Для самостоятельной работы студентов

ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Курс 5

Дисциплина: ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ.

МЕРЧАНДАЙЗИНГ В АПТЕЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Составители:

Доц. Нурахов Д.Б.

Доц. Шопабаева А.Р.

Алматы, 2014

ТЕМА 1:РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА

ЦЕЛЬ

Формирование компетенций (знания, умения и навыки):

1. Формирование знаний по развитию теории и практики менеджмента.

2. Формирование умений по дифференциации целей и практики менеджмента.

3. Формирование коммуникативных компетенций по периодам развития теории и практики менеджмента.

4. Формирование правовых компетенций по соблюдению правил управления бизнесом.

5. Самосовершенствование – написание рефератов по предложенным темам, рецензий, проведение презентаций, решение ситуационных задач, составление тестовых заданий.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ

Сформировать умения студентов по:

· разделению труда;

· дифференциации уровней управления;

· управлению финансовым менеджментом;

· определению целей, задач, функций и методов финансового менеджмента.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ

Выполнение заданий, обсуждение с преподавателем вопросов по теме занятия, решение ситуационных задач.

ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

Задание 1. Решение ситуационных задач.

ЗАДАЧА № 1. Качества преуспевающего менеджера:

· доскональное знание дела, которым занимается, т.е. специалист в нем;

· администратор и лидер одновременно;

· учет баланса интересов всех сторон, участвующих в совместном бизнесе;

· коммуникабельность и воображение стратега;

· широкий интеллектуальный кругозор, высокие моральные стандарты.

Определите по нижеприведенным данным отличительные черты хозяйственного руководителя и менеджера, после этого озаглавьте колонки соответственно:

А 1. Действует на основе привычки к исполнению решений, принимаемых «наверху», внутренне несвободен, боязлив и безынициативен, боится риска. 2. Обычно выступают в качестве инженеров, техноло-гов, а то и прос­то «диспетчеров», «пожарных», «тол-качей», снабженцев и т.п. 3. Ориентирован на выполнение пла­на любой ценой (сейчас - на получение хозрасчетной прибыли), сводя к минимуму возможные неприятности, связанные с самостоятельными решениями, действиями. 4. Обладает иррациональным сознанием псевдорелиги-озного типа (культ вышестоящих, вера в сис­тему и т.д.). 5. Обладает двойным мышлением, псевдологикой. Избе-гая запретов и ограничений, на практике реализует решения, выдвигая для начальства тривиальные и легко проверяемые решения. 6. Недемократичен и не склонен к дискуссии, как в со-знании, так и в жизни. Несориентирован на лич­ность подчиненного. 7. Плохо обучаем, негибок, слабо инфор­мирован, замкнут. Б 1. Самостоятельно принимает решения, инициативен, идет на риск, преду-смотрев заранее возможные издержки. 2. Руководитель высокого ранга, заботя-щийся о внесении из­менений в дейст-вующее законодательство и правила экономической игры, когда прежние положения становятся тормозом на пути нововведений на производстве. 3. Озабочен созданием команды едино-мышленников, т.е. формированием условий для оптимизации процессов административного руководства с групповой самоорганизацией в трудо-вом коллек­тиве. 4. Рационален и критичен. 5. Логичен, лишен двойного сознания. 6. Постоянно культивирует диалог, дис-куссию, плюрализм мнений. Сориен-тирован на личность. 7. Открыт для информации и динами-чен.
8. Не умеет работать в условиях выбора из многообра-зия возможностей, в част­ности в условиях свободной рыночной экономики. 9. Некомпетентен в вопросах человеческих отношений, менеджмента, психологии, ограничен в смысле круго-зора, эрудиции. 8. Сориентирован на социальную и экономическую свободу, конкурен-цию. 9. Компетентен, обладает широким кругозором и эрудицией.

ЗАДАЧА № 2. Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми, сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

Определите, можно ли считать организациями аптечные учреждения? Назовите некоторые из них, дайте обоснование. Перечислите штатные должности, относящиеся к руководящему персоналу в хозрасчетных аптеках с разным объемом работы.

ЗАДАЧА № 3. Процесс управления, принимаемый к любой организации, заключается в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель.

Определите виды деятельности, за которые несет ответственность заведующий аптекой.

ЗАДАЧА № 4. Финансовый менеджмент реализуется в рамках частной собственности, требую­щей четкого законодательного оформления вещных и обязательственных прав субъек­тов собственности - учредителей и участников предприятий и коммерческих организа­ций; имеет особенности, вытекающие из организационно-правовой формы предприятия и коммерческой организации, зафиксированной в учредительных документах.

Можно ли считать равнозначными условиями функционирования финансового менеджмента на аптечных предприятиях разных форм собственности - государствен­ных, частных и муниципальных? Перечислите условия функционирования финансового менеджмента.

ЗАДАЧА № 5. Приступая к выполнению обязанностей финансового менеджера, следует изучить учредительные документы предприятия, на котором предстоит работать, обратив осо­бое внимание на организационно-правовую форму, порядок распределения прибыли, состав и условия образования денежных средств.

Определите отличительные особенности организационно-правовых форм следующих ком­мерческих организаций: полное товарищество, коммандит­ное (или смешанное) товарищество, товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) или акционерное общество закрытого типа, товарищество с дополнительной ответственностью, акционерное общество открытого типа, производственный коопе­ратив, предприятие-арендатор, хозяйственное объединение.

ЗАДАЧА № 6. Аренда имущества - это срочное возмездное владение и пользование имуществом, переданным арендатору арендодателем для самостоятельного осуществления предпри­нимательской деятельности на основе договора. Имущественный наем, договор, по ко­торому определяется вознаграждение - арендная плата. В последние годы широкое рас­пространение получила финансируемая аренда, сопровождающаяся переходом права собственности на арендуемое имущество от арендодателя к арендатору по истечении срока аренды. В зависимости от продолжительности арендного периода в мировой фи­нансовой практике различают три вида аренды: лизинг, хайринг, рейтинг.

Определите сроки аренды каждого вида. При каком виде аренды предусматри­вается право передачи предмета аренды?

Задание 2. Финансовое обеспечение предпринимательства - это управление капиталом, деятельностью по его привлечению, размещению и использованию. Перечислите три основные функции финансового менеджмента, связанные с управлением капиталом.

Задание 3. В нижеприведенном списке функций определите относящиеся к финансовому менеджменту:

· анализ финансовой отчетности;

· анализ производственной отчетности;

· прогнозирование денежных средств;

· выпуск акций;

· получение займов и кредитов;

· операции с инвестициями;

· организация реализации товаров;

· оценка операций слияния и поглощения фирм;

· организация учета и отчетности;

· анализ издержек производства.

Задание 4. С 01.01.2011 по 01.07.2011 в МЗ РК получено 338 лицензий на право заняться фармацевтической деятельностью:

· аптек - 116;

· аптечных магазинов - 5;

· аптечных складов - 62;

· складов медтехники - 4;

· аптечных пунктов - 72;

· аптечных киосков - 59;

· производств - 8;

· магазинов оптики и изделий медицинского назначения - 12.

Определите принципиальную разницу в формировании уставного фонда в нижеприведенном сокращенном списке фармацевтических компаний, получивших лицензию МЗ РК на фармацевтическую деятельность за июнь-июль 2010 года:

· АООТ «Компания Фармация».

· Коммандитное хозяйственное товарищество «Фазылова и компания».

· Полное товарищество «Лариса и компания».

· ТОО «Дарихана-46».

· ЧП Айгожина А.Х.

· Товарищество с дополнительной ответственностью «Фирма Медиа».

· Частный предприниматель Жаксылыкова Р.М.

· АОЗТ «Машпед-Казинтекс».

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Основные понятия и положения, которые должны усвоить студенты

Значимость менеджмента в культуре развитых капиталистических стран была особенно ясно осознана в 30-е годы ХХ века. Уже тогда стало очевидным, что деятельность эта превратилась в профессию, область знаний - в само­стоятельную дисциплину, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению, - в весьма влиятельную общественную силу, т.к. решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

В зрелой рыночной экономике крупнейшие корпорации, банки состав­ляют стержень экономической и политической силы великих наций. Отних зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информа­ционные сети по всему миру. Однако не менее важен и малый бизнес, со­ставляющий по количеству более 95% всех фирм, а по значению - это наи­большая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса и других нововведений, для населе­ния - это еще и работа. Умелое управление огромными многоуровневыми и разветвленными корпоративными структурами, а также малым бизнесом зна­чит выжить, устоять, вырасти, т.е. это вопрос эффективного менеджмента.

В общем смысле английское понятие «менеджмент» и русское «управление» и соответственно «менеджер» и «руководитель» можно считать од­ним и тем же. Вместе с тем американцы, говоря о менеджменте, почти всегда подразумевают фигуру менеджера - человека, субъекта управления, действующего в некоторой организации. В более общем смысле применяют термин «администрация», который в большей степени отражает обезличенную систему управления. Менеджер в их понятии - профессиональный управляющий, осознающий, что он представитель особой профессии, про­шедший специальную подготовку, а не просто инженер или экономист, за­нимающийся управлением.

Заняв управленческую должность, став руководителем, необходимо по­мнить, что ценен знающий свое дело, умеющий хорошо управлять, доби­ваться поставленных целей человек, сознающий свою профессиональную принадлежность к менеджменту. Следует освоить сумму знаний, касающихся непосредственно менеджмента, придерживаться стандартов, даже внешних атрибутов поведения, присущих менеджерам независимо от внешности и образования.

Понятие «менеджмент» соседствует с понятием «бизнес» - деятельностью, направленной на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг.

Управление бизнесом - это управление коммерческими хозяйственны­ми организациями. Как синоним можно применить термин «деловое администрирование». Термин «менеджмент» применим к любым типам, но если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное управление».

Бизнесмен и менеджер - не одно и то же. Бизнесмен «делает деньги», это владелец капитала, находящегося в обороте, приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, не занимающий постоянной должности в организации, но он является владельцем ее акций, может состоять членом правления. Менеджер же обязательно занимает постоянную должность, в его подчинении находятся люди. Несколько более частный случай бизнеса - предпринимательство. Это вид деятельности, связанный с личностью предпринимателя - человека, который осуществляет бизнес, затевая новое дело, реализуя некоторое нововведение, вкладывая собственные средства в новое предприятие и принимая на себя личный риск. Основу мира менеджеров составляют организации - формальные, неформальные, а также сложные, которые обуславливают существование менеджера.

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся специфических конкретных целей (отделы, службы и др.), а также многочисленных неформальных групп, возникающих спонтанно.

Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы, чтобы она была успешной.

Итак, в организации существуют две внутренне органичные формы разделения труда. Первая - разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда. Вторая, называемая вертикальным разделением, отделяет работу по коорди­нированию действий от других действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

Хотя все руководители играют определенные роли и выполняют определенные функции, это не значит, что они заняты выполнением одной и той же работы. В крупных, организациях для обеспечения разграничения управленческого труда применяют горизонтальный характер разделения: расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений производственных работ. Координацию этих работ будут производить руководители других руководителей, пока не будет достигнут уровень руководства неуправленческим персоналом - людьми, физически производящими продук­цию или оказывающими услуги. Такое (вертикальное) развертывание разде­ления труда в результате образует уровни управления.

Общеупотребительный способ описания уровней управления состоит в выделении руководителей (управляющих) низового звена или операционных управляющих, руководителей (управляющих) среднего звена и руководителей (управляющих) высшего звена:

для самостоятельной работы студентов - student2.ru

Вне зависимости от уровней управления руководителей делят на три категории, с точки зрения функции, выполняемой руководителем в организации. Лица на техническом уровне в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг. Лица, находящиеся на управленческом уровне, в основном заняты управлением и координацией внутри организации - согласовывают разнооб­разные формы деятельности и усилия различных подразделений. Руководители на институциональном уровне (государство, бизнес, религия, корпорации и т.д.) в основном заняты разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями между организацией и внешней средой, обществом, в котором существует и функционирует организация.

Руководители низового звена - младшие начальники. Руководители первого (низового) звена или операционные руководители - это организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управля­ющими). В основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения непосредственной информации о правильности выполнения этих заданий. Руководители этого звена часто отвечают за не­посредственное использование выделенных им ресурсов, таких, как сырье и оборудование. Типичными названиями должностей на данном уровне являются: мастер, мастер смены, сержант, заведующий отделом, старшая медсестра, заведующий кафедрой управления в школе бизнеса. Большая часть руководителей - это руководители низового звена. Большинство людей начинают свою управленческую карьеру в этом качестве.

Исследования показали, что работа руководителя низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями, характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Они и реализуются в течение менее чем двух недель. Много времени уходит на общение с подчиненными (около половины рабочего времени), немного - с другими мастерами и совсем мало - со своим начальством.

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу младших начальников. За последние десятилетия это звено управления значительно вы­росло и по своей численности, и по своей значимости. В большой организации может быть столько руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. Тогда возникают два уровня: верхний уровень среднего звена управления и низший. Т.е. образуют­ся четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший сред­ний и низовой. Типичными должностями среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан (в колледже), управляющий сбытом по региону или по стране, директор филиала. Армейские офицеры от лейтенанта до полковника, священники в сане епископов считаются руководителями среднего звена в своих организациях.

Трудно делать обобщения относительно характера работы руководителя среднего звена, т.к. она значительно варьирует от организации к организации и даже внутри одной организации. Некоторые организации предоставляют руководителям среднего звена большую ответственность, делая их работу в определенной степени похожей на работу руководителей высшего звена. К примеру, они определяют проблемы, начинают обсуждения, рекомендуют действия, разрабатывают новаторские, творческие предложения. Часто возглавляют круп­ное подразделение или отдел в организации. Характер работы таких руководителей в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. В основном они являются буфером между руководителями высшего и низшего звеньев, готовя информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передавая эти решения, обычно после трансформации их в технологически удобную форму в виде спецификаций и конкретных заданий, низовым линейным руководителям, проводя около 80% времени в устном взаимодействии, устном общении.

Руководители высшего звена - высший организационный уровень, гораздо малочисленнее других. Даже в крупных организациях - всего несколько человек. Типичные должности: в бизнесе - председатель Совета, президент, вице-президент корпорации и казначей корпорации; в армии - генералы; в среде государственных деятелей - министры; в университете - канцлеры (ректоры).

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений для организации в целом или для основной ее части, выполняя огромное количество работы в течение дня недели в напряженном темпе (рабочая неделя продолжи­тельностью 60-80 часов в неделю - не редкость). Расход времени руководителей данного уровня:

для самостоятельной работы студентов - student2.ru

В службе «Фармация» по уровню управления различают руководителей низового, среднего, высшего звеньев; их также классифицируют на функциональных (начальников планово-финансового, торгового отделов, центра фармацевти­ческой информации) и линейных (руководителей производственных объединений, заведующих аптеками, их заместителей, заведующих контрольно-аналитическими лабораториями ит.д.).

В основе деятельности руководителя аптечным хозяйством всех звеньев управления лежит оперативное воздействие на управляемую систему, включающую кадровые, денежные и другие ресурсы, а также арсенал лекарственных средств.

Финансовый менеджмент - сложный процесс управления денежным оборотом, фондами денежных средств, финансовыми ресурсами предприятий и коммерческих ор­ганизаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Он зародился в связи с формированием рыночной экономики и развитием предпринима­тельства. Занимаются финансовым менеджментом профессионалы, владеющие всей ин­формацией о стратегии и тактике предприятия.

Деловые качества финансового менеджера - это способность обеспечивать теку­щую потребность в денежных средствах, оценивать окупаемость предлагаемых к реали­зации проектов и осуществлять их финансирование. На фоне перемен в экономике дея­тельность финансового менеджера требует нетрадиционных путей решения возникаю­щих проблем при условии сохранения платежеспособности, рентабельности, управляе­мости финансовыми ресурсами.

Задача финансового менеджера - обеспечивать сбалансированность материальных ресурсов и капитала в каждый данный отрезок времени. Финансовый менеджмент тесно взаимодействует с другими науками, с прогрессивными преобразованиями, внедряе­мыми в практику хозяйствования, привносит в экономику предприятий новую систему ценностей, изменяет приоритеты и тенденции развития. С ним связаны принципиально новые формы и методы финансовой работы, воздействия на эффективность хозяйство­вания.

Необходимые условия функционирования финансового менеджмента:

· частная собственность на средства производства и землю;

· самофинансирование предпринимательской деятельности;

· рыночное ценообразование;

· рынок труда, товаров и капитала;

· четкая регламентация государственного вмешательства в деятельность предприятий, подкрепленная системой рыночного законодательства

Решающее значение для выявления сущности финансового менеджмента имеет проблема собственности, которая связана с ходом приватизации, что означает приобретение юридическими и физическими лицами у государства, мест­ных органов управления в частную собственность предприятий и их подразделений; материальных и нематериальных активов предприятий; долей, паев, акций государства и местных органов управления в капитале акционерных обществ и товариществ; долей, паев, акций приватизируемых предприятий в капитале иных акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий, союзов и других объединений.

Поскольку финансовый менеджмент может быть реализован только в рамках частного предпринимательства, его развитие напрямую зависит от темпов и масштабов приватизации.

Приватизация основана на том, что собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом; умеет передавать свои полномочия другому лицу, использовать имущество в качестве предмета залога, а так­же совершать в отношении своего имущества любые действия, не противоречащие за­кону.

Предпринимательскую деятельность может осуществлять сам собственник (директор) или управляющий его имуществом, что регламентируется контрактом на ведение предпринимательской деятельности, определяющим взаимные обязательства сторон, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон.

Взаимоотношения предпринимателя и менеджера строятся также на основе кон­тракта. Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менед­жеру, - это эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств, использование финансовых ресурсов.

Финансовый менеджер - это, по сути, фетишизированный собственник, осуществляющий воздействие на движение капитала, текущую прибыль, накопления и инвести­ции.

Действия предпринимателя определяются, главным образом, поведением постав­щиков, потребителей и конкурентов, а финансового менеджера - поведением инвесто­ров, прежде всего акционеров, кредиторов (включая коммерческие банки), финансо­вых органов, в т.ч. налоговых инспекций, страховых компаний. Схема взаимодействия собственника, предпринимателя и финансового менеджера изображена на схеме:

для самостоятельной работы студентов - student2.ru

Предприниматели и собственники, желающие преуспеть в большом бизнесе, соз­дают высококвалифицированную службу финансовых менеджеров, занимающихся уп­равлением и финансированием, определяющих масштабы и приоритеты бизнеса. Таким образом, финансовый менеджмент - это вид профессиональной деятель­ности, направленный на управление финансово-хозяйственными операциями фирмы на основе современных методов. Он включает в себя:

· разработку и реализацию финансовой политики фирмы и использование различных финансовых инструментов;

· принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и выработку мето­дов реализации;

· информационное обеспечение путем составления и анализа финансовой отчетности фирмы;

· оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций, оценку за­трат на капитал, финансовое планирование и контроль;

· организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

Методы финансового менеджмента позволяют оценить:

· риск или выгодность того или иного способа вложения денег;

· эффективность работы фирмы;

· скорость оборачиваемости капитала, его производительность.

Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом и ее от­дельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли.

Такими целями могут быть:

· максимизация прибыли;

· достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

· увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев фирмы);

· повышение курсовой стоимости акций фирмы и др.

В конечном счете все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотноше­ния между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимае­мыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.

Например, в краткосрочном финансовом управлении, принимаются решения о сочетании таких целей, как увеличение прибыли и повышение курсовой стоимости акций, поскольку эти цели могут противодействовать друг другу. Это возникает в том случае, когда фирма, инвестирующая капитал в производство, несет текущие убытки, рассчитывая на получение высокой прибыли в будущем, которая обеспечит рост стои­мости ее акций. С другой стороны, фирма может воздержаться от инвестиций в обнов­ление основного капитала ради получения высокой текущей прибыли, что впослед­ствии может отразиться на конкурентоспособности ее продукции и приведет к сниже­нию рентабельности производства, а затем к падению курсовой стоимости ее акций я, следовательно, к ухудшению положения на финансовом рынке.

В долгосрочном финансовом управлении, ориентированном на те же конечные це­ли, прежде всего учитываются факторы риска и неопределенности, в частности, при определении предполагаемой цены акции как показателя отдачи на вложенный капитал.

Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных под­разделений при принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финанси­рования. В конечном итоге основная задача финансового менеджмента - принятие решения по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. Поэтому управ­ление потоками финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

Поток финансовых ресурсов составляют денежные средства:

· полученные в результате финансово-хозяйственной деятельности фирмы;

· полученные на финансовых рынках через продажу акций и облигаций, полу­чение кредитов;

· возвращенные субъектам финансового рынка в качестве платы за капитал в виде процентов и дивидендов;

· инвестированные и реинвестированные в производственно-хозяйственную деятель­ность;

· направленные на уплату налоговых платежей.

Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразде­лить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифир­менному учету и финансовому контролю.

1) Блок по управлению внешними финансами реализует отношения фирмы с юридическими и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающие в качестве клиентов, заимодателей, по­ставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:

· управление оборотными активами фирмы - движением денежных средств, расчетами с клиентами;

· управление материально-производственными запасами и многое другое;

· привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.

2) Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:

· контроль за ведением производственного учета;

· составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;

· сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финан­сами и для предоставления данных внешним пользователям;

· составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;

· анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;

· оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.

В функции финансового менеджмента входят:

· анализ финансовой отчетности;

· прогнозирование денежных средств;

· выпуск акций;

· получение займов и кредитов;

· операции с инвестициями;

· оценка операций слияния и поглощения фирм.

Ответственность за достижение конечных целей финансового менеджмента в крупных фирмах возлагается на вице-президента фирмы по финансовым вопросам, который входит в состав Совета директоров, а в небольших фирмах - на заместителя директора по финансам.

Вице-президенту по финансовым вопросам подчиняется казначей и контролер с соответствующим аппаратом (службами, отделами, секторами). К функциям казначея относится блок по управлению внутренними финансами. В функции контролера входит блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.

Важнейшие решения, принимаемые в области финансового менеджмента, относят­ся к вопросам инвестирования и выбору источников его финансирования.

Инвестиционные решения предполагают выделение двух видов финансового управления: краткосрочного и долгосрочного, имеющих свои специфические черты.

1) Краткосрочные инвестиционные решения направлены на определение структуры капитала фирмы на текущий период, которая отражается в ее балансе. Принятие таких решений требует от финансовых менеджеров глубоких профессиональных знаний в об­ласти краткосрочного финансового управления фирмой, умения применять обоснован­ные методы их реализации с учетом текущих тенденций развития рынка.

2) Долгосрочные инвестиционные решения, или стратегические, направле­ны на обеспечение успешного функционирования фирмы в будущем и требуют от фи­нансовых менеджеров конкретных профессиональных знаний, практического опыта и навыков в использовании современных методов анализа для выбора оптимальных на­правлений и путей развития фирмы на перспективу, с учетом объективных закономер­ностей развития рыночной экономики.

Финансовая политика в централизованном управлении затрагивает все стороны ее экономической деятельности: научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение и сбыт, - отражает в концентрированном виде влияние много­численных внутренних и внешних факторов. Однозначно определить конкретные фор­мы и методы проведения финансовой политики довольно трудно, однако об общих ее чертах и принципах, а также инструментах финансовой политики можно говорить. Важнейшие из них: распределение и перераспределение прибыли; финансирование и кредитование деятельности различных подразделений; определение структуры и харак­тера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.

Финансовые инструменты составляют важнейшую сторону деятельности фирмы. В современных условиях главная особенность финансовой политики фирмы состоит в их комплексном использовании, с преобладающим значением того или иного инструмента в зависимости от конкретных условий. Одним из инструментов финансового менеджмента, а также источником информа­ционного обеспечения является система управленческого учета - новый вид деятельно­сти в системе управления. Его цель - обеспечение управленческого звена фир­мы информацией оперативного и финансового учета, необходимой для анализа финан­сово-хозяйственной деятельности, принятия на этой основе оптимальных управленче­ских решений и контроля за их реализацией. С развитием технических средств инфор­мационного обеспечения управленческой деятельности - компьютерной сети, телеком­муникаций - стало возможно накапливать базы данных внутрифирменной информации и получать незамедлительно всю необходимую информацию для оперативной деятель­ности и управления.

Для облегчения работы в разных странах ведение учета и отчетности производит­ся в соответствии с международными стандартами учета и отчетности, разработанными специализированными международными организациями или международной практи­кой учета.

Управленческий учет тесно связан с другими функциями управления, прежде всего с планированием, являющимся исходным пунктом управленческого цикла. При опреде­лении целей и задач финансово-хозяйственной деятельности планирование опирается на анализ экономической информации о результатах финансово-хозяйственной дея­тельности фирмы в прошлый, текущий и будущий периоды.

Управленческий учет как система внутрифирменного управления включает в себя четыре вида учета и отчетности: бухгалтерский, оперативный, финансовый и статисти­ческий, каждый из которых выполняет свои специфические функции и имеет опреде­ленные формы отчетности. Все четыре вида учета определяются понятием «экономи­ческая информация»: она составляет базу для принятия управленческих решений.

1) Бухгалтерский учет представляет собой глобальную информационную систему о результатах текущей хозяйственной деятельности фирмы, предназначенную для опера­тивного управления и обеспечения финансовой и статистической отчетности. Фиксиру­ет состояние и движение ресурсов, затраты на производство продукции и результаты ее реализации. Ведение бухгалтерского учета предполагает выявление доходов и прибылей по результатам всех коммерческих операций. Учет доходов и прибыли ведется регулярно, как правило, ежемесячно, а с применением компьютеров - ежедневно.

2) Оперативный учет обслуживает текущее повседневное управление фирмой, в основе его лежит бухгалтерский учет. Информация предназначена для управления операци­онными видами хозяйственной деятельности или отдельными операциями, основные показатели - доходы и затраты, включая калькулирование себестоимости всех видов выпускаемой продукции.

Наши рекомендации