Модели покупательского поведения
Каждая целевая группа имеет свою собственную модель покупательского поведения. Процесс принятия решения о покупке происходит в человеке, поэтому его невозможно наблюдать непосредственно.
Первые попытки объяснить покупательское поведение сводились к представлению процесса принятия решения о покупке как некоего « черного ящика». Механизмы и процессы, происходящие в «черном ящике», практически не исследовались. Современные модели покупательского поведения в отличие от модели типа «черный ящик», дают более надежное средство к пониманию процессов, происходящих в голове человека в связи с покупкой. Они позволяют структурировать и объяснять закономерности, связывающие переменные «входа» и «выхода». В зависимости от объема и комплексности этих переменных различают структурные и частные (факторные) модели.
Структурные модели
Структурная модель покупательского поведения
Внешние факторы (неконтролируемые) | ||||
Группа влияния, воздействие отдельной личности | Семья | Социальный слой, стиль жизни | Культура, субкультура | Диффузионные процессы (распределение нового продукта) |
Индивидуум
(«черный ящик»)
Внешние факторы (контролируемые) | ||||
Качество | Дизайн, сохранность | Место покупки | Реклама, сервис | Цена |
Частные или факторные модели
Эмоционально – мотивационные модели.
Эмоциональное поведение целенаправленно достигается с помощью инструментов маркетинга.
Мотивы являются побудителями определенного поведения.
Мотивы подразделяются на 2 основные группы:
1) первичные мотивы (голод, жажда, сон) – связанные непосредственно с сохранением жизни
2) вторичные мотивы – опосредованно служат удовлетворению первичных мотивов.
Иерархия мотивов (по А. Маслоу)
Личностные характеристики и установки
Личностные характеристики и установки – относятся к внутренним факторам покупательского поведения. Связи между личностью и потребительским поведением научно еще не достаточно выявлены. На внутренние факторы покупательского поведения оказывает влияние информация и накопленный опыт о тех или иных конкурирующих товарах. Тип личности, информация и потребительский опыт определяют установки индивидуума по отношению к различным товарам.
Теория обучения
Теория обучения основана на процессах познания, тесно, связанных с восприятием (узнавание той или иной марки в магазине).
Различают следующие виды восприятия:
- неосознанное восприятие (реклама за порогом сознания);
- осознанное восприятие (восходящее к предшествующему опыту).
Теория референтных групп (групп влияния)
Референтные группы осуществляют социально-контролирующие воздействие на принятие решений о покупке.
Отношение индивидуума к своей группе может быть ассоциативного вида, когда индивидуум стремится идентифицироваться с группой, а также диссоциативного вида, когда поведение индивидуума отклоняется от группового поведения.
Влияние группы в значительной мере зависит от степени идентификации членов группы со своей группой.
К референтным группам тесно примыкают «лидеры мнений», «кумиры», которые своим воздействием на целевую группу покупателей могут мультиплицировать эффект мероприятий маркетинга.
Распространение новых продуктов (теория диффузии)
Всех покупателей распределяют на 5 основных групп в зависимости от времени готовности купить новые товары к моменту их появления на рынке:
- «новаторы» 2,5% – отличаются готовностью рисковать и высокими доходами.
- «ранние последователи» 13,5% – чаще всего встречаются среди «лидеров мнений».
- «ранее большинство» 34% – выборочно воспринимают новые идеи, достаточно осторожны, хотя стремление и новизне среди них все же преобладает.
- «позднее большинство» 34% – приобретают новые продукты, когда большая часть покупателей уже приобрела их.
- «отстающие»16% – настолько тяготеют к традиционным продуктам, что приобретают новинки, когда они становятся уже традиционными.
ТЕМА 5