Тема 9. Региональный маркетинг и формирование региональных потребительских рынков
9.1. Роль рынка товаров и услуг в удовлетворении потребностей
9.2.Сегментация рынка товаров и услуг: региональный аспект
9.3. Особенности развития потребительского рынка в регионах Казахстана
9.1. Роль рынка товаров и услуг в удовлетворении потребностей. Региональный потребительский рынок выступает для населения края, области, республики индикатором хода и эффективности экономических реформ, степени реального продвижения к модели социально-рыночного хозяйства. Его качественное состояние зависит от характера и направленности воздействия правительства и органов управления, открытости отечественной экономики и включенности региона в мирохозяйственные связи, эффективности внешнеэкономической (в том числе таможенной, экспортно-импортной, валютной) политики, а также действенности финансово-кредитных инструментов и методов бюджетного регулирования.
Ключевым представляется исследование механизма взаимосвязи производства и потребления в регионе, анализ роли корпоративных структур как конъюнктуреформирующих институтов регионального потребительского рынка и как субъектов формирования его товарных ресурсов, сети институтов рыночной инфраструктуры, проведения политики регионального маркетинга и повышения конкурентоспособности экономики региона.
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг на данной территории.
Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями; между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления и др.
Региональный потребительский рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.
В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок - это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-адмнистративного образования, с учетом адекватных методов регулирование конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.
Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». Потребительский рынок региона - это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализванная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления.
По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнодеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономически отношении производства, реализации к потребления матереиальных благ и услуг потребительской ориентации.
Насыщенность и емкость регионального потребитеьского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе. В конечном счете именно от нее многом зависит конечное потребление населения региона.
Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона - производство (предложение) - денежные доходы населения - реализация (торговля) - потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. В этой связи он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Товар — сложное, многоаспектное понятие, включающее совокупность многих свойств, главными среди которых являются потребительские свойства, т.е. способность товара удовлетворять потребности того, кто им владеет.
Общепринятое определение товара — «продукт труда, произведенный для продажи» — остается, несомненно, справедливым и в маркетинге. Однако все руководства по маркетингу подчеркивают не столько роль товара в его обмене на деньги, сколько возможность его использовать, потреблять: «товар — это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потребность»или «товар — это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для материального удовлетворения нужд потребителя».
Потребительская ценность товара выступает как совокупность свойств, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами. Эти свойства так или иначе предстают перед покупателем и определяют его намерение купить товар и стать постоянным клиентом данного производителя. И поскольку для стабильного успеха предприятия необходимо заботиться о формировании постоянной клиентуры, особое внимание на конкурентном рынке придается таким качествам, как: цвет, упаковка, дизайн, эргономические особенности (удобство пользования, обслуживания, ремонта), сопровождающая документация (описание, инструкции по эксплуатации). Вместе с тем великолепный дизайн автомобиля, трактора, станка при плохом техническом обслуживании не спасет их от провала на «рынке покупателя».
Для понимания возможностей продукта как товара производителю следует рассматривать и оценивать его в трех измерениях: конкретно, расширенно и обобщенно.
Конкретный продукт — это базовая физическая сущность, которая имеет точные характеристики и предлагается под заданным описанием или кодом модели (например, плита электрическая «Электра», электробритва «Бердск-15». электродвигатель АИР-100). Стиль, цвет, вкус, размер, масса, надежность, качество конструкции и эффективность в использовании — примеры конкретных товарных характеристик.
Понятие расширенного продуктавключает не только его образ, но и «шлейф» обслуживания (покупка холодильника, например, увязывается с получением необходимых технических рекомендаций, гарантий, условий возврата). Расширенная продукция применительно к ЭВМ — пакеты программ, инструкции для пользователей по эксплуатации и порядку обслуживания.
Обобщенный продукт — наиболее широкое определение товара, соответствующее концепции маркетинга: «На фабрике мы производим косметические изделия, а в магазинах мы продаем и надежду», — обобщает фирма «Ревлон».
Другое важное положение, связанное с товаром, с позиций маркетинга — это необходимость проектировать его с четкой ориентацией на заранее выявленную целевую группу потребителей. Главное, о чем нужно помнить предприятию-изготовителю, продумывая свой набор услуг, — проектировать его исходя из потребностей не «среднестатистического» покупателя, а определенной однородной группы.
Продукт должен быть доведен до степени коммерциализации. Это означает полное освоение его в серийном производстве, успешное завершение всех необходимых испытаний, получение соответствующих сертификатов и других нормативно-технических документов, создание сети обслуживания.
Товар, ориентированный на российского потребителя, может и не соответствовать характеру спроса иностранного покупателя. Экспортным называется такой товар, который создан после серьезного анализа требований соответствующего сегмента (группы потенциальных покупателей) рынка той страны (стран), куда отечественное предприятие намерено, осуществлять экспорт. При разработке экспортного товара следует также иметь в виду возможные изменения этих требований, предусматривать должное правовое, сервисное, рекламное обслуживание. Только такой товар гарантирует закрепление экспортера на внешнем рынке. Особенно выгоден и перспективен экспорт товаров «рыночной новизны».
Обычно принято делить товары на потребительские(личного пользования) и производственногоназначения. Характер потребления товаров каждой из этих групп различен, покупка определяется разными потребностями и мотивами. Обычно приобретение товара личного пользования — это акт единоличной воли, максимум — воли всей семьи. Что касается покупки товара производственного назначения, то здесь принимается коллегиальное решение, в выработке которого участвуют люди, находящиеся на разных административных уровнях. Для успешного сбыта этих товаров специалист по маркетингу непременно должен учитывать психологию лиц, от которых зависит принятие окончательного решения о покупке.
Среди товаров личного пользования можно выделить три группы:
изделия длительного пользования — автомобили, холодильники, одежда, мебель и т.д., приобретаемые сравнительно редко;
изделия краткосрочного пользования — продукты питания, косметика, моющие средства;
услуги — действие, результатом которого является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект (сшитый по индивидуальному заказу костюм, перепечатка на машинке рукописи, перевозка пассажиров и т.п.)
Приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг сопровождается частыми контактами покупателя и продавца. При этом покупатель, однажды удовлетворенный качеством товара, в дальнейшем предпочитает покупать товар той же торговой марки («приверженность к марке») и становится постоянным клиентом его изготовителя. Если приобретение изделий краткосрочного пользования и услуг организовано хорошо и не вызывает у покупателя затруднений, то феномен приверженности к марке возникает быстро и требует сравнительно незначительных усилий для его поддержания. Изделие длительного пользования, а тем более производственного назначения, требует больших усилий как в организации продажи, так и в формировании у клиента приверженности к марке. По отношению к товарам производственного назначения покупатель особенно ценит надежность поставщика, под которой понимается уверенность в том, что товар надлежащего качества будет поставлен точно в срок со всей необходимой документацией, и что рекламе и устным заявлениям представителей поставщика можно безусловно доверять. Товары надежного поставщика покупают нередко по более высоким ценам, чем товары его конкурентов, и клиенты не отказываются от покупки при повышении цен, вызванном инфляцией или иными причинами..
Возможны и иные способы классификации товаров, однако всегда основой такой классификации является удовлетворение потребностей: оно выглядит конечным итогом в характеристике потребительских свойств товара. Например, разделение продуктов на предметы повседневного спроса, предметы тщательного выбора и престижные предметы подразумевает, что одни приобретенные товары в глазах окружающих не могут, а другие, наоборот, способны подчеркнуть высокий социальный статус их владельца.
Товары производственного назначения в практике маркетинга классифицируют на следующие категории: основное оборудование; вспомогательное оборудование; узлы и агрегаты; основные материалы; вспомогательные материалы и сырье. Такое деление основывается на различном отношении покупателя к этим товарам и специфике предъявляемых требований к способам продажи, обслуживания, снабжения запасными частями и иным аспектам торговли данными товарами. В зависимости от этого организуется реклама — важнейшая составляющая маркетинга.
Следует отметить, что спрос на товары производственного назначения формируется не сам по себе, а в тесной взаимосвязи со спросом на изделия личного потребления. Так, благоприятная конъюнктура на автоматы для плазменной сварки листов алюминия может возникнуть как отражение высокого спроса на алюминиевые прогулочные лодки, становящиеся по тем или иным причинам модным товаром.
Нужда — это испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.
Нужды можно разделить на:
§ Физические — пища, одежда, безопасность
§ Социальные — нужда в общении и привязанности
§ Индивидуальные — потребность в знаниях и самовыражении
Потребность
Потребность — это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.
Так, например, ощущая голод американец думает о гамбургере, россиянин о пельменях, а москвич о суши.
Потребности людей практические не ограничены. Каждый покупатель предпочитает выбирать товары, которые имеют высшую потребительскую ценность и способны обеспечить максимальное удовлетворение за ту сумму, которую покупатель в состоянии заплатить. Потребности, подкрепленные покупательской способностью, переходят в категорию запросов.
Например, на основании своей покупательской способности каждый покупатель выбирает такой автомобиль, который максимально удовлетворяет его потребности в безопасности, престиже и комфорте.
В своей совокупности человеческие потребности безграничны, хотя потребность в каком-то отдельном благе может иметь свой физиологический предел. Так, например, потребность в удалении зуба ограничивается количеством зубов, а потребность в завтраке — нашим аппетитом, однако потребности в медицинских услугах и в продуктах питания в целом безграничны.
В экономической литературе можно встретить самые разнообразные подходы к классификации человеческих потребностей. Так, известный английский экономист Альфред Маршалл (1842-1924), автор одного из первых учебников по экономической теории "Принципы экономической теории", учитель другого не менее известного английского экономиста Кейнса делил потребности на:
§ Первичные (потребность в еде) и Вторичные (чтение)
§ Абсолютные (потребность в одежде) и Относительные (машины для производства одежды)
§ Высшие (духовное развитие) и Низшие (физиологические)
§ Положительные и Отрицательные (наркотики)
§ Неотложные и могущие быть отложенными
§ Общие и Особенные (сложившиеся под влиянием традиций)
§ Обычные и обусловленные чрезвычайными обстоятельствами
§ Индивидуальные и коллективные
§ Частные и Государственные (потребность в обороне)
9.2.Сегментация рынка товаров и услуг: региональный аспект. Исследование и классификация потребительских рынков региона представляет собой макросегментацию товарного рынка как единого целого. Углубленное изучение регионального рынка товаров и услуг предполагает его дальнейшее деление в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товаров. Это и определяет понятие рыночной сегментации.
Сегментирование рынка является непременным атрибутом его изучения, основой разработки стратегии целевого рынка. Основоположником проведения процесса сегментации является Ф.Котлер, писавший «Сегментирование рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и комплексы маркетингу»
На региональном потребительском рынке субъекты спроса, или покупатели, отличаются: по полу, возрасту, образованию, привычкам, традициям в потреблении, уровню доходов и т.д. Анализ ситуации на рынке, а также изучение выбора покупателями товаров в соответствии с указанными особенностями позволяют выделить множество рыночных сегментов, каждому из которых соответствуют различные модели покупательского поведенья. Другими словами, сегментация регионального рынка представляет собой разделение потребителей на отдельные группы, однородные по своим требованиям.
Значение выделения сегментов состоит в том, что нет необходимости ориентироваться на весь рынок, следует целенаправленно действовать, учитывая интересы определенной группы потребителей, т.е. сегмента. Поэтому маркетинговый подход изучения потребительского рынка методом сегментации позволяет выделять целевой рынок: одну определенную группу потребителей. Товары и услуги со стороны продавцов адаптированы для этой группы потребителей, так же как цены, дополнительные услуги и т.д. Именно через политику рыночной сегментации реализуется один из принципов маркетинга - ориентация производства на известного, адресного потребителя.
Основная литература: 2, 5, 6, 7, 8, 10, 15, 18.