Коммуникативная эффективность. оказывается возможным получение новых знаний при чтении уже известного текста
оказывается возможным получение новых знаний при чтении уже известного текста.
Феномен чтения известного текста приводит Лотмана к формулировке гипотезы о двух возможных механизмах получения информации, образно говоря, записке и платке с узелком. Если в первом случае сообщение заключается в тексте и может быть оттуда извлечено, то во втором случае сообщение нельзя извлечь из текста, который играет здесь чисто мнемоническую роль. Здесь сообщение играет роль ключа, вызывающего процессы обработки информации внутри сознания получателя, что, в свою очередь, ведет к
возрастанию информации.
Еще одна аналогия была выражена Лотманом в процессе анализа фольклорной коммуникации. Это скульптура и игрушка. «Скульптура рассчитана на созерцание: она монолог, который должен быть услышан, но не требует ответа, она — сообщение, которое адресат должен получить. Игрушка, кукла, не ставится на постамент — ее надо вертеть в руках, гать, сажать или ставить, с ней надо разговаривать и за нее отвечать. Короче, на статую надо смотреть, с куклой следует играть».
В случае со скульптурой Потребитель отнесен со своей классической позиции на точку пассивного и даже не очень-то нужного созерцателя. Сообщение не предназначается для данного конкретного Потребителя. Смотри оценивай, но не коммуницируй!
Генератором кодов Ю. Лотман считал культуру. Все явления культуры трактуются им как разного рода коммуникативные механизмы, т.е. как разного рода языки. И все это в рамках одной культуры. Что уж говорить о коммуникативных процессах между разными культурами. Как пример технократиского подхода, приведем рекламу шоколада Dove, позиционировавшегося на самостоятельных — Self - made — женщин. В красиво сделанном, элегантном ролике героиня рассказывала, как ей нравится этот шоколад, что без него что-то не так и т.д. В итоге опроса же выяснилось, что 80% тех, кто смотрел этот ролик, восприняли героиню клипа как... валютную проститутку.
Парадигмой Тартуско- Московской семиотической школы является приоритетность лингвистического подхода для анализа коммуникативных механизмов и использование его для описания даже совершенно далеких от естественного языка явлений, например языков программирования или процессов в электронных средствах связи.
Модель Умберто Эко
В нашей стране итальянский семиотику. Эко известен широкой публике в большей степени как автор таких романов, как «Имя розы», «Баудолпно», «Маятник Фуко» и особо цени мой авторами этих строк книги под названием «Как написать дипломную работу»..
В стандартную модель коммуникации Эко вносит такой фактор, как лекси
А. Кутлалиев
А. Попов
коды, или вторичные коды, под которыми он понимает разного рода дополнительные значения, известные не всем, а только части аудитории. У. Эко не во всем согласен с моделью Лотмана, указывая, что «далеко не все коммуникативные явления можно объяснить с помощью лингвистических категорий». Большое количество своих исследований Эко посвятил визуальному языку. построив ряд конкретных моделей визуальной коммуникации. Умберто Эко дополняет модель Барта наличием прошлого опыта, отмечая, что реклама пользуется визуальными знаками с устоявшимися значениями, вызывающими привычные ассоциации. Например, изображение молодой супружеской пары с ребенком отсылает к представлению «нет ничего прекраснее семейного счастья.» и, следовательно, к аргументу: «Если это счастливое семейство пользуется этим продуктом, то почему этого не делаете вы?»
В рамках рекламы Эко выделяет те же шесть функций языка, которые были предложены Якобсоном: Наряду с всегда преобладающей эмотивной функцией могут быть выделены референтивная («в состав стирального порошка Х входит синька»), фатическая («бой часов напоминает...»), .метаязыковая («Это не Вон, если это не Пецциоль»), эстетическая («стирка Омо — чистота дома»), императивная («Только у Пирелли»).
В исследовании о коммуникации в рамках массовой культуры У. Эко вывел постулат о том, что сообщения массовой культуры написаны одновременно как автором, таки читателем. С учетом того, что реклама, безусловно, относится к явлениям массовой культуры, данный постулат подтверждает сложившуюся практику пре - тестирования, где соавтором рекламного сообщения становится потребитель.
В начале 90-х годов, будучи расширенной и углубленной, концепция соавторства рекламодателя и потребителя была использована в направлении «ЖИВЫХ» роликов testimonials, где в кадре фигурировали не рекламные персонажи, а реальные потребители, которые лично и от себя говорили что-то убедительное о продвигаемом товаре или услуге. Впоследствии это частично вошло в теорию интегрированных маркетинговых коммуникаций (ИМК). Там участие потребителя в рекламе уже переросло банальное тестирование креативной идеи и простое мелькание в кадре. Концепция ИМК позволила конечным пользователям полноценно участвовать в продвижении товаров1.
В то же время наиболее интересным объектом изучения Эко считает точки возникновения лжи, которая характерна именно для естественного языка. Как тут не вспомнить вечную проблему юстиции («врет как очевидец») и социологии («врет как респондент»). Подробнее — Вставка 6.
___________________
1 Подробнее см.: Попов А. ИМК. Теория и практика // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2001. 5.
Глава З