Принципы и функция маркетинга
Определение термина маркетинг
В современной литературе существует огромное количество определений маркетинга. Приведём некоторые из них:
Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей человека посредством обмена.
Маркетинг согласно его широкому пониманию — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чём они нуждаются.
С юридической точки зрения, маркетинг — это управление рынком со стороны поставщиков и заказчиков товарной продукции (в том числе потенциальных поставщиков и заказчиков) в части возмездных переуступок прав собственности на неё.
Маркетинг — это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций.
Маркетинг — это рыночная философия, стратегия и тактика мышления и действия субъектов рыночных отношений: не только производителей и посредников в коммерческой деятельности, но и потребителей, а также поставщиков, практических экономистов, учёных, целых организаций, вплоть до правительственных органов.
Концепция маркетинга, задачи маркетинга, цели маркетинга, экономический смысл маркетинга
Концепции маркетинга – это задачи, решение которых необходимо для достижения желаемых уровней сбыта на разных рынках, принципы и методы их решения.
Известно пять основных концепций маркетинговой деятельности:
1) концепция совершенствования производства (основана на утверждении, что потребители будут покупать товары, которые широко распространены и доступны по цене, следовательно, руководство должно сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и системы распределения.);
2) концепция совершенствования товара (состоит в полагании того, что потребители будут покупать товары наивысшего качества, с наилучшими эксплуатационными свойствами и характеристиками, следовательно, организация должна сосредоточить свои усилия на постоянном совершенствовании товара);
3) концепция интенсификации коммерческих усилий (состоит в том, что потребители не будут покупать товары организации в достаточном количестве, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования);
4) концепция традиционного маркетинга (предполагает, что залогом достижения целей фирмы служат четкое понимание нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности эффективным и продуктивным способом);
5) концепция социально-этичного маркетинга (эта концепция маркетинга подразумевает необходимость одновременно обеспечения сохранение или укрепление благополучия потребителя и общества в целом).
Основные задачи маркетинга:
1) Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
2) Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
3) Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
4) Формирование ассортиментной политики фирмы.
5) Разработка ценовой политики фирмы.
6) Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
7) Сбыт продукции и услуг фирмы.
8) Коммуникации маркетинга.
9) Сервисное обслуживание.
Цели маркетинга — это желаемое положение компании, марки, товара, которое можно достичь скоординированными усилиями всех сотрудников компании в более или менее определенный промежуток времени.
Целями маркетинга могут быть:
1) максимально высокое потребление
2) достижение максимальной потребительской удовлетворенности;
3) предоставление максимально широкого выбора;
4) максимальное повышение качества жизни
Экономический смысл маркетинга заключается в достижении следующих результатов:
1) создание конкурентоспособных товаров;
2) успешное продвижение товаров – товары должны быть своевременно доведены до тех покупателей, которым они предназначены;
3) удовлетворение потребностей покупателей;
4) ускорение производства и реализации товаров.
Принципы и функция маркетинга
Принципы маркетинга – это базовые основы маркетинговой деятельности, вытекающие из законов и закономерностей развития экономики и рынков. Принципами маркетинга являются:
1. Нацеленность каждого участника на достижение конечного практического результата в производственно-сбытовой деятельности, в качестве которого могут выступать:
- выход на рынок с пробной партией товара;
- закрепление на рынке;
- организованный уход с рынка.
2. Концентрация процессов создания и производства определенных товаров на решающих направлениях, то есть выбор стратегий товарной политики.
3. Комплексный подход к увязке целей с ресурсами (материальными, интеллектуальными, финансовыми) и возможностями предприятия.
4. Достижение наиболее рационального, эффективного сочетания в управлении предприятием централизованных и децентрализованных начал.
5. Постоянный поиск новых методов повышения эффективности производства, творческой инициативы работников, направленной на широкое внедрение нововведений, повышения качества продукции, сокращение издержек производства.
6. Разработка стратегии и тактики активного приспособления (адаптации) предприятия к требованиям внешней и внутренней среды с целью максимального удовлетворения требований покупателей.
Принципы управления маркетингом всегда реализуются комплексно, то есть совместно, одновременно. В зависимости от конкретных условий они приобретают конкретную форму.
В маркетинге выделяются 4 блока комплексных функций:
1) аналитическая функция,
2) производственная функция,
3) сбытовая функция,
4) функция управления и контроля
Некоторые специалисты, кроме этих 4-х функций, добавляют ещё одну: формирующую (убеждать и стимулировать).