Основные функции инновационного менеджмента

Введение

Предпосылкой для изучения роли инноваций в обеспечении экономического роста является рассмотрение экономики любой страны как целостной суперсистемы, состоящей из звеньев - отраслевых и региональных предприятий, что предполагает ее ориентированность на реализацию заданной целевой установки и способность к воспроизводству за счет собственных ресурсов. Под экономическим ростом принято понимать увеличение объемов созданных за определенный период товаров и услуг. Конечной целью экономического роста является потребление, рост благосостояния. Главным залогом конкурентоспособности современной организации становится инновационность или инновационная активность - ее способность создавать и воспринимать инновации. Инновационная активность является фактором, определяющим экономический рост страны и развитие предприятий. Развитие инновационности организации происходит под влиянием внутренних и внешних факторов окружающей среды:
внутренние факторы - необходимость надежного функционирования, снижение затрат, распределения риска, загрузки производственных мощностей, обеспечения персонала работой;
внешние факторы - развитие техники и технологий, развитие рынка производительных сил и рынка сбыта, изменение отношения потребителей к товару, постоянные изменения конкуренции и конкурентных отношений.

Функции инновационного маркетинга

Основные функции инновационного менеджмента - student2.ru

Инновационный маркетинг предполагает использование творческих подходов во всех сферах деятельности предприятия, ориентирует на постоянный поиск идей, их внедрение с целью совершенствования технологий предприятия и создания конкурентоспособных продуктов. Современными исследователями выделяются возможные направления инновационного маркетинга в рамках традиционного мышления и нестандартного (комбинаторного) мышления.
Если первое нацелено на поиск идей и создание продуктов в рамках определенных предприятием целей, целевых рынков и возможностей, то второе предполагает не ограниченные ничем процессы поиска инновационных идей и их первичность над целями предприятий. Второе направление обусловливает выделение инновационных подразделений в крупных предприятиях и появление венчурных фирм, направленных на реализацию рисковых проектов и появлению принципиально новых продуктов и технологий.
Ф. Котлером и Ф. Триас де Без на основе типа мышления было предложено выделять в инновационном процессе концепции вертикального и латерального маркетинга. (табл.1.2.) Вертикальный маркетинг основывается на логичности и последовательности мышления. Концепцию латерального мышления ввел Эдуард де Боно и определил его как «совокупность процессов, предназначенных для использования информации способом, генерирующим творческие идеи посредством проницательного реструктурирования концепций, накопленных в памяти».

Таблица 1.2. Отличия вертикального и латерального маркетинга

Основные функции инновационного менеджмента - student2.ru

Авторы отмечают, что вертикальный и латеральный маркетинг не исключают друг друга, и каждый находит применение в своей области. (табл.1.3)

Таблица 1.3. Ситуации, в которых следует использовать вертикальный и латеральный маркетинг

Основные функции инновационного менеджмента - student2.ru

Активно продвигаемая российскими исследователями концепция изобретательского маркетинга ("креативного" маркетинга) во многом близка латеральному мышлению. Однако здесь за основу берется ресурсы, которыми владеет предприятие, и рассматриваются возможные нетрадиционные подходы в использовании данных ресурсов. Изобретательский маркетинг занимается "поиском и реализацией возможностей на базе имеющихся потребностей и ресурсов". Он дает возможность создавать конкурентоспособные продукты даже на базе устаревшей техники, при отсутствии инвестиций. Для отечественных предприятий, находящихся в предбанкротном состоянии, данный подход дает шанс найти свое конкурентное преимущество.

Основные функции инновационного менеджмента.

Составными частями процесса менеджмента выступают его функции. На практике выделяют так называемые общие функции, которые объективно присущи любой управленческой (в данном случае – инновационной) деятельности и не зависят от особен­ностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) конкретной организации.

В настоящее время в литературе существуют различные подходы к классификации функций системы менеджмента организации и, в частности, к классификации функций СИМ. Большинство специалистов выделяют следующие основные функции инновационного менеджмента: прогнози­рование, планирование, организация, мотивация, учет, контроль, анализ, оценка и ко­ординация. Перечисленные функции, находясь между собой в постоянном взаимодействии в пространстве и времени, образу­ют так называемый управленческий цикл СИМ. Выделение этих функций позво­ляет систематизировать и структурировать зада­чи инновационного менеджмента, в совокупности составляющие функциональную структуру СИМ.

1. Прогнозирование – это научно обо­снованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогноз в системе управления выступает предплановой разработкой мно­говариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, количественные характеристики объекта и дру­гие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обя­зательно предусматривают возможность внесения корректи­ровок.

Цель прогнозирования – получение научно обоснованных вариантов тенденций развития по­казателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стра­тегических планов и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также при развитии всей системы менеджмента. Самое сложное в системе менедж­мента – это прогнозирование качества и затрат.

К основным задачам прогнозирования относятся:

выбор метода прогнозирования и периода времени прогноза;

разработка прогноза рыночной потребности в каждом кон­кретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатом маркетинговых исследований;

выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказы­вающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;

выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта про­гнозируемой продукции в ус­ловиях рынка;

прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;

обоснование экономической целесообразности разработки но­вой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов. Основ­ными источниками исходной информации для прогнозирования служат:

статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная от­четность предприятий и органи­заций;

научно-техническая документация по результатам выполне­ния НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и дру­гую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом;

патентно-лицензионная документация.

Практическое применение того или иного метода прогнози­рования определяется такими фак­торами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогно­зиста и др.

План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии управления при определяющей роли плана как ве­дущего звена управления.

2.Планирование– это стадия процесса управления, на которой определяются цели и задачи деятельности, разрабатывают­ся необходимые для этого методы и средства их решения, наиболее эффективные в конкретных условиях.

В отличие от прогноза, план содержит однозначно опреде­ленные сроки и характеристики планируемого объекта. Для пла­новых разработок используется наиболее рациональный прогноз­ный вариант.

В новых условиях хозяйствования план служит основой де­ятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии, анализировать результаты инно­вационной деятельности.

Особенности планирования инновационной деятельности составляют:

большая неопределенность плановых ситуаций в связи с но­визной инноваций, долго­времен­ным характером их разработки и внедрения, сложностью системы планирования по количе­ству участников, квалификации работников, масштабу работ и другим факторам;

значительный риск вложения инвестиций;

неподготовленность персонала, компонентов системы инно­вационного менеджмента и инфраструктуры к инновацион­ной деятельности;

постоянная смена объекта и предмета исследований;

низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационного менеджмента;

перспектива получения конкурентных преимуществ при по­ложительном результате инновационной деятельности.

К основным задачам планирования инновационной деятель­ности относятся:

1) выбор перспективной стратегии фирмы на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;

2) обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;

3) формирование оптимального по номенклатуре и ассорти­менту портфеля новшеств и инно­ваций;

4) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.

Необходимо осуществлять ранжирование объектов планиро­вания по их важности для рацио­нального распределения имею­щихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют при­мерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сна­чала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурен­тоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимо­сти продаж) в программе фирмы.

Разрабатывается не менее трех альтернативных вариантов плана достижения одной и той же цели и выбирается оптимальный вариант, обеспечивающий выполнение запланированной цели
с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.

Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерар­хии, например функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функци­онально-стоимостного анализа), баланса поступления и распре­деления ресурсов и т.д.

3. Организация.Основными задачами этой функции СИМ вы­ступают формирование струк­туры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы (пер­соналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.), то есть соз­дание реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестрой­ки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной эко­номики.

В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собст­венными потребностями.

Следующая не менее важная задача функции организации – создание условий для формиро­вания такой культуры внутри орга­низации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Главное место здесь отводится работе с персоналом, развитию стратегического и экономического мыш­ления в сознании руководителей, поддержке работников склонных к творчеству предпринима­тельской деятельности нововведени­ям и не боящихся рисковать и брать на себя от­ветственность за решение тех или иных проблем предприятия.

4.Мотивация– это деятельность, имеющая целью активи­зировать людей, работающих в ор­ганизации, и побудить их эф­фективно трудиться для выполнения целей, определенных в пла­нах. Для этого осуществляется экономическое и моральное сти­мулирование, обогащается само содер­жание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их само­развития. В процессе реализации этой функции менед­жеры должны постоянно воздействовать на факторы результа­тивной работы членов трудового коллектива.

5. Учетэтофункция инновационного менеджмента по фик­сации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров сис­темы менеджмента.

Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, зданий по таким па­раметрам, как качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов предпочтительно орга­низовывать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, их ста­диям жизненного цикла
и подразделениям. По сложной технике необходимо организовать автоматизированный учет отка­зов, зат­рат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.

Требования к учету:

1) обеспечение полноты;

2) обеспечение динамичности, то есть учет показателей в динамике и использование результа­тов учета для анализа;

3) обеспечение системности, то есть учет показателей систе­мы менеджмента и ее внешней среды;

4) автоматизация на основе компьютерной техники;

5) обеспечение преемственности;

6) использование результатов в стимулировании качествен­ного труда.

6.Контроль– это функция менеджмента по обеспечению выпол­нения программ, планов, письменных или устных заданий, до­кументов, реализующих управленческие решения.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

стадия жизненного цикла объекта: контроль на стадии мар­кетинга, НИОКР, организация технологической подготовки производства (ОТПП), производства, подготовки объекта к функ­ционированию, эксплуатации, технического обслужива­ния и ремонтов;

объект контроля: предмет труда, средства производства, тех­нология, организация процес­сов, условия труда, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, доку­менты, информация;

стадия производственного процесса: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

исполнитель: самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, го­сударственный, международный контроль;

степень охвата объекта контролем: сплошной и выборочный контроль и др.

Контроль может быть определен как постоянный и струк­турированный процесс, направлен­ный на проверку продвиже­ния работ, а также на выполнение корректирующих действий. Задачи контроля состоят в том, чтобы фактические данные о ходе выполнения проекта сопоставить с пла­новыми показате­лями и выявить отклонения, которые могут служить так называемыми сигналами рассогласования. Контроль можно разде­лить на четыре стадии:

а) мониторинг и анализ результатов;

б) сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений;

в) прогнозирование последствий сложившейся ситуации;

г) корректирующие действия.

В зависимости от требуемой точности различают следующие технологии оценки выполнения проекта:

контроль в момент окончания работ (метод «0–100»);

контроль в момент 50%-ной готовности работ (метод «50–50»);

контроль в заранее определенных точках проекта (метод кон­троля по вехам);

регулярный оперативный контроль (через равные промежутки времени);

экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.

Из рассмотренных ранее объектов ключевым является конт­роль трех основных параметров инновационного проекта:

1) время (проект должен быть выполнен в заданный период времени);

2) затраты (бюджет должен быть соблюден);

3) качество (требуемые характеристики проекта должны быть соблюдены).

7. Анализ– это функция разложения целого на элементы и пос­ледующего установления взаимосвязей между ними с целью по­вышения качества прогнозирования, планирования и реализа­ции решения по развитию объекта.

Существует несколько методов анализа.

Метод сравненияпозволяет оценить работу фирмы, опреде­лить отклонения от плановых по­казателей, установить их при­чины и выявить резервы.

При анализе применяются следующие основные виды срав­нений:

отчетных показателей с плановыми;

плановых показателей с показателями предшествующего периода;

отчетных показателей с показателями предшествующих пе­риодов и т.д.

Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравнивае­мых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, каче­стве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).

Факторный анализ– метод исследования объектов (систем), в основе которого лежит уста­новление степени влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект маши­ны, элементы совокупных затрат, производительность труда и т.п.) с целью разработки плана организационно-технических меропри­ятий по улучшению функционирования объекта (системы).

Применение методов факторного анализа требует большой подготовительной работы и тру­доемких по установлению моде­лей расчетов.

Индексный методприменяется при изучении сложных явле­ний, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плано­вых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение обобща­ющего показателя по факторам от­носительных и абсолютных от­клонений; в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель должен быть представлен как их произведение.

Графический методслужит средством иллюстрации хозяй­ственных процессов и исчисления ряда показателей и оформле­ния результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей раз­личают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построе­ния (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координат­ные и др.).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод си­стемного исследования приме­няемого по назначению объекта (из­делия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эф­фекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за период жизнен­ного цикла объекта.

Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функ­ций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходи­мости функций существующего объекта.

Экономико-математические методы анализаприменяются для выбора наилучших опти­мальных вариантов, определяющих хо­зяйственные решения в сложившихся или планируемых эконо­мических условиях.

8.Координация– это центральная функция процесса уп­равления, обеспечивающая его бес­перебойность и непрерыв­ность. Главная задача координации – достижение согласован­ности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) ме­жду ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютер­ная связь, сред­ства радио- и телевещания, документы. С по­мощью этих и других форм связи устанавливается взаимодей­ствие между подсистемами, обеспечивается единство и согла­сование всех стадий про­цесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руко­во­дителей.

Заключение.

В настоящее время предприятия стоят перед необходимостью обновления технологической базы производства, улучшения качества выпускаемой продукции, расширения рынков сбыта, что предполагает проведение активной инновационной политики и введение маркетинга инноваций на предприятии. Важнейшей составной частью современного менеджмента становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства.

Инновации включают в себя не только технические и технологические разработки, но и все изменения, способствующие улучшению деятельности фирмы (новые товары, новые услуга, новые благоприятные условия для клиентов, включая цены, и т.д.). Исходя из всего вышесказанного, следует предположить, что для инновационных предприятий маркетинг и менеджмент выполняют важнейшую функцию. Поэтому когда мы говорим об инновационных предприятиях, не говорить о менеджменте и маркетинге не возможно.

Список используемой литературы

1. http://eclib.net/44/2.html

2. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса.- М. 2007.с.58-66

3. Энциклопедия предпринимательства / Под ред М.С. Серегина. СПб.: Русский север, 2006

4. http://www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness.html21.

5. http://www.prostobiz.ua/kredity/(tag)/zarubezhnyy_opyt

Наши рекомендации