Тема 12: РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕК РК. СТАНДАРТЫ МЕРЧАНДАЙЗИНГА. ЗАКОНЫ И ТЕХНОЛОГИИ МЕРЧАНДАЙЗИНГА
Цель. Формирование компетенций (знания, умения и навыки):
1. Формирование знаний по развитию аптечных сетей РК, стандартам и законам мерчандайзинга.
2. Формирование умений по применению законов и технологий мерчандайзинга.
3. Формирование коммуникативных компетенций по разработке стандартов мерчандайзинга с учетом специфики товара, особенностей покупательской аудитории и концепции аптеки.
4. Формирование правовых компетенций по определению полномочий мерчандайзеров поставщиков.
5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.
Задачи обучения:
1. Ознакомить с особенностями фармацевтического рынка РК.
2. Научить общим принципам оформления торгового зала аптек различных категорий с учетом законов мерчандайзинга.
3. Общая характеристика аптеки – базы исследования с позиций мерчандайзинга.
4. Анализ существующих приемов рекламно-информационной выкладки товаров в аптеках.
5. Изучение влияния принципов выкладки товаров на изменение объемов товарооборота.
6. Ознакомить со стандартами мерчандайзинга: основные и дополнительные места продажи.
7. Научить порядку размещения товаров для успешной его продажи.
8. Овладеть знаниями ассортимента фармацевтических товаров.
9. Ознакомить с законами мерчандайзинга: запаса, расположения, представления, принципом оптимальности.
10. Научить управлять торговым запасом.
Основные вопросы темы:
1. Фармацевтический рынок РК как объект маркетинга, его особенности.
2. Организационная структура маркетинговых служб.
3. Цель, объекты и методы маркетинговых исследований.
4. Организация деятельности фармацевтического розничного звена.
5. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
6. Товар в системе маркетинга. Ассортиментная и товарная политика фармацевтических и аптечных предприятий.
7. Товарный знак и упаковка товара. Бренд.
8. Стандарты мерчандайзинга: основные и дополнительные места продажи в зале, характеристика, оснащение.
9. Ассортимент товаров в аптеке, его влияние на объем продаж.
10. Влияние скорости движения клиента в зале на объем продаж.
10. Применение музыки как одного из самых действенных методов сдерживания движения клиента в торговом зале, актуальность в аптечных организациях.
11. Законы мерчандайзинга: 1) Закон Запаса. Как поставить цели по ассортименту и полочному пространству в каждом торговом канале? Как создать эффективный запас продукции на складе и на месте продажи? Правило ассортимента. Правило торгового запаса. Правило присутствия. Правило ротации на полке. 2) Закон Расположения. Виды выкладки. Правило представления. Правило «лицом к покупателю». Правило определения мест на полках. Пра-вило приоритетных мест. Распределение приоритетного места и расположение различных марок и упаковок внутри одной товарной группы на месте продажи. Дополнительные места продажи в торговом зале. Алгоритм создания группировок внутри одной товарной группы Установка порядка марок, сортов и упаковок. Создание акцентов на местах продажи для привлечения внимания покупателя. Основное место реализации товара, характеристика, ос-нащение. 3) Закон Представления. Принцип оптимальности. Принцип помощи покупателю. Принцип KISS. Правила размещения рекламных материалов. Анализ эффективности различных типов рекламных материалов. Правила размещения ценников. Эффективная организация ценников на различных местах продажи. Практическое задание: Составление ценника. Размещение товара по отношению к главным местам реализации. 4) Цели управле-ния торговым запасом. Оборачиваемость. Рентабельность. Обеспечение. Управление.
Методы обучения и преподавания: Работа с информационным материалом, семинар, выполнение практических заданий по оформлению торгового зала аптеки, работа в малых группах, письменный опрос по карточкам.
Литература
Основная:
1. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.
2. Мнушко З.Н. Менеджмент и маркетинг в фармации. – Харьков: Изд.НФаУ, 2008. – 536 с.
3. Юданов А.Ю. Фармацевтический маркетинг. – Издательство «Ремедиум», 2007. – 400 с.
4. Грибкова Е.И. Изучение эффективности интегрированных маркетинговых коммуникаций в деятельности субъектов фармацевтического рынка. – Москва, 2004. – 300 с.
5. Макашов Д. Мерчандайзинг – искусство сбыта товара. // www.psy-portal.ru.
6. Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в розничном торговом бизнесе. – Москва, 2004. – С. 9-10.
Дополнительная:
1. Колборн Р. Мерчандайзинг // Пер. с англ. / Под ред. И.О. Черкасовой. – СПб., 2002. – С. 13-27; Канаян К. и Р. Мерчандазинг. – Москва, 2001. – С. 9-116.
2. Батра Р., Майерс Дж.Дж., Аакер Д.А. Рекламный менеджмент / Пер. с англ. – М.; СПб., 2000. – 5-е изд.; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 2000; Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга / Пер. с англ.: Уч. пособие. – М., 2000; Говард Дж. и Шет Дж. Теория поведения покупателя // Классика маркетинга / Сост. Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. – М.; СПб., 2001. – С. 175-197; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 134-149.
3. Паркинсон С. Покупательское поведение организаций // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 150-164; Энджел Дж.Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П.У. Поведение потребителей. – СПб., 2000; Лоусон Р. Поведение потребителей // Маркетинг / Под ред. М. Бейкер. – СПб., 2002. – С. 134-149.
Контроль по вопросам:
Вариант 1
1. Дать определение понятию «расточительный рынок».
2. Перечислите основные характеристики проблемных лекарств.
3. Последствия неконтролируемого продвижения лекарств на рынок.
Вариант 2
1. Дать толкование понятию безопасности лекарственных средств.
2. Дать характеристику фальсифицированному лекарственному средству.
3. Дать разъяснение понятию«терапевтические взаимоотношения» в цепочке: врач – фармацевтический работник – пациент.
Вариант 3
1. В чем заключается оптимизация информации о лекарственных препаратах для населения?
2. Концепция фармацевтической помощи.
3. Что положено в основу концепции надлежащей аптечной практики (ВОЗ)?
Вариант 4