Предварительный контроль
Как правило, осуществляется на этапе планирования различных видов РД и состоит в оценке полноты и правильности представления в планах основных целей, задач и установок отдельных мероприятий, стоимостных показателей, отображения форм и видов контроля.
Инструмент проведения – предтестирование.
Промежуточный контроль
Это текущий контроль за выполнением отдельных мероприятий, нормативов; измерение отдельных достигнутых результатов.
Итоговый контроль
Это комплексный анализ выполнения всех поставленных задач.
Внутрифирменный контроль (самоконтроль)
Осуществляется силами рекламной или маркетинговой служб фирмы
Внешний контроль
Осуществляется органами государственного и общественного контроля (правовые органы, налоговые службы и др.)
СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА
Первоначально стимулирование сбыта использовалось как вспомогательный инструмент, который считался менее важным по сравнению с рекламой и личными продажами в рамках маркетинговых коммуникаций-микс (комплекса маркетинга: товар, цена, распределение, маркетинговые коммуникации). Сейчас такая точка зрения устарела. Стимулирование сбыта может поддерживать или дополнять другие средства маркетинговых коммуникаций или выступать самостоятельно в качестве основного средства.
Стимулирование сбыта (Sales promotion) представляет собой использование набора инструментов, предназначенных для усиления ответной реакции целевой аудитории* на различные мероприятия в рамках маркетинговой стратегии в целом и коммуникативной стратегии в частности. Стимулирование сбыта может быть направлено на все или на конкретные аудитории, представленные потребителями или распространителями продукции. Торговая аудитория включает в себя розничных и оптовых продавцов, дистрибьюторов и брокеров, работающих в каналах распределения. Так же к торговой аудитории может быть отнесен персонал или другие наемные работники.
Стимулирование сбыта используется в следующих случаях:
1) когда на рынке имеется множество конкурирующих товаров, с практически одинаковыми потребительскими свойствами;
2) для введения на рынок нового товара или выхода фирмы на новый рынок;
3) для поддержания позиции товара, при переходе его жизненного цикла в стадию зрелости;
4) для увеличения осведомленности покупателей о предназначении товара;
5) для оживления упавшего спроса.
Наиболее полно оценить значимость стимулирования сбыта можно, рассмотрев его преимущества и недостатки.
Связь стимулирования сбыта с другими инструментами ИМК
Выше мы указали, что стимулирование сбыта может использоваться совместно с другими видами маркетинговых коммуникаций. Например, стимулирование участников процесса торговли часто сопровождается личными продажами; реклама может объявить о специальных мероприятиях для покупателей, а стимулирование сбыта может помочь созданию баз данных для последующих программ прямой почтовой рекламы.
В таблице 2 показан синтез различных средств маркетинговых коммуникаций.
Таблица 2 – Сравнение стимулирования сбыта с другими средствами маркетинговых коммуникаций-микс
Критерии | Стимулирование сбыта (sales promotion) | Реклама (advertising) | Взаимоотношения с общественностью (public relations) | Прямой маркетинг (direct-marketing) | Личные продажи |
Временные рамки | Короткий срок | Длительный срок | Длительный срок | Короткий срок | И то, и другое |
Основной побудительный мотив | Как эмоциональный так и рациональный | Эмоциональный | Эмоциональный | Рациональный | Рациональный |
Основная задача | Продажи | Имидж/позиционирование торговой марки | Благоприятное отношение | Продажи | Продажи и взаимоотношения |
Вклад в прибыльность | Высокий | Умеренный | Низкий | Высокий | Высокий |
Усилия по стимулированию сбыта могут быть не всегда очевидны, если стимулирование сбыта используется совместно с другими инструментами маркетинговых коммуникаций, такими как реклама, из-за того, что объединенные усилия создают синергию. Возникающий синергический эффект стимулирования сбыта может стать мощным дополнением к действию маркетинговых коммуникаций.
Стратегия стимулирования сбыта
При формулировании целей стимулирования сбыта необходимо учитывать два фактора:
1) что представляет из себя аудитория;
2) какой подход необходимо применить – активный или реактивный.
В зависимости от рода аудитории могут ставиться разные цели. Стимулирование сбыта предназначается для того, чтобы побудить потребителя к действию, создать мотивацию для торгового персонала и добиться сотрудничества со стороны представителей торговли.
Активные долгосрочные мероприятия предназначены для достижения следующих целей:
- обеспечит дополнительный доход или долю рынка;
- расширить целевой рынок;
- добиться положительного мнения о товаре;
- увеличить ценность товара и состояние торговой марки.
Реактивные мероприятия являются ответом на негативную или краткосрочную ситуацию Они пытаются достичь следующих целей:
- справиться с конкуренцией;
- сократить товарные запасы;
- обеспечить приток наличных средств;
- как вариант, обеспечить выход из бизнеса.
Вспомним, что стимулирование может быть нацелено или на потребителя, или на аудиторию, состоящую из представителей торговли. Стимулирование торговли – это меры по продвижению, направленные на торговлю и торговый персонал; стимулирование потребителя – это меры по продвижению, ориентированные на потребителя. Целевая аудитория диктует как цели стимулирования, так и набор используемых средств стимулирования сбыта.