Управление маркетингом компании
НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
Современный подход к целевому управлению компанией и поддержка основных управленческих бизнес-процессов с помощью информационных технологий и систем, включающий в себя несколько уровней управления, представлен на рис
На верхнем уровне представлен процесс разработки стратегии компании, ориентированной на повышение ее акционерной стоимости, и сбалансированной системы показателей на основе современных парадигм маркетинга и стратегического управления. Данный процесс в значительной мере опирается на опыт и интуицию топ-менеджеров компании, для выполнения этой задачи могут привлекаться внешние консультанты. Деятельность компании описывается математической моделью, в которой все задачи и бизнес-процессы представляются как система взаимосвязанных исчисляемых показателей. С помощью подобной визуализированной модели можно выявлять и анализировать направления развития компании еще на этапе планирования и подготовки управленческих решений. Особенно эффективно применение системно-динамических моделей в условиях неопределенности, когда применение традиционных оптимизационных моделей затруднено. Системно-динамические модели позволяют производить сценарный анализ, проигрывать различные решения и анализировать их последствия, а также риски и оптимизировать управляющие параметры. Для создания системно-динамических моделей используются различные программные средства, наиболее популярными решениями на практике являются такие пакеты, как Power Sim Studio , iThink,WenSim , AnyLogic и т.д. Для разработки стратегии могут использоваться также экспертные системы, системы поддержки принятия решений и другие классы информационных систем.
Целевое управление компанией для реализации разработанной стратегии поддерживается с помощью системы управления корпоративной эффективностью (РМ-решенпя, включающего в себя ряд приложений), интегрированной с BI-платформой, обеспечивающей средства бизнес-анализа и представления информации.
Рис 2.7
На нижнем уровне представлены процессы оперативного управления компанией с помощью корпоративной информационной системы управления и ее составляющих элементов: баз и хранилищ данных, транзакционных систем — ERP.SCM CRMдр.
В настоящее время широкое распространение получили решения класса Enterprise Suiteна основе подходов ERP, ERPII), примерами которых являются SAP и Oracle Business Suiteи др.
Стратегия компании обычно разрабатывается на срок 3—5 лет. Циклы планирования и бюджетирования рассчитаны на меньшие промежутки времени (год и менее), оперативное планирование в ERP-системах и других системах транзакционного типа позволяет рассматривать еще меньшие промежутки времени — недели, дни, а в автоматизированных системах управления производством и технологическими процессами интервал планирования может измеряться секундами и менее.
CPM-системы создаются и развиваются такими компаниями, как Hyperion Solutionns Corp. (в 2007 г. компания куплена корпорацией Oracle), Cognos(в 2007 г. вошла в состав IВМ), Business Objects (в 2007 г. вошла в состав SAP AG ), Рассмотрим основные функции и возможности современных промышленных РМ-решений. Перечислим основные компоненты CPM-решения (РМ-системы, состоящей из семейства модулей, отвечающих за поддержку процессов управления эффективностью в рамках всей компании):
· Подсистема, реализующая функции целевого управления (в частности, современныеCPM-решения поддерживают методологию BSC).
· Подсистема моделирования бизнеса позволяет формировать сценарии деятельности, учитывать использование ресурсов, выявлять ограничения и узкие места, применять методы функционально-стоимостного анализа для расчета себестоимости и т.п.
· Подсистема планирования, бюджетирования и прогнозирования позволяет учитывать особенности структуры организации и ее финансовых потоков, вести учет трендов, строить прогнозы, анализировать отклонения и выполнять другие необходимые действия.
· Подсистема бизнес-анализа или бизнес-интеллекта (Business Intelligeent позволяет собирать необходимую информацию из различных разнородных источников (ERP,SCM CRMдр.), структурировать и анализировать ее в интересах бизнеса.
· Подсистема финансовой консолидации и отчетности позволяет организовать сбор и обработку финансовой отчетности подразделений компании и зависимых компаний, сформировать комплект финансовых отчетов в соответствии с международными и национальными стандартами.
Замкнутый цикл управления эффективностью включает в себя:
-определение стратегии, целей и построение сбалансированной системы показателей;
-моделирование факторов, определяющих достижение этих целей, и соответствующих ограничений;
-планирование мероприятий по реализации целей;
-постоянный мониторинг достигнутых результатов на основе их сравнения с целевыми значениями ключевых показателей эффективности;
-анализ результатов;
-составление отчетности (финансовой и управленческой). СРМ-система обеспечивает комплексный и непрерывный подход
к процессу управления на основе сформированной системы показателей эффективности, дает возможности моделирования ситуаций и факторов, влияющих на бизнес компании за счет встроенных инструментов BIТермин Business Intelligentбыл введен аналитиками Gartner Groupкак «процесс, ориентированный на бизнес-пользователя и включающий доступ и исследование информации, ее анализ, выработку интуиции и понимания, которые ведут к улучшенному и неформальному принятию решений». Платформа BIобъединяет средства представления информации, анализа и интеграции. Средства анализа включают в себя инструменты OLAP, визуализации, прогнозного моделирования и Data Miningа также поддержку целевого управления на основе ключевых показателей эффективности (КРI) и стратегических метрик (Score Cording). OLAP, или средства оперативного многомерного анализа — программное обеспечение, которое дает пользователю возможность наблюдать данные в различных измерениях, направлениях или сечениях.Data Mining — программное обеспечение, которое осуществляет автоматический поиск ранее неизвестных практически полезных и доступных интерпретации знаний, необходимых для принятия решений. Промышленные BI-платформы используют для анализа данных сложные современные математические модели, алгоритмы и их программные реализации, которые постоянно развиваются и совершенствуются.
В соответствии с приведенным выше подходом опишем уровни управления маркетингом на основе интегрированных информационных систем.
Уровень 1. На самом верхнем уровне разрабатывается маркетинговая стратегия компании и сбалансированная система показателей эффективности в области маркетинга и продаж с помощью описанных выше подходов. На данном этапе возможно применение системно-динамических моделей маркетинговых процессов и соответствующих информационных систем там, где это целесообразно. Возможно применение систем поддержки принятия решений, экспертных и других информационных систем для решения задач стратегического маркетинга.
Уровень 2.С помощью систем класса CPM BI осуществляется целевое управление маркетингом на основании разработанной сбалансированной системы показателей в области маркетинга и продаж. Управление эффективностью отдельных направлений, таких, как взаимоотношения с клиентами или продуктовый маркетинг, могут поддерживаться с помощью специализированных модулей . Управление эффективностью веб-сайта или корпоративного портала компании может поддерживаться приложениями класса Web Analytics
Уровень3. Разработанные на втором уровне планы и бюджеты являются основой для оперативного управления маркетингом компании. Поддержка оперативных маркетинговых бизнес-процессов и поддержка подсистем внутренней информации (баз данных и хранилищ данных) осуществляется с помощью систем класса ERP CRM PLMи других систем транзакционного типа. Три уровня управления эффективностью маркетинга связаны между собой в замкнутый цикл управления.
Подсистемы внешней информации (маркетинговой разведки), необходимые для анализа большой группы КР1 и мониторинга внешней среды, интегрируются с внешними источниками информации, в частности с информационно-аналитическими системами, позволяющими проводить анализ открытых источников информации (печатные СМИ, телевидение, радио, Интернет). Информационно-аналитические системы позволяют решать следующие задачи: оперативный мониторинг СМИ, точный поиск информации по открытым источникам, конкурентный анализ, информационная разведка, управление репутацией, изучение отраслевого рынка. Развитие технологий и сервисов сети Интернет оказывает огромное влияние на развитие маркетинговых информационных систем в целом и на подсистемы внешней информации (маркетинговой разведки) и маркетинговых исследований в составе МИС.
Сегодня более 98% крупных и средних компаний в развитых странах используют интегрированные маркетинговые информационные системы в своей деятельности, без них невозможно представить себе управление маркетингом в современной компании.