Выбор стратегических факторов
Виды стратегий, определение и т.п.
«… результатами компании правят два фактора: стратегия и реализация. Иметь стратегию – это значит отличаться в видах или способах деятельности от конкурентов: делать не то, что делаю конкуренты, или делать то же самое, но по-другому. Стратегия – это не цель, или объект, или задача. Это – не видение, не миссия, не предназначение. Иметь стратегию – значит отличаться от конкурентов в чем-то важном». Ф.Розенцвейг
«Эффект ореола…», Бест Бизнес Букс, 2008. С.167,168
Термин стратегия дословно означает искусство ведения военных операций, да и сейчас мы употребляем его с похожим значением – способ достижения цели, некий прием, маневр.
В менеджментестратегия – это комплексная концепция, направленная на осуществление миссии фирмы и реализацию ее стратегических целей. (средство достижения стратегических целей)
Стратегия включает
· характеристику сегмента рынка (поле боя) – произв. специализацию фирмы, характеристику потребителей ее продукции
· описание конкурентных преимуществ
Стратегические решения фирмы оказывают влияние на внешнюю среду прямого воздействия.
Классификация стратегий:
1. По объекту управления:корпоративная стратегия (организации в целом) и стратегия бизнес-единицы
2. По стадиям жизненного цикла:
2.1 Стратегия роста (предполаг. инвестирование)
– стратегия ограниченного роста (стабилизация, сохранение существующей ситуации за счет минимизации рисков в ходе диверсификации деятельности),
-Стратегия активного роста ( применяют обычно фирмы в быстрорастущих отраслях и компании, захватывающие сегмент рынка):
• стратегию проникновения на рынок;
• стратегию горизонтального роста за счет расширения объема и выпуска продукции, создания филиальной сети, слияний и поглощения фирм-конкурентов;
• стратегию вертикального роста за счет поглощения фирм - поставщиковсырья, материалов и покупателей полуфабрикатов, постепенного перехода к контролю всей технологической цепочки.
2.2 Стратегия «сбора урожая» - не предполагает ни инвестирования, ни изъятия инвестиций (деинвестирования). Основная цель состоит в том, чтобы использовать преимущества созданного в прошлом положения и максимизировать прибыль, не прилагая усилий к сохранению объема продаж.
2.3 Стратегия сокращения предполагает деинвестирование. варианты этой стратегии:
- Стратегия замораживания предполагает временную приостановку деятельности с целью сохранить производственные мощности в ожидании оживления на рынке. Такую стратегию часто применяют иностранные инвесторы в России в период очередном финансового кризиса. В ходе замораживания увольняется практически весь персонал за исключением генерального директора, и ключевых специалистов. Обычное оборудование распродается, уникальное консервируется. Если рынок оживляется, то фирма быстро возрождается.
- Стратегия отсечения лишнего рационализация деятельности за счет ликвидации отдельных убыточных подразделений и не слишком успешных направлений деятельности для высвобождения ресурсов для более перспективных направлений.
- Стратегия ликвидации предполагает «выход из бизнеса» и полную распродажу активов с целью минимизировать убытки от существования фирмы.
При формировании стратегий необходимо учитывать особенности основных стратегических факторов: рыночной конкуренции, условий сбыта товара, формирования цены и т. д. (см. табл.).
Выбор стратегических факторов