стали ответственными за достижение целей территории при соответствующем расширении их полномочий.
Словарь терминов
Организационная структура —внутреннее строение организации, совокупность членов организации, подразделений, участвующих социальных общностей и взаимосвязей между ними. Структура — один из важнейших компонентов системы, которая в свою очередь отличается от структуры наличием целевой ориентации, придающей структуре определенную направленность.
Иерархическая организационная структура—структура, утверждающая такой порядок в организации, когда объем полномочий и ответственности, делегированный конкретному должностному лицу, в линейной цепи подчиненных уменьшается пропорционально его удалению от главного управляющего.
Функциональная организационная структура —структура с жестким разделением функций, обязанностей. Хороша для крупных фирм с большим потенциалом персонала, однородными товарами и рынками, проста в управлении, но инертна и не гибка, не ориентирована на нововведения,
Штабная организационная структуравключает, наряду с другими (находящимися в линейно-иерархической подчиненности), специальные подразделения при линейных руководителях, не обладающие правом принятия решения и руководства, но помогающие линейному менеджеру в выполнении отдельных функций силами штата специалистов по отдельным функциям
Матричная организационная структура—структура, позволяющая гибко подбирать сотрудников и подразделения одновременно по нескольким основаниям — профессиональным возможностям, характеру и содержанию проекта, условиям работы и т.д.
Сетевая организационная структура—в противоположность иерархическим выступает как современная демок-
300-301
ратически организованная горизонтальная структура, в которой базовыми являются отношения прямого и равноправного сотрудничества непосредственных исполнителей, а менеджмент выполняет работу не надстройки, а формирования и поддержки этой базы, ее тренировки.
Концепция еврорегиона —концепция, возникшая в ходе европейской интеграции и расширения ЕС в 70—80-х гг. XX в. и использовавшая возможности трансграничного планирования и защиты окружающей среды в приграничных регионах как первоочередных зонах межгосударственного взаимодействия. Форма организации — межрегиональные ассоциации — использует и стимулирует межстрановую кооперацию с целью добиться признания главенствующей роли межнациональных инициатив, направленных на решение особых экономических, экологических и социальных проблем в регионах-участниках.
Система межрегиональных маркетинговых центров —созданная по инициативе правительства Москвы информационная сетевая компьютерная система, позволяющая отбирать и анализировать информацию о возможностях и потребностях отечественных производителей в отношении производства (продажи) и потребления (покупки) товаров и услуг, оценивать объемы региональных рынков и тенденции их развития с учетом состояния платежеспособного спроса населения и предприятий, а также возможностей местной торговой сети.
Контрольные вопросы
1.Чем структура организации отличается от ее системы?
2. В чем состоят ограничения действенности и недостатки традиционных организационных структур применительно к решению задач маркетинга территорий?
З.Какая современная структура больше подходит для решения таких задач и как она может выглядеть и быть создана?
4.Какие задачи решает система межрегиональных маркетинговых центров?
Приложение 1 к главе 5
С чего начать ? Рекомендации по первым шагам
организации маркетинга территории
1. Убедите руководство, начальство
1.1.Покажите администрации территории, что успехи последних лет (а начать надо именно с успехов, как бы малы они ни были) — это результат хотя бы и стихийного, фрагментарного, но фактического проявления начал маркетинга на
фирме.
1.2. Продемонстрируйте, что эти успехи могли бы быть гораздо более значительными, если бы маркетинг использовался целенаправленно, организованно, на системной основе.
1.3.Покажите, что в перспективе переход на принципы маркетинга повысит престиж, реноме территории и ее администрации.
1.4.Проанализируйте успехи конкурирующих территорий и администраторов и выявите, что они стали возможны также благодаря маркетингу.
1.5.Покажите, что цели организации, декларируемые Вашим руководством, станут легче достижимыми, если использовать маркетинг. Не исключено, что при известной внимательности с Вашей стороны, Вам удастся показать, что маркетинг позволит удовлетворить также личные устремления, амбиции и ориентации Вашего руководства,
1.6.Обоснуйте тезис, что организация и осуществление маркетинговой деятельности не только позволят опередить конкурентов, но и вполне по силам Вашему руководству и коллективу, особенно если иметь в виду их высокую активность в этом отношении.
1.7. Продумайте и представьте руководству соображения относительно того, чем развитие маркетинга в Вашей организации могло бы стать полезным региону, городу в целом (в информационном, экспертно-консуль-тационном плане, в качестве экс-
перимента и тл.). Дайте своему руководству козыри для разговора с теми, кто определяет внешние условия работы Вашей фирмы и заинтересован в повышении эффективности ее работы.
Укажите, что для этого Вашей организации потребуются, может быть, не столько финансы, сколько информация, маркетинговые технологии и квалифицированные кадры.
2. Выявите кадры для осуществления маркетинга и помогите им
2.1.Определите степень психологической готовности, настрой сотрудников, неформальных лидеров в отношении переориентации на маркетинговые подходы к работе и развитию Вашей организации.
2.2. Найдите инициативных сотрудников, имеющих опыт согласования предлагаемых разработок и услуг Вашей орга-. низации с потребностями конкретных клиентов, а также выявите сотрудников, обладающих знаниями практической психологии и экономики. Обопритесь на них в развертывании своей инициативы в отношении маркетинга; пусть эта инициатива станет их инициативой.
2.3.Объясните сотрудникам организации важность маркетинга территории для успеха коллектива и для их собственного благополучия, сообщите о его поддержке со стороны руководства, региональных органов управления и фирм. Дайте сотрудникам понять, что маркетинг территории будет невозможен без их активного соучастия в нем.
2.4. Посоветуйтесь с сотрудниками о том, чем они уже сейчас могут и хотели бы помочь становлению маркетинга в организации и чем это тормозится; нейтрализуйте влияние тормозящих факторов.
2,5.Определите, какие разрабатываемые в организации направления работ, какие коллективы и группы сотрудников могли бы стать ведущими в разработке практических проблем маркетинга для Вашего учреждения. Вместе с тем постепенно помогите осмыслить сотрудникам, что эффективный
Маркетинг предполагает смену приоритетов в направлении ориентации на потребности целевых групп потребителей.
2.6. Вместе с коллегами определите, какие знания, консультации каких специалистов по конкретным маркетинговым проблемам были бы им полезны, нужны в первую очередь.
2.7. Разработайте примерную программу обучения (возможно, и за пределами Вашей организации) и консультирования. Подберите учебно-консультационную фирму, согласуйте содержание, условия и сроки проведения этих работ, организуйте и обеспечьте их оплату.
3. Подготовьте Положение о службе (группе) маркетинга, предусмотрите в нем:
3.1. Общие положения.
Они должны обеспечивать увязку деятельности службы с действующим законодательством, приоритетными целями и стратегией фирмы, организации, прогнозами изменений в экономической ситуации и в структуре требований, запросов потребителей.
3.2. Цели, задачи и функции службы.
В числе целей могут быть:
• увеличение (сохранение) рыночной доли (процента)
в общем объеме потребления данной категории товаров,
услуг в регионе действия, в отдельных целевых группах;
• расширение рынка благодаря активности в данном сег
менте или путем завоевания других сегментов;
• достижение превосходства над конкурентами по качест
ву товаров и услуг, ценам и т.п. и в конечном счете по ры
ночной доле.
Главной целью службы при этом должно стать выявление, формирование и эффективное удовлетворение потребностей, разрешение проблем целевых групп потребителей.
Задачи службы— это цели ее деятельности, осуществляемой в конкретных условиях, в том числе в условиях конкретного региона
Среди функций типичны:
• сегментация территориальных рынков по типам и пара
метрам услуг, по целевым группам потребителей, по на
личию и силе конкурентов;
• определение емкости (в том числе потенциальной) тер
риториальных рынков по сегментам и в целом, текущей
и перспективной;
• анализ конкурентной ситуации, конкурентоспособности
продукции и самой территории;
• прогнозирование конъюнктуры спроса и предложения;
• разработка стратегии, адекватных ей планов и программ
действий в отношении качества, ассортимента и сервиса
продукции, ценообразования, рекламы и других форм
коммуникаций на рынке территориальной продукции,
форм ее продвижения и продаж;
• обучение и консультирование кадров.
3.3. Права службы:
• на разработку планов и программ, включая содержание,
сроки и способы выхода на рынок и поведения на нем;
• на проведение экспериментов и другие способы получе
ния рыночной информации, как первичной, так и вто
ричной;
• на корректировку планов и программ;
• на разработку и контроль выполнения рекомендаций
в адрес научно-исследовательских, конструкторских,
производственных и других подразделений фирмы, про
изводящих товары, услуги и обеспечивающих их продви
жение и продажу на рынке;
• на разработку предложений по перестройке организаци
онно-управленческих структур.
3.4. Ответственно стъ службы:
• за обеспечение руководства фирмы и заинтересован
ных подразделений необходимой, достаточной и досто
верной маркетинговой информацией, результатами
анализа;
• за координацию планов и программ действий, их соотве-• тствие избранной стратегии и за вовлечение других подразделений фирмы в их разработку и осуществление;
• за своевременное обновление ассортимента, сервисную,
ценовую, коммуникационную и сбытовую политику,
а также за действия в конкурентной борьбе;
• за достижение установленных целевых показателей объ
ема продаж, прибыли (ее нормы), доли рынка;
• за эффективное обучение и маркетинговое консультиро
вание кадров.
3.5, Конкретный вариант организационной структуры и
механизма управления службой маркетинга.
Речь может идти о функциональной (анализ информации, ассортимент, ценообразование и т.п.), товарной (по отдельным группам товаров), региональной (по географическим регионам) или рыночной (по целевым группам потребителей) структуре, составе групп в службе.
Определяются также статус руководителя службы (обычно на уровне заместителя директора по маркетингу) и штаты службы, полномочия по созданию временных коллективов и организации их работы, взаимодействия.
3.6. Сроки проведения и порядок оценки эффективности рабо
ты службы, а также финансовою контроля (обычно 1-2раза в год).
4. Проведите исследования рынка
4.1. Выявите фактических и потенциальных потребителей, клиентов Вашей фирмы, их актуальные проблемы и возможные пути решения этих проблем.
42. Сегментируйте потенциальный рынок. Например, выделите различные категории потенциальных заказчиков продукции Вашей фирмы, организации. Определите емкость выявленных сегментов, оцените их перспективность с позиции состояния и тенденций развития спроса на возможную продукцию Вашей фирмы.
Проанализируйте положение, потенциал и перспективы фирм, организаций— Ваших конкурентов и предлагаемых ими видов
продукции. Проведите позиционирование (сопоставление) среди них собственной продукции, фирмы в целом, в том числе по интересующим сегментам рынка, Не преувеличивая значимости и перспектив конкуренции, выявите сферы и возможности полезного сотрудничества с конкурентами, а в идеале постарайтесь найти, чем Ваша фирма может быть полезна для ваших конкурентов и как можно, выполняя их заказы, получать выгоды для Вашей фирмы и сохранять (усиливать) свое влияние на рынке.
4.4. Изучите действующие каналы продвижения и продаж
продукции, в том числе Ваши возможности в отношении их ис
пользования и целесообразность задействования, а также целе
сообразность создания (организации) новых каналов сбыта,
4.5. Проанализируйте возможности появления новых
участников рыночных отношений в данной сфере, в том чис
ле новых элементов инфраструктуры рынка.