Каждое практическое занятие, СРСП, СРС, рубежный контроль высчитываются из 100 баллов, что соответствует 100 процентам

Второй рейтинг высчитывается по формуле:

Каждое практическое занятие, СРСП, СРС, рубежный контроль высчитываются из 100 баллов, что соответствует 100 процентам - student2.ru

t – текущий контроль = средняя оценка за практические занятия (лабораторные, семинар) + средняя оценка за СРСП + средняя оценка за СРС

r – рубежный контроль

Рейтинг допуска в итоговой оценке студента составляет не менее 60%, поэтому семестровая оценка по дисциплине обучающихся определяется по формуле:

Каждое практическое занятие, СРСП, СРС, рубежный контроль высчитываются из 100 баллов, что соответствует 100 процентам - student2.ru

Обучающийся считается допущенным к экзамену, если его семестровая оценка ≥ 30%.

В случае отсутствия рубежных контролей рейтинг допуска высчитывается только по текущим оценкам.

В случае большего количества рубежных контролей высчитывается соответствующее количество рейтингов, в конце семестра высчитывается усредненный рейтинг.

Технология проведения и оценка экзамена:

Максимальное процентное содержание итогового контроля соответствует 100%. Экзаменатор выставляет оценки итогового контроля (Э) в экзаменационную ведомость, используя инструменты измерения знаний обучающихся итогового контроля.

Инструмент измерения итогового контроля в виде тестирования:

Экзамен проводится в 2 этапа. На 1 этапе экзамена студенту предоставляется 50 тестовых заданий, т.е. каждое задание соответствует 2 баллам или процентам.

Качество выполнения работ Диапазон оценки
1. Не выполнено Отсутствие на экзамене без уважительных причин 0%
2. Оценка за каждый правильный ответ 2%
  Итого: 0-100%

На втором этапе оцениваются практические навыки студентов по экзаменационным вопросам (60), сформированным в билеты.

Оценочный лист практических навыков студентов 5 курсана 2-м этапе экзамена поэлективной дисциплине «Фармацевтический менеджмент и маркетинг. Мерчандайзинг в аптечных организациях»:

Устный опрос – максимально 100 баллов

- правильный и полный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 90-100 баллов

- правильный но неполный ответ при устном опросе и обсуждении темы – 75-89 баллов

- неполный ответ с некоторыми неточностями – 50-74 баллов

- неполный ответ, отражающие основные моменты темы – 0-49 баллов

- нет ответа – 0 баллов

Затем определяется общий рейтинг экзамена по результатам двух этапов.

Доля оценки итогового контроля составляет не более 40% итоговой оценки знаний по дисциплине, поэтому экзаменационная оценка (Э) по дисциплине умножается на коэффициент 0,4: Э х 0,4.

Далее высчитывается итоговая оценка:

I = R х 0,6 + E х 0,4

Итоговый контроль:экзамен.

В экзаменационную ведомость выставляется итоговая оценка по дисциплине в цифровом и буквенном эквиваленте баллов согласно приведенной ниже таблице.

Буквенно-балльно-рейтинговая оценка по дисциплине

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание, % Оценка по традиционной системе
А А- 4,0 3,67 95-100 90-94 Отлично
В+ В В- 3,33 3,0 2,67 85-89 80-84 75-79 Хорошо
С+ С C- D1 D 2,33 2,0 1,67 1,33 1,0 70-74 65-69 60-64 55-59 50-54 Удовлетворительно
D- 0-49 Неудовлетворительно

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ)

ЗАНЯТИЙ

Курс 5

Дисциплина: ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ.

МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Составители:

Доц. Нурахов Д.Б.

Доц. Шопабаева А.Р.

Алматы, 2014

ТЕМА 1: РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по развитию теории и практики менеджмента.

2. Формирование умений по дифференциации целей и практики менеджмента.

3. Формирование коммуникативных компетенций по периодам развития теории и практики менеджмента.

4. Формирование правовых компетенций по соблюдению правил управления бизнесом.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения – ознакомить студентов с:

· определением менеджмента;

· разделением труда;

· уровнями управления;

· финансовым менеджментом.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Роль менеджмента в развитии общества.

2. Управление и его уровни.

3. Финансовый менеджмент и его сущность.

4. Цели, задачи, функции и методы финансового менеджмента.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Уровни управления.

· Финансовый менеджмент, его цели и задачи.

Работа в малых группах. Презентация:

· Управление бизнесом.

· Разделение труда.

· Финансовый менеджмент, его функции и методы.

· Контрольная функция финансового менеджмента.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Кодекс РК от 18.09.2009 № 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: АCADEMIA. – Том I. – 2003.

4. Мескон M., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – Москва: Дело, 2001.

5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Экономпресс «Финансы, учет, аудит», 1998.

6. Чудновская. История менеджмента: Учебник для вузов. – Санкт-Петербург, 2004.

7. Демин. Эффективный офис-менеджер. – Москва – Санкт-Петербург, 2004.

8. Карпов. Психология менеджмента: Учебное пособие для вузов. – Москва, 2003.

9. Белецкий. Менеджмент. Деловая карьера. – Минск, 2001.

Дополнительная:

1. Веснин Ф.М. Основы менеджмента. – Москва, 1997.

2. Русинов Ф.М., Разу М.Л. Менеджмент. – Москва: ФБК-Пресс, 1998.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Роль менеджмента в развитии общества.

2. Управление бизнесом.

3. Разделение труда.

4. Управление и его уровни.

5. Руководители низового звена.

6. Руководители среднего звена.

7. Руководители высшего звена.

8. Финансовый менеджмент и его задачи.

9. Условия функционирования финансового менеджмента.

10. Финансовый менеджер.

11. Цели и методы финансового менеджмента.

12. Функции финансового менеджмента.

13. Специфические черты краткосрочного и долгосрочного финансового управления.

14. Управленческий и бухгалтерский учет.

15. Статистический и оперативный учет.

16. Финансовый учет.

17. Воспроизводственная функция финансового менеджмента.

18. Распределительная функция финансового менеджмента.

19. Контрольная функция финансового менеджмента.

20. Классификация факторов, влияющих на прибыль.

ТЕМА 2: СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по управленческим и организационным структурам, управленческим полномочиям в субъектах и объектах фармацевтической службы.

2. Формирование умений по дифференциации видов организаций и методов управления.

3. Формирование коммуникативных компетенций по взаимодействию элементов управленческих структур и организаций.

4. Формирование правовых компетенций по соблюдению полномочий управленческих и организационных структур.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения – ознакомить студентов с:

· назначением и содержанием организационных структур;

· управленческими структурами;

· типами организационных структур;

· управленческими полномочиями.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Назначение и содержание организационных структур.

2. Управленческие структуры.

3. Типы организационных структур.

4. Управленческие полномочия.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Организационные структуры фармацевтических организаций и предприятий.

· Управленческие структуры в фармации:

а) виды управленческих структур;

б) коммуникационная структура управления организацией;

в) коммуникационные сети и их разновидности.

Работа в малых группах. Презентация:

· Типы организационных структур управления:

а) линейная;

б) функциональная;

в) линейно-организационная;

г) матричная.

· Проектирование организационных структур.

· Управленческие полномочия:

а) полномочия и их виды;

б) распределение управленческих полномочий;

в) организационные схемы управления;

г) управленческий бюрократизм;

д) пути совершенствования системы управления.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Кодекс РК от 18.09.2009 № 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: АCADEMIA. – Том I. – 2003.

4. Мескон M., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – Москва: Дело, 2001.

5. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Экономпресс «Финансы, учет, аудит», 1998.

6. Чудновская. История менеджмента: Учебник для вузов. – Санкт-Петербург, 2004.

7. Демин. Эффективный офис-менеджер. – Москва – Санкт-Петербург, 2004.

8. Карпов. Психология менеджмента: Учебное пособие для вузов. – Москва, 2003.

9. Белецкий. Менеджмент. Деловая карьера. – Минск, 2001.

Дополнительная:

1. Веснин Ф.М. Основы менеджмента. – Москва, 1997.

2. Русинов Ф.М., Разу М.Л. Менеджмент. – Москва: ФБК-Пресс, 1998.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Назначение и содержание организационных структур.

2. Управленческие структуры.

3. Организационные структуры фармацевтических организаций и предприятий.

4. Управленческие структуры в фармации.

5. Виды управленческих структур.

6. Коммуникационная структура управления организацией.

7. Коммуникационные сети и их разновидности.

8. Типы организационных структур управления.

9. Линейная структура управления.

10. Функциональная структура управления.

11. Линейно-организационная структура управления.

12. Матричная структура управления.

13. Проектирование организационных структур.

14. Управленческие полномочия и их виды.

15. Распределение управленческих полномочий.

16. Организационные схемы управления.

17. Управленческий бюрократизм.

18. Пути совершенствования системы управления.

ТЕМА 3:МЕНЕДЖМЕНТ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ СЛУЖБОЙ

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по определению целей организации и использованию менеджмента как инструмента управления фармацевтической службой.

2. Формирование умений по классификации и ранжированию целей организации.

3. Формирование коммуникативных компетенций по координации индивидуальных и групповых целей организации.

4. Формирование правовых компетенций по соответствию целей основным принципам и методам работы, принятым в организации, и интересам персонала.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения – ознакомить студентов с:

· целями организации;

· классификацией целей;

· эффективностью цели;

· ранжированием целей.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Понятие цели организации.

2. Система целей организации.

3. Эффективность достижения целей.

4. Управление по целям.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Сущность и назначение цели.

· Тезис Татеиси «Взаимосвязь предприятия, прибыли и служения обществу».

· Функции, которые выполняют цели в системе управления организацией.

· Требования, предъявляемые к целям организации.

Работа в малых группах. Презентация:

· Система целей организации.

· Эффективность достижения целей.

· Управление по целям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Веснин Ф.М. Основы менеджмента. – Москва, 1997.

4. Вихановский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – Москва: Гардарика, изд. 2-е – 1996.

5. Русинов Ф.М., Разу М.Л. Менеджмент. – Москва: ФБК-Пресс, 1998.

6. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Экономпресс «Финансы, учет, аудит», 1998.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Основное требование, которому должна отвечать цель.

2. Прокомменируйте тезис теоретика бизнеса Татеиси «Взаимосвязь предприятия, прибыли и служения обществу».

3. Факторы, влияющие на постановку целей.

4. В каких случаях возникают ошибки при постановке целей организации?

5. Функции, которые выполняют цели в системе управления организацией.

6. Требования, предъявляемые к целям для их успешной реализации.

7. Что означает конкретность целей?

8. Как понимают реальность целей?

9. Почему цели должны быть гибкими?

10. Объясните, почему одним из условий успешного достижения целей является их признаваемость людьми?

11. Объясните проверяемость и совместимость целей друг с другом.

12. Классификация системы целей.

13. Отличительные особенности специфических целей.

14. В чем отличие централизованного и децентрализованного процесса установления целей?

15. Суть механизма обновления целей.

16. Соотношение миссии организации и «дерева целей».

17. Как ранжируют цели?

18. Связь целей и задач организации.

19. Отличие эффективности деятельности от экономичности.

ТЕМА 4:ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА В ФАРМАЦИИ

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по рациональному использованию функций менеджмента.

2. Формирование умений по основным принципам и методам управления в фармации.

3. Формирование коммуникативных компетенций по применению социально-психологических методов управления.

4. Формирование правовых компетенций по сочетанию централизации и децентрализации в управлении организацией.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения – ознакомить студентов с основными функциями менеджмента в фармации:

· планированием;

· организацией;

· мотивацией;

· контролем.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Основные функции менеджмента в фармации.

2. Современные теории мотивации.

3. Виды контроля.

4. Принципы и методы управления.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Функции менеджмента в фармации:

а) планирование;

б) организация;

в) мотивация;

г) контроль.

Работа в малых группах. Презентация:

· Принципы управления.

· Методы управления:

а) организационно-административные;

б) экономические;

в) социально-психологические;

г) самоуправление.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Кодекс РК от 18.09.2009 № 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Лоскутова Е.Е. Управление и экономика фармации. Фармацевтическая деятельность. Организация и регулирование. – Москва: АCADEMIA. – Том I. – 2003.

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Mинск: Экономпресс, 1998.

5. Лисицкая Г.А. Организация и управление коллективом. - Саратов, 1998.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – Москва: Дело, 2001.

7. Васнецова О.А. Маркетинг в фармации. – Москва: Книжный мир, 1999.

Дополнительная:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Москва: Прогресс, 1997.

2. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. Современный маркетинг. – Москва, изд. 3-е. – 2003.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Что такое система управления?

2. Что представляет из себя структура системы управления и чем она определяется?

3. Какие разновидности управленческих структур существуют?

4. Что понимают под управленческими коммуникациями и какими они бывают?

5. Особенности построения функциональной структуры управления.

6. Преимущества и недостатки функциональной структуры.

7. Особенности построения линейной структуры управления.

8. Преимущества и недостатки линейной структуры управления.

9. Сущность функций управления.

10. Роль планирования в управлении.

11. Отличие функций организации от функций планирования.

12. Принципы, которыми руководствуются в процессе выполнения функций организации.

13. Мотивация как функция управления.

14. Разница между содержательной и процессуальной теориями мотивации.

15. Суть теории ожидания и справедливости.

16. Роль контроля в управления.

17. Виды контроля.

18. Отличие методов управления от функций и принципов управления.

19. Организационно-административные методы управления.

20. Отличие экономических методов управления от организационно-административных.

21. Социально-психологические методы управления.

22. Самоуправление.

ТЕМА 5:УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по методам выработки рациональных управленческих решений в аптечных организациях.

2. Формирование умений по классификации и реализации управленческих решений.

3. Формирование коммуникативных компетенций по установлению причинно-следственных зависимостей между действиями людей и их воз­можными результатами.

4. Формирование правовых компетенций по проверке выполнения решений должност­ными лицами и достигнутых в этом деле результатов.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения – ознакомить студентов с:

· предпосылками принятия решений;

· разновидностями управленческих решений;

· методами принятия управленческих решений;

· этапами принятия рационального решения;

· реализацией решений.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Проблемы как предпосылки принятия решений.

2. Решение и его разновидности.

3. Методы принятия управленческих решений.

4. Рациональное решение и этапы его принятия.

5. Реализация решений.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Проблемы как предпосылки принятия решений.

· Решение и его разновидности.

Работа в малых группах. Презентация:

· Методы принятия управленческих решений.

· Этапы принятия рационального решения.

· Реализация решений.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV ЗРК «О здоровье народа и системе здравоохранения».

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Веснин Ф.М. Основы менеджмента. – Москва, 1997.

4. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. – Минск: Экономпресс «Финансы, учет, аудит», 1998.

5. Русинов Ф.М., Разу М.Л. Менеджмент. – Москва: ФБК-Пресс, 1998.

6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Перевод с англ. – Москва: Дело, 2001.

Дополнительная:

1. Лисицкая Г.А. Организация и управление коллективом. – Саратов, 1998.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Определение управленческого решения.

2. Проблемы, лежащие в основе решений.

3. Причинно-следственный анализ.

4. Факторы, создающие (формирующие) проблемы.

5. Классификация проблем.

6. Разновидности решений.

7. Решения в зависимости от продолжительности периода реализации.

8. Классификация решений по функциональному назначению.

9. Классификация решений по широте охвата проблем (вопросов).

10. Методы принятия решений.

11. Неформальные и коллективные методы принятия решений.

12. Методы Дельфы и «кингисё».

13. Векторы предпочтений.

14. Количественные методы принятия решений.

15. Этапы принятия рационального решения.

16. Характеристика первых пяти (1, 2, 3, 4 и 5) этапов принятия рационального решения.

17. Охарактеризуйте 6-й этап принятия рационального решения.

18. Реализация управленческих решений.

19. Требования, предъявляемые к методам реализации решений.

20. Факторы, влияющие на решение проблем.

ТЕМА 6:ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАРКЕТИНГА. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ МАРКЕТИНГА В ФАРМАЦИИ

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по общей характеристике маркетинга и подходам к организации маркетинга в фармации.

2. Формирование умений по выявлению главных составляющих маркетинговой деятельности и по разработке комплексов маркетинга.

3. Формирование коммуникативных компетенций по работе с рынком ради удовлетворения нужд и потребностей потребителей.

4. Формирование правовых компетенций в сфере социально-этичного маркетинга.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения - ознакомить студентов с:

· определением маркетинга;

· основными понятиями сферы маркетинга;

· видами спроса;

· концепциями маркетинга.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Роль маркетинга в жизни человека и в развитии общества.

2. Термины (понятия) в сфере маркетинга.

3. Основные виды спроса.

4. Концепции маркетинга.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Рынок как регулятор жизни общества.

· Основные понятия сферы маркетинга.

Работа в малых группах. Презентация:

· Сделка – основная единица в сфере маркетинга.

· Виды спроса.

· Концепции маркетинга.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Москва: Ростинтэр, 1996.

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

Дополнительная:

1. Манн И. Маркетинг на 100%. – Санкт-Петербург, 2003.

2. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. Современный маркетинг. – Москва, 2003.

3. Стоун, Дейвкс, Бонд. Прямой маркетинг. – Минск, 2003.

4. Наумова. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие. – Москва, 2004.

5. Эриашвили, Ховард, Ципкин. Маркетинг: Учебное пособие для вузов. – Москва, 2003.

6. Соловьев. Стратегический маркетинг. - Новосибирск - Ростов-на-Дону, 2002.

7. Галкин, Двойников, Павлов, Поляков, Уваров. Маркетинг. Лизинг. Логистика в здравоохранении. - Самара - Санкт-Петербург, 1998.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Определение маркетинга.

2. Значение рынка. Виды рынка.

3. Основные понятия сферы маркетинга.

4. Спрос и его виды.

5. Подходы (концепции) к управлению маркетингом:

а) концепции совершенствования товара;

б) концепция совершенствования производства;

в) концепция интенсификации коммерческих усилий;

г) концепция маркетинга;

д) концепция социально этичного маркетинга.

ТЕМА 7:ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по методам анализа рыночных возможностей и отбора целевых рынков.

2. Формирование умений по организации службы маркетинга и претворению в жизнь маркетинговых мероприятий.

3. Формирование коммуникативных компетенций по работе с наиболее важными пред­ставителями рынка, установлению прочных связей с поставщиками.

4. Формирование правовых компетенций по работе применительно к нуждам потребителей, состав­ляющих разные сегменты рынка.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения – ознакомить студентов с:

· анализом рыночных возможностей;

· отбором целевых рынков;

· разработкой комплекса маркетинга;

· претворением в жизнь маркетинговых мероприятий.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Анализ рыночных возможностей.

2. Отбор целевых рынков.

3. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Работа с сеткой развития товара и рынка.

· Отбор целевых рынков.

· Позиционирование товара на рынке.

Работа в малых группах. Презентация:

· Разработка комплекса маркетинга.

· Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

· Система организации службы маркетинга.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Москва: Ростинтэр, 1996.

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Манн И. Маркетинг на 100%. – Санкт-Петербург, 2003.

4. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. Современный маркетинг. – Москва, изд. 3-е. – 2003.

5. Стоун, Дейвкс, Бонд. Прямой маркетинг. – Минск, 2003.

6. Наумова. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие. – Москва, 2004.

7. Эриашвили, Ховард, Ципкин. Маркетинг: Учебно-методическое пособие для вузов. – Москва, 2003.

8. Соловьев. Стратегический маркетинг. – Новосибирск – Ростов-на-Дону, 2002.

Дополнительная:

1. Галкин, Двойников, Павлов, Поляков, Уваров. Маркетинг. Лизинг. Логистика в здравоохранении. – Самара – Санкт-Петербург, 1998.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Процесс управления маркетингом.

2. Анализ рыночных возможностей.

3. Сетка развития товара и рынка.

4. Отбор целевых рынков.

5. Замеры и прогнозирование спроса.

6. Сегментирование рынка.

7. Отбор целевых сегментов рынка.

8. Позиционирование товара на рынке.

9. Претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.

10. Разработка комплекса маркетинга.

11. Система планирования маркетинга.

12. Организация службы маркетинга.

13. Организация службы маркетинга по функциональному и географическому принципу.

14. Организация службы маркетинга по товарному и рыночному принципу.

15. Структура маркетинговой информации.

16. Система маркетингового контроля.

ТЕМА 8:МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по выявлению факторов микросреды и макросреды, воздействующих на деятельность фармацевтической организации.

2. Формирование умений по дифференцированию этапов (фаз) жизненного цикла товара.

3. Формирование коммуникативных компетенций по взаимодействию с поставщиками и потребителями, обеспечению трудовыми ресурса­ми.

4. Формирование правовых компетенций по взаимодействию с государственными налоговыми органами и соблюдению трудового законодательства.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения – ознакомить студентов с:

· факторами микросреды (прямого воздействия);

· факторами макросреды (косвенного воздействия);

· основными этапами жизненного цикла товара.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Внешняя среда и ее факторы.

2. Среда прямого воздействия (микросреда) и ее факторы.

3. Среда косвенного воздействия (макросреда) и ее факторы.

4. Жизненный цикл товара (ЖЦТ), этапы и концепции ЖЦТ.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Основные понятия и положения по теме.

· Факторы внешней среды и их характеристика.

Работа в малых группах. Презентация:

· Структура микросреды (среды прямого воздействия).

· Структура макросреды (среды косвенного воздействия).

· Жизненный цикл товара (ЖЦТ), его этапы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Москва: Ростинтэр, 1996.

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Манн И. Маркетинг на 100%. – Санкт-Петербург, 2003.

4. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. Современный маркетинг. – Москва, изд. 3-е. – 2003.

5. Стоун, Дейвкс, Бонд. Прямой маркетинг. – Минск, 2003.

6. Наумова. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие. – Москва, 2004.

7. Эриашвили, Ховард, Ципкин. Маркетинг: Учебно-методическое пособие для вузов. – Москва, 2003.

8. Соловьев. Стратегический маркетинг. – Новосибирск – Ростов-на-Дону, 2002.

Дополнительная:

1. Галкин, Двойников, Павлов, Поляков, Уваров. Маркетинг. Лизинг. Логистика в здравоохранении. – Самара – Санкт-Петербург, 1998.

КОНТРОЛЬ ПО ВОПРОСАМ

1. Основные понятия и положения по теме.

2. Факторы внешней среды и их характеристика.

3. Виды маркетинговой среды и их характеристика.

4. Структура микросреды (среды прямого воздействия).

5. Поставщики. Законы и государственные органы.

6. Конкуренты, маркетинговые посредники и потребители.

7. Структура макросреды (среды косвенного воздействия).

8. Демографические и политические факторы.

9. Состояние экономики и социо-культурные факторы.

10. Научно-технический прогресс и международное окружение.

11. Жизненный цикл товара (ЖЦТ) и его этапы.

12. Характеристика первого этапа концепции ЖЦТ.

13. Содержание второго этапа ЖЦТ.

14. Характеристика этапа зрелости и насыщения.

15. Четвертый этап ЖЦТ. Подвижность внешней среды.

16. Краткие выводы по изучаемой теме.

ТЕМА 9:СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по проведению маркетинговых исследований фармацевтического рынка и анализу маркетинговой информации.

2. Формирование умений по разработке подходов и методов маркетинговых исследований.

3. Формирование коммуникативных компетенций по соблюдению правил взаимодействия заказчиков маркетинговых исследований и исполнителей.

4. Формирование правовых компетенций по соответствию общепринятым принципам честной конкуренции, а также стандартам, основанным на общепринятых научных методах.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

Задачи обучения – ознакомить студентов с:

· исследованиями рынка, потребителей, конкурентов, товаров, цены, товародвижения и продаж, системой стимулирования сбыта и рекламы;

· методологическими основами исследования маркетинга;

· анализом маркетинговой информации.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Система маркетинговых исследований фармацевтического рынка.

2. Методологические основы исследования маркетинга.

3. Система маркетинговой информации.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ

Дискуссия по вопросам:

· Объекты маркетинговых исследований.

а) исследование рынка;

б) исследование потребителей;

в) исследование конкурентов;

г) изучение фирменной структуры рынка;

д) исследование цены;

ж) исследование системы стимулирования сбыта и рекламы.

Работа в малых группах. Презентация:

· Методические основы исследования маркетинга.

· Правила и процедуры маркетинговых исследований.

· Система маркетинговой информации.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга. – Москва: Ростинтэр, 1996.

2. Багирова В.Л. Управление и экономика фармации. – Москва: Медицина, 2004.

3. Манн И. Маркетинг на 100%. – Санкт-Петербург, 2003.

4. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В., Автухова Е.Э. Современный маркетинг. – М., изд. 3-е. – 2003.

5. Стоун, Дейвкс, Бонд. Прямой маркетинг. – Минск, 2003.

6. Наумова. Прикладной маркетинг в деятельности фирмы: Учебное пособие. – Москва, 2004.

7. Эриашвили, Ховард, Ципкин. Маркетинг: Учебно-методическое пособие для вузов. – Москва, 2003.

8. Соловьев. Стратегический маркетинг. – Новосибирск – Ростов-на-Дону, 2002.

Дополнительная:

1. Галкин, Двойников, Павлов, Поляков, Уваров. Маркетинг. Лизинг. Логистика в здравоохранении. – Самара – Санкт-Петербург, 1998.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Маркетинговые исследования.

2. Исследование рынка.

3. Исследование потребителей.

4. Исследование конкурентов.

5. Изучение фирменной структуры рынка.

6. Исследование цены.

7. Исследование товародвижения и продаж.

8. Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы.

9. Исследование внутренней среды.

10. Методические основы исследования маркетинга.

11. Метод линейного программирования.

12. Методы теории вероятности и сетевого планирования.

13. Метод функционально-стоимостного анализа (ФСА) и моделирования.

14. Правила и процедуры маркетинговых исследований.

15. Процедура маркетингового исследования.

16. Рабочая гипотеза.

17. Рабочий инструментарий исследования.

18. Система маркетинговой информации.

19. Виды маркетинговой информации.

20. Содержание системы маркетинговых исследований.

ТЕМА 10.СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГА.

Наши рекомендации