Выбор метода ценообразования
После того как определены цели ценовой политики и изучены ограничивающие цену факторы (характер спроса, тип конкуренции, действующее законодательство), предприятие приступает к установлению исходной цены на товар. Товар пока не выпущен на рынок. Цена определяется до продажи, «в кабинете», на основе только целей ценовой политики и известных ограничений. Когда предприятие начнет продавать товар, рынок еще потребует корректировки цены. Но пока нужно определить исходную, базовую цену и решить, как это сделать, на основе чего.
Для установления исходной цены предприятию необходимо выбрать метод ценообразования. Существуют методы, основанные на издержках, на спросе, на конкуренции (рис. 7.6). Выбор того или иного метода зависит от обстоятельств: устанавливается цена на материальный или нематериальный товар, на принципиально новый или аналог, есть ли база для сравнения.
Метолы, основанные на излержках
Метод «Себестоимость + прибыль».Рассчитывается полная себестоимость единицы продукции и к ней прибавляется наценка, соответствующая требуемой прибыли. Таким способом предприятие может закладывать в цену желаемую (рентабельность) на 1 руб. реализации продукции, прибыль на 1 изделие или на 1 руб. затрат (соответственно формулы) (7.1), (7.2), (7.3).
(7.1)
где С — полная себестоимость единицы продукции, руб.; П — требуемая прибыль на единицу продукции, руб.
(7.2)
где Р — нормативная рентабельность товара, %.
(7.3)
где — норма прибыли, т. е. прибыль на 1 руб. реализации (цены).
Размеры применяемых наценок варьируются в широких пределах, в зависимости от вида товара. В частности, это зависит от объема продаж, от эластичности спроса, от популярности марки. Это наиболее распространенный метод установления цен. Основные преимущества:
— простота калькулирования издержек. Продавцы больше знают об издержках, чем о спросе. Привязывая цену к издержкам, продавец упрощает для себя проблему ценообразования. Ему не приходится слишком часто корректировать цены в зависимости от колебаний спроса;
- снижение ценовой конкуренции. Если этим методом ценообразования пользуются все фирмы отрасли, их цены, скорее всего, будут схожими, поэтому ценовая конкуренция сводится к минимуму;
— равенство покупателей и продавцов. Многие считают методику расчета «издержки плюс прибыль» более справедливой по отношению и к покупателям, и к продавцам. Продавец при этом возвратит вложенные средства и получит определенный доход. Покупатель уверен, что с него не берут «лишнее». В некоторых случаях покупатели пытаются примерно оценить затраты на изделие и решить таким образом, обоснована ли цена.
Основные недостатки:
- произвольность учета накладных расходов. Калькуляция полных издержек обязательно включает в себя более или менее произвольное принятие решения относительно накладных расходов, следовательно, основа калькуляции некорректна;
— потеря потенциальной прибыли. Данная методика расчета цены не учитывает факторы спроса и поэтому существует опасность упущения потенциальной прибыли.
Методика «издержки плюс прибыль» более всего подходит товарам с неэластичным спросом, так как изменение наценок не сильно скажется на изменении спроса на данный товар.
Любая методика расчета, не учитывающая особенностей текущего спроса и конкуренции, не рациональна с точки зрения маркетинга, поскольку может понизить конкурентоспособность предприятия. Предприятие либо слишком сильно завышает цену, либо недополучает прибыль.
Методика ценообразования с расчетом на получение целевой прибылиосновывается на графике безубыточности (рис. 7.7). На таком графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж. Независимо от объема сбыта постоянные издержки находятся на одном уровне. Валовые издержки как сумма постоянных и переменных издержек растут одновременно с ростом сбыта Крутизна наклона кривой валовых поступлений зависит от цены товара. После преодоления точки безубыточности (пересечение кривой валовых поступлений с кривой валовых издержек) фирма начнет получать целевую прибыль.
Точка безубыточности Б, ед., определяется по формуле (7.4):
(7.4)
где — валовая сумма постоянных затрат, т. е. затрат на весь объем производства, руб.;
— удельные переменные затраты, т. е. переменные затраты на единицу продукции, руб.;
— цена единицы нового товара.
Таким образом, при определенной цене для обеспечения безубыточности, т. е. покрытия валовых поступлений, фирма должна продать товарных единиц, как минимум до точки безубыточности. Если фирма готова взимать за свой товар более высокую цену, то для получения целевой прибыли ей необязательно продавать так много единиц товара. Однако при более высокой цене рынок, возможно, не захочет закупать даже меньшее количество товара. Многое зависит от эластичности спроса по ценам, чего график безубыточности не отражает.
Преимущества метода: возможность планирования фирмой получения целевой прибыли при различных ценах на товар; простота моделирования процесса ценообразования.
Недостатки метода: сложность оценки вероятности влияния разных уровней цен на объем сбыта, не учитывается фактор спроса.
Метод согласования претензий партнеров по сбыту.Если производитель продает товар через посредников и известна розничная, т. е. конечная цена товара, то этим методом можно определить оптовую цену и цену производителя.
Пример.Установлено, что розничная цена товара А должна быть 150 руб. Прибыль розничного товара — 20% от розничной цены. Издержки розничного товара— 10% от розничной цены. Оптовая цена должна составить."
Прибыль оптовика — 20% от оптовой цены. Издержки оптовика — 5% от оптовой цены.
Отпускная цена производителя:
Прибыль производителя — 25% от цены. Значит издержки производителя не должны превышать:
Если это невозможно, производителю придется или снизить собственные претензии на прибыль, или добиться этого от своих партнеров, или общими усилиями сократить сбытовые издержки.
Метол, основанный на спросе