Подготовка к контакту с покупателем

Подготовительная работа осуществляется в следующем порядке (рисунок 5.4).

       
  Подготовка к контакту с покупателем - student2.ru
 
   
Р55.4.Рис Приемы подготовительной работы с покупателем  

Рисунок 5.4

Для формирования письменного предложения следует обратить внимание на нижеперечисленные элементы (рисунок 5.5).

       
    Подготовка к контакту с покупателем - student2.ru
 
 
Рисунок 5.5. Требования к письменному посланию клиента

После послания, даже если и не получен ответ, необходимо осуществить к покупателю визит, спланировав его сценарий. Структура визита может быть следующей:

1. Начало беседы.Разговор следует начинать с потребностей клиента или со специфики потребностей.

2. Выяснение позиции. Можно задать вопросы, чтобы более подробно знать потребности и пожелания клиента.

3. Создание интереса клиента к предлагаемому товару.Для создания интереса можно использовать такие приемы: показать буклеты, каталоги, сослаться на удовлетворенных клиентов, представить расчеты с выгодой для клиента.

Во время первого визита может быть запланирована и презентация товара, которая должна основываться:

– на целевой направленности (постоянном фокусировании внимания на определенной цели);

– организации разъяснения сложного материала;

– управлении потоком обсуждения;

– применении иллюстраций;

– контролировании времени проведения презентации;

– прогнозировании вопросов во время сообщения;

– делании ключевых вопросов запоминающимися;

– демонстрировании уверенности и гибкости.

Очень важно при подготовке к контакту с потребителем выяснить критерии покупки и влиять на эти критерии. Критерии покупки определяются потребностями покупателя и внешними факторами. Можно выделить основные критерии, которые наиболее часто имеют место в практике покупки товаров:

– назначение и качество товара;

– стоимость товара и условия оплаты;

– уровень и качество сервисного обслуживания;

– надежность, безопасность, ремонтопригодность используемого товара;

– престижность приобретения;

– рекомендации клиента, использующего этот товар;

– демонстрация товара;

– прибыльность.

Чтобы оказать влияние на эти критерии необходимо выявить их на основе переговоров с потребителем, осуществить мониторинг, проследить, чтобы торговое предложение соответствовало этим критериям.

Одним из важных моментов подготовительной работы является оценка конкурентов. Для этого нужно определить главных конкурентов; изучить их опыт продажи товаров (сеть продажи, ассортимент, качество, цена, реклама); их преимущества и стратегию работы на рынке (цели, приоритетные направления, методы работы).

В подготовительный период необходимо создать группу специалистов для переговоров и заключения сделки (группу успеха). В состав ее могут входить: лидер группы, маркетолог, менеджер, финансист, проектировщик, юрист. Надо обратить внимание на профессионализм, ответственность и способность творчества каждого члена группы успеха.

Подготовка к контакту с потребителем заканчивается составлением плана действий.

После проведения тщательной подготовительной работы необходимо представить клиенту торговое предложение и осуществить его презентацию.

Торговое предложение (оферта)– это документ, отражающий все условия продажи товара. По структуре оно, как правило, состоит из сопроводительного письма, содержания торгового предложения и контракта на заключение сделки.

Первым структурным элементом торгового предложения является сопроводительное письмо, персонально направляемое высшему руководству фирмы-заказчика, должно быть кратким, но содержательным. В письме отражается цель процесса покупки, отмечается, кто явился инициатором, указывается объем поставок, и какие основные потребности клиента товар покрывает. Начало письма может выглядеть следующим образом: “В соответствии с Вашей инициативой, направляем торговое предложение о поставке 1000 штук подшипников, которые необходимы для ремонта автомобилей марки “…””. В письме должны быть подчеркнуты основные достоинства своего предложения. В заключении выражается благодарность сотрудникам предприятия-заказчика за помощь в подготовительной работе по заключению сделки.

Второй структурный элемент торгового предложения – его содержание. Основными разделами являются:

– оглавление;

– аннотация;

– требования заказчика;

– предложение продавца;

– финансовые условия;

– условия поставки (сроки, транспортировка);

– послепродажное обслуживание.

Третий элемент торгового предложения – контракт по заключению сделки, где указывается детальная спецификация товара, обязанности, ответственность сторон по заключению сделки.

Для того, чтобы торговое предложение было принято, необходима его презентация (рисунок 5.6).

Подготовка к контакту с покупателем - student2.ru

Рисунок 5.6. Структура презентации торгового предложения

В ходе презентации могут возникнуть вопросы и возражения деловых партнеров. Возражения участников презентации является нормальным процессом и свидетельствует о заинтересованности слушателей. Техника управления возражениями:

– внимательное слушание;

– уточнение возражений;

– идентификация возражений;

– закрытие презентации.

Если все возражения не были преодолены и возникла тупиковая ситуация, то можно применить следующие приемы: пересмотреть обсуждаемые проблемы; сменить команду, заменив ее членов в зависимости от сложившейся ситуации; сделать перерыв в переговорах; попытаться возобновить переговоры на основе какого-то третьего решения (уступка в обмен на уступку); исключить в последующих переговорах раздражение и волнение. Если презентация прошла успешно, то наступает процесс заключения сделки и подписания контракта. При заключении сделки для выяснения степени удовлетворенности потребителя покупкой уточняются его запросы, пожелания, в соответствии с которыми вносятся коррективы в деловое сотрудничество.

Соблюдение технологии продажи товаров на основе прямого диалога позволяет сформировать устойчивый деловой сегмент потребителей, обеспечивает конкурентные преимущества на рынке и в целом будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия.

Наши рекомендации