Выявление сегментов рынка
Здесь перед исследователем рынка встают следующие вопросы:
1. Кто покупает и использует товары или услуги предприятия? Это основной и важнейший вопрос в определении целей бизнеса. Большинство предприятий ориентировано на разные категории покупателей, каждая из которых имеет свои потребности, ожидания и предпочтения. Например, потребителями стеновых панелей новосибирской фирмы «Мастер К» являются строительные организации, занимающиеся отделкой помещений, а также владельцы помещений, сами производящие ремонтные работы. Чтобы панели были проданы, необходимо работать с каждой группой потребителей.
2. Кто самый крупный покупатель? (Правило Парето гласит, что 20% покупателей делают 80% всех покупок.)
3. Кто является потенциальным потребителем среди тех, кто в настоящее время не покупает товар?
4. Как сегментировать рынок? Каково текущее состояние рынка и перспективы его развития?
Сегментирование рынка – это разбивка рынка на четкие группы покупателей, каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и, следовательно, применение своего комплекса маркетинга.
Процесс сегментирования рынка состоит из четырех этапов:
1. Формирование критериев и признаков сегментирования рынка.
Наиболее общими группами критериев сегментации потребителей являются:
§ географические критерии (мировой рынок, российский, областной и т.д.);
§ социально-демографические (пол, возраст, образование, уровень дохода, семейное положение, социальный статус и др.);
§ поведенческие (образ жизни, занятия, мотивы покупок и т.д.), например, садоводы, вегетарианцы, люди, предпочитающие покупать новинки.
Потребители-предприятия могут быть сегментированы по размеру (крупные, средние, мелкие), форме собственности (частные, акционерные, государственные), по отраслям, месту расположения. Товары можно сегментировать по размеру упаковки (напитки в разных емкостях), уровню цен, по назначению (автомобиль для среднего класса, для богатых людей) и другим факторам. Сегментация рынка может быть многомерной, т.е. при ее проведении используются разные факторы в комбинации.
Рыночные сегменты не являются раз и навсегда установленными, могут изменяться. Привлекательность сегмента определяется его размером, темпом роста и интенсивностью конкуренции внутри сегмента. Следовательно, при разработке стратегии необходимо принять решение о том, будут ли рынки сегментированы и выработаны различные стратегии для разных сегментов.
2. Выбор метода сегментирования.
Какого-то единого метода сегментирования рынка не существует, в каждом конкретном случае в зависимости от целей маркетинга и конкретной ситуации маркетологи фирмы выбирают разные признаки и схемы сегментирования. Сегментирование можно провести всего по двум признакам: по возрасту потребителей и по уровню доходов (рис. 7).
Источник: [3, с. 51]
Такая схема сегментирования, одним из признаков которой является уровень доходов потенциальных потребителей, может быть целесообразной, например, для определенных моделей обуви, одежды, вида услуг, места продажи, частоты потребления товара и т.п.
3. Интерпретация, или описание профилей полученных сегментов. Каждый сегмент описывается с точки зрения половозрастного состава, доходов, предпочтений и т.д.
4. Выбор целевых сегментов, выделяют три стратегии работы с сегментами:
− недифференцированный маркетинг – организация игнорирует различия между разными рыночными сегментами и выходит на весь рынок с одним продуктом,
− дифференцированный маркетинг – организация решает действовать на нескольких сегментах, со специально для них разработанными продуктами,
− концентрированный маркетинг – предполагает фокусирование внимания на обслуживании единственного сегмента, который может быть намного меньше, чем рынок в целом.